Морянка программа регионального содержания



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Морянка»

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Морянка», Архангельск, ОИПЦ «Перспективы образования», 2011 год

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена хрестоматией «Морянка», авторы Е. Н. Еременко, Н. М. Зыгина, Г. В. Шевченко.

Цель курса «Морянка» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Севера, его истории, культуре, и с уважением – к жителям края.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

воспитать эмоционально – волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

сформировать чувство ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия.

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводиться практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовывать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно – диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок имеет потенциальные возможности, для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В результате обучения на ступени начального общего образования школьники:

получат знания о своей малой родине;

получат представления об Архангельской области как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии, географии части Российской Федерации;

обретут чувство гордости за Поморье, народ и его историю;

воспитают чувство гражданственности и любви к Родине;

получат возможность формирования мировоззренческой, нравственной,

экономической, социальной, политической, экологической культуры;

научатся содействию взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио-и видео фрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Морянка»

Я и моя семья

Выпускник научится:

составлять рассказы о своей семье;

узнает о происхождении своего имени;

соблюдать семейные традиции, праздники

Выпускник получит возможность научиться:

создать родословную своей семьи;

создать энциклопедию имён учащихся, родителей

Родной край

Выпускник научится:

узнает об истории родного края,

узнает о происхождении края, об истории его названия;

уважать и соблюдать традиции жителей Севера;

узнавать и ценить достопримечательности Архангельской области;

ценить и уважать труд северян.н

Выпускник получит возможность научиться:

создать альбом, посвящённый истории родного края;

встретиться с интересными людьми, проживающими в родном крае;

познакомиться с особенностями труда и быта северян.

Будем жить в ладу с природой

Выпускник научится:

любить и ценить красоту природы родной местности;

узнавать растения, произрастающие на территории Архангельской области;

узнавать животных, обитающих в Архангельской области;

различать особенности времён года и погоды своей местности;

распознавать явления природы, погодные аномалии;

распознавать природные зоны Севера;

различать водоёмы края;

узнает о полезных ископаемых края

Выпускник получит возможность научиться

заботиться о братьях наших меньших;

бережно относиться к природе;

познакомиться с Красной книгой Архангельской области;

ориентироваться в многообразие растительного и животного мира Архангельской области;

правилам поведения в лесу и у открытого водоёма;

правилам сбора съедобных грибов и лекарственных трав;

составлять гербарий;

составлять мини-энциклопедию растений и животных края;

Административное устройство Архангельской области

Выпускник научится:

пользоваться административной картой Архангельской области;

узнает об органах законодательной и исполнительной власти, об органах местного самоуправления; о губернаторе края

Выпускник получит возможность научиться

составлять рассказы о городах и сёлах края;

встретиться с представителями власти

Символика Архангельской области

Выпускник научится:

различать символы Архангельской области;

Выпускник получит возможность научиться

познакомиться с историей создания герба, флага, гимна края и города;

разучить гимн Архангельской области.

Литература и искусство Архангельской области

Выпускник научится:

читать и анализировать произведения северных писателей, поэтов, композиторов, художников;

различать ремёсла и промыслы народов Севера;

различать жанры устного народного творчества Архангельской области;•узнает о наиболее ярких событиях истории, общественной, спортивной и культурной жизни Поморья.

Выпускник получит возможность научиться:

познакомиться с произведениями северных писателей, поэтов, композиторов, художников;

составлять рассказы об истории возникновения ремёсел;

создавать творческие работы, проекты по данной теме;

составлять отзывы о прочитанных произведениях;

инсценировать различные произведения северных авторов и произведения устного народного творчества.

Содержание программы 3 класс

В третьем классе углубление представлений младших школьников о родном крае происходит на материале по истории и культуре Архангельской области (в отличие от второго класса, где раскрывалось ближайшее окружение, родной город (село). В содержательных линиях это отражено следующим образом.

1. «Вот она какая, дорогая родина моя» –знакомство с символамиАрхангельской области, географическим положением и древними городами.

2. «Родом из поморской славной стороны» –формирование образа северного народного костюма, знаний об Академическом Северном русском народным хоре, северных колокольных звонах, писателях, поэтах и художниках нашего края.

3. «Славные поморы» – изучение периода жизни Михаила Васильевича Ломоносова, связанного с годами его обучения в различных учебных заведениях.

4. «Мой Север, скупой чародей!»– закрепление знаний о природе родного края, формирование эстетических чувств, связанных с её созерцанием.

5. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской»– знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края.

Региональный учебно-методический комплект «Морянка», направлен на то, чтобы в процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края. Для того, чтобы показать при каких условиях уроки, посвященные освоению краеведческого содержания, становятся средством развития детей, в рабочих тетрадях предусмотрены специальные рубрики.

Новой и неосвоенной формой организации деятельности младших школьников является проектная задача.

Проектная задача – это вид учебной задачи, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектные задачи носят принципиально групповой характер.

Задания являются теми отправными точками, которые задают стратегию её решения. Т.е. выполняя задание, дети осваивают шаги и компоненты проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Успешность решения проектной задачи обеспечивается специальным подбором всех необходимых средств и материалов, используемых детьми в процессе работы.

Эффект выполнения проектных задач проявляется в следующем.

1. При решении проектных задач создается реальная возможность организации коллективного взаимодействия учащихся, повышая при этом степень их самостоятельности и активности.

2. Через систему заданий ученики осваивают умения, необходимые в дальнейшем в проектной деятельности, и элементы исследования без явных указаний учителя.

3. Дает возможность наблюдать перенос детьми освоенных в ходе изучения предметного содержания способов действий в модельные ситуации, имитирующие жизненные.

В ходе решения проектных задач школьники подготавливаются к участию в проекте, которые проводятся под руководством учителя во втором полугодии третьего класса).

Оформление документации.

Основным документом по курсу краеведения «Морянка» является рабочая программа, к которой предъявляются требования, принятые в образовательном учреждении («Закон РФ «Об образовании» ст. 32. п.2.пп.7).

Обязательной составной частью рабочей программы является календарно-тематический план, в котором представлено сочетание предметного и краеведческого содержания, количество времени на его изучение и даты проведения уроков. В качестве примера в приложении приведёны различные варианты календарно-тематического планирования.

Оформление журнала.

При реализации курса краеведения «Морянка» в образовательном процессе начальной школы, работающей в условиях 5-дневной учебной недели, темы занятий, раскрывающие региональное содержание, заносятся на страницы предметов, в которые интегрируется. В графе, рядом с записью темы урока ставится пометка «РКМ» — региональный курс «Морянка». Формулировки тем уроков должны отражать интеграцию регионального содержания в предметное. 

Оценивание обучающихся

Знания и умения обучающихся, изучающих курс краеведения «Морянка», проверяются с использованием диагностик, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе готовых диагностических материалов, представленных в методических пособиях и материалах.

Выставление отметок учащимся за степень освоенности регионального содержания в течение всего периода изучения курса краеведения считаем нецелесообразным. Однако в случае интеграции регионального содержания в предметы учебного плана образовательного учреждения, обучающиеся оцениваются в соответствии с общепринятыми нормами.

Комплексное календарно-тематическое планирование по учебно-методическому комплекту «Планета знаний»

 Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Даты проведения

«Вот она какая, дорогая родина моя» –знакомство с символамиАрхангельской области, географическим положением и древними городами.

Окружающий мирТемы уроков:

-Традиции народов нашей страны;

-Города и сёла;

-Изучение влияния деятельности человека на природу.(экскурсия)

-Водные объекты.

Русский язык

Большая буква в именах собственных.

4 урока

1урок

«Родом из поморской славной стороны» –формирование образа северного народного костюма, знаний об Академическом Северном русском народным хоре, северных колокольных звонах, писателях, поэтах и художниках нашего края.

Изобразительное искусство

Тема урока:

Праздничный декор. Писанки.

Литературное чтение

Тема урока:

-Осень в произведениях северных писателей и поэтов;

— Зима в произведениях разных жанров;

-Народные песни.

1 урок

3 урока

«Славные поморы» – изучение периода жизни Михаила Васильевича Ломоносова, связанного с годами его обучения в различных учебных заведениях.

ТехнологияТема урока:

-Чем пахнут ремёсла.

Математика

Тема урока:

-Путешествуем по городам Европы.

1 урок1 урок

«Мой Север, скупой чародей!»– закрепление знаний о природе родного края, формирование эстетических чувств, связанных с её созерцанием.

Изобразительное искусствоТема урока:

-Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже.

-Замкнутый орнамент. Знакомство с северными орнаментами.

Окружающий мир

Тема урока:

-Полезные ископаемые. Добыча и охрана полезных ископаемых нашего края.

1 урок1 урок

1 урок

«Вырастешь большой, будешь хороший и баской»– знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края.

Изобразительное искусство-Тема урока:

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда.

Физкультура— Подвижные игры народов севера.

Технология

Тема урока:

-Семинар раскройщиков. Лоскутное шитьё.

1 урок

1 урок

1 урок

Всего: 17 ч






map