Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы



Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы.

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Следует различать понятия мотив и цель.

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотив — побуждение к достижению цели.

Мотивы учения младших школьников

Познавательные мотивы (овладение новыми знаниями, учебными навыками, стремление школьников к самообразованию и направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний)

широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями)

учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний),

мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования)

Социальные мотивы (социальное взаимодействие школьника с другими людьми)

широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения),

узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение),

мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком)

Мотивы учения младших школьников

Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.

Младший школьный возраст имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации учащихся. Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возможно только при высоком уровне школьной мотивации.

Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель — успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

Пути формирования учебной мотивации

Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.

Формированию мотивации в целом способствуют:

•общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;

включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);

•построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);

•занимательность, необычное изложение нового материала;

•образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;

•использование познавательные игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;

•построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

•развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также — на внеурочную деятельность.

Подготовительный этап урока включает в себя:

1.Создание эмоционально – психологической атмосферы урока через организацию атмосферы доверия между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе.

2.Не навязывание учебных целей «сверху». Важно последовательно отрабатывать с учащимися постановку разных целей – близких, перспективных, простых, сложных. Важно, чтобы цели были реально достижимы ( — Подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на уроке; — Ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу; — Определите свои затруднения во время урока).

3.Выбор учителем демократического стиля воздействия на учащихся.

4.Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания взглядом, улыбкой, кивком головы.

5.Применение доступных детям видов массажа: поглаживающего, постукивающего, точечного (самомассаж ушных раковин снимает тревожность, агрессивность и усталость; массирование антистрессовой точки на тыльной стороне обеих кистей рук снимает возбуждение нервной системы и действует успокаивающе).

II.Основной этап урока предусматривает:

1.Постановку учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

2.Создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность и управляющие ими закономерности.

3.Использование дидактических и развивающих игр и упражнений, а также средств ТСО и мультимедийные технологии.

4.Использование постоянных и целенаправленных упражнений и заданий по развитию качеств, лежащих в основе познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов памяти, мышления, внимания и воображения.

5.Соблюдение соответствия учебных заданий возрастным ограничениям и наличию в них уровня оптимальной сложности.

6.Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями для повышения заинтересованности в нём.

7.Включение в середину урока физкультминутки и использование элементов психогимнастики: выражение эмоций через движение.

III.На этапе закрепления и проверки знаний необходимо:

1.Выявление даже маленьких успехов учащихся.

2.Оценивание не только недостатков, но и успехов учеников.

3.Полезно показать, что знал и умел учащийся вчера, что – сегодня. Это даёт возможность ребёнку увидеть своё продвижение, динамику в развитии.

4.Применение групповых форм работы для проверки знаний: работа в парах, взаимопроверка, использование «сигнальных кружков», рассказ задания друг другу.

5.Акцентирование внимания при неудаче не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая ребёнку понять, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием.

6.Исключение ситуации соревнования. Лучше приучать школьников к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.

7.Выявление с учениками причин ошибок и путей их исправления.

8.Важно не сравнивать результаты учебной деятельности или отдельного ответа на поставленный вопрос конкретного ребёнка с результатами других учащихся, особенно успевающих детей.

9.Оценивание конкретного ответа без перехода на личность учащегося.

10.Концентрация внимания учащихся на продвижении вперёд, на переживании успеха в деятельности.

Во внеурочной деятельности необходимо учитывать:

1.Принятие своих учеников независимо от их учебных успехов.

2.Постоянное подчёркивание того, что отношения в классе определяются не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершает ученик для других.

3.Изучение круга интересов ребят; выяснение, чем может быть интересен каждый учащийся для одноклассников.

4.Проведение предметных олимпиад и внеклассных занятий, выпуск познавательных газет «Это интересно».

5.Вовлечение учащихся и родителей в предметную проектную деятельность: в разработку творческих работ, проектов и презентаций.

6.Воспитывать и поддерживать в ученике интерес, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звёзды, цветы или многое другое.

7.Помощь ребёнку в нахождении связи между учёбой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия школьной мотивации является то, что ребёнок не находит никакой связи между учебной и своими интересами и целями.

Литература

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию», сайт «Учебно-методический портал http://www.uchmet.ru/library/material/134267/

Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4(5) октябрь-декабрь. – с. 16-22.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 287с.

Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 368с.: ил.

Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность. Диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2010. – 248с.

Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2007. – 191с.






map