Московский Кремль



Автор: Тертица Ирина Борисовна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ №2

станицы Павловской

Урок по окружающему миру

Тема: Московский Кремль.

Класс: 2 класс

Форма: урок.

Продолжительность: 30 минут.

Цели урока:

Познакомить детей с понятием, что такое Кремль, с историей его строительства в течение веков.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, бережного, трепетного отношения к историческому наследию России; любознательность и пытливость в процессе учения; чувство взаимопомощи.

Формировать интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями.

Развивать наблюдательность, навыки исследовательской деятельности, способности анализировать, обобщать и делать выводы.

Оборудование:

ТСО: Мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация.

Для учителя: раздаточный материал для работы в парах, для работы в группах, геометрический материал.

Методы проведения мероприятия:

— презентация

— практический (работа в группах)

Формы работы:

индивидуальная

— фронтальная

— групповая

Ход урока.

Этапы

урока

Содержание

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организания

учащихся

— Здравствуйте, ребята!

— Меня зовут, Ирина Борисовна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Дети организовано приветствуют учителя, садятся на свои места.

Воспитательные УУД: воспитание чувства дисциплины и самоорганиза

ции

2.Актуализа

ция опорных знаний

а) Викторина

б) Работа в группах

Дети, о каком городе вы говорили на прошлом уроке?

— Что это за город?

-Вспомнить то, что узнали о Москве, поможет викторина от Умной Совы:

1)Какой приблизительно возраст Москвы?

2)Кто изображён на гербе Москвы?

3)Кто основал Москуву?

4)В каком заведении культуры, дети смогут увидеть животных?

5)Самое высокое здание в Москве?

6)На берегах, какой реки стоит город Москва?

(комментарий за каждый ответ)

– Дети, сейчас я предлагаю выполнить задание в паре группах:

Составьте из слов, написанных на карточках, пословицу о Москве и объясните её смысл.

— Молодцы, ребята! Озвучьте пословицу.

-А теперь внимательно посмотрите на экран, проверьте!

— Как понимаете пословицу?

— Что вы знаете о Кремле?

-Что такое Кремль?

-Так о чём будем говорить на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

— О Москве!

«Кремль-сердце Москвы»

Учащиеся пословицу.

Дети затрудняются ответить.

Сегодня мы поговорим о Московском Кремле.

Познавательные УУД:

закрепление и углубление знаний о Москве и её достопримечательностей, воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны;

воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.

Развивающие УУД: развитие основных операций мышления, речи

3. Введение в тему урока

-Итак, план Кремля.

-Для чего был построен Кремль?

— Развитие внимания, восприятия.

4. Изучение нового материала

а) Работа по учебнику

б) Сравни

в) Сравни

г)Путешествие по залам Кремля. Рассказ учителя.

д) Достопримечательности Кремля

5. Физминутка

6. Создание проекта

а) Работа в гуппах.

б) воссоздание «ленты времени»

— Чтобы узнать об этом, нам понадобится открыть учебник на с. 100, прочитать текст учебника и выяснить, что оно означает.

— Читаем по цепочке: 1 предложение учитель, потом учащиеся, с комментированием.

— — Что такое бойница?

Что такое сторожевая?

Вывод:

Так что означает слово Кремль?

— Для чего же построили Кремль жители?

— Действительно, это военное сооружение, по периметру расположено 20 башен, каждая выполняла свою функцию.

Посмотрите на некоторые из них. Сравните их. Все ли одинаковы?

Спасская – самая высокая, Царская – самая молодая и красивая,

Троицкая- произошла от названия церкви «Святой троицы».

— А теперь, давайте войдём во внутрь Кремля. Минуя Спасские ворота, попадаем на Соборную площадь. Три великолепных собора украшают площадь.

— Сравните их.

-Чем похожи?

— чем отличаются?

— А теперь мы подошли к центру Кремля и совершим путешествие по его многочисленным залам. (звучит красивая мелодия)

-Ребята, мы с вами очутились внутри Большого Кремлёвского дворца. Сейчас мы идём с вами по Александровскому залу, посмотрите, какие убранства присутствуют в этом великолепии. Постепенно мы перемещаемся в Георгиевский зал.

— Мы покидаем Кремлёвский двор, выходим и доходим до Колокольни Ивана Великого, Царь – пушки и Царь — колокол

Встаньте и покажите диаметр Колокола в 6 м.

В большой Кремлёвский дворец стремятся попасть многие туристы из разных стран, ведь не каждый день можешь увидеть такую красоту, палаты, в которых, цари встречали дорогих гостей.

— Ребята, как вы думаете, Кремль всегда был такой крепкий, красный каким мы привыкли его видеть? Нет.

— Я предлагаю провести исследование.

— Итак, я начинаю воссоздавать ленту времени создания и перестройки стен Кремля. Далее, мне понадобится ваша помощь. Будем работать в группах. Перед вами карточки – помощники. Каждой группе надо найти необходимые сведения о Кремле и продолжить «ленту времени».

Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад. Это установили археологи. Каким же был первоначальный Кремль?

1 группа:

Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого.

2 группа:

В 1238 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен.

3 группа:

Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого.

4 группа:

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. И в 1367г. они принялись за работу. Её построили из известняка. Кремль так поразил красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.

5 группа:

ИванIII приказал на Москве-реке выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Строили новый Кремль 10 лет с 1485 по 1495 год.

6 группа:

В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Отступая, Наполеон приказал заминировать и взорвать кремлёвские здания. На восстановление разрушений ушло 20 лет, с 1815 по 1836 годы.

Предположения детей.

Это — крепость

Наблюдения детей.

Дети сравнивают.

Дети образуют круг

Дети по ходу работы в группах, отвечают на вопросы и воссоздают «ленту времени»

Познавательные УУД: формирование познавательного интереса

Умение высказывать свою точку зрения Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Развитие критического мышления, основных операций мышления.

Развитие познавательного интереса.

Развитие основных познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.

Воспитание бережного отношения к историческим памятникам своей страны.

7. Итог урока.

— Что означает слово «кремль», -Скорее всего, слово «кремль» произошло от слова «кремниос», что значит «крепкий». А что значит крепкий, найдите?

— есть ещё несколько значений этого слова «кремль»- название хвойного леса «кремлёвник», или «кремль», «кром», «край», «граница».

— Где расположен Кремль?

-Какие достопримечательности -Кремля запомнили?

Ответы детей

Закрепление полученных знаний.

8. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

— Понравился урок, всё удалось – круг.

-Не понравился, не удалось – квадрат.

9. Выставление оценок

10. Домашнее задание

1 ряд- с. 100-101, рассказать о важности Кремля.

2 ряд- с. 102- 103, рассказать о Кремле при Дмитрии донском.

3 ряд- с. 102-103, при Иване 3

Творческое задание- создать, нарисовать Кремль будущего.

(Бой Курантов).






map