Мотивация учения младших школьников



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37

Имени Новикова Гаврила Гавриловича» г.Кемерово

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Составитель: Шаталова Л.В.

Учитель начальных классов

Сентябрь 2013г.

Мотивация учения младших школьников

«Вопрос о мотивации учения — есть вопрос самого учения»

П.Я. Гальперин

Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем? », «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по- разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами. Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого кроме физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей-сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. В качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание. Любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Главной задачей изучения и формирования мотивации учащихся является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся. При изучении психологических особенностей, конкретного ребенка надо сравнивать не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

Важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.

Учитель стимулирует мотивационную сферу учащихся системой психологически продуманных приемов. Изучать и формировать мотивацию ученика учитель может сам, не дожидаясь школьного психолога, посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

Формировать мотивацию значит – не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Мотивация — не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы заинтересовать школьными дисциплинами.

Виды мотивации

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение: внутренний стимул повышает интерес к обучению, усиливает концентрацию внимания на уроках ( нравится учиться). Ученик обладает внутренним стимулом к обучению – получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. Заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Ученики внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают сами, проверяют как они усвоили новый материал. Изученное остается в памяти надолго. Однако мотивация может быть и внешней, когда дети зубрят уроки, чтобы угодить родителям, либо произвести впечатление на учителя, либо получить подарок, добиться признания в классе. Внешняя мотивация всегда ориентирована на последствия обучения, функционирует недолго – в этом случае готовность приложить усилия у ребенка слабо выражена. Как только внешнее давление или стимул исчезает, останавливается процесс обучения. Если ребенок ожидает вознаграждение, то его мало интересует само задание – («Ну ладно, так и быть сделаю!») – делает обучение поверхностным и неэффективным, так как школьник думает о том, как скорее сделать это задание. Награда лишь временно действует в качестве стимула, также как и угроза наказания. При внешнем воздействии собственная сила воли не формируется.

Идентифицированная учебная мотивация (пригодится в будущем). Обучение не всегда доставляет удовольствие, но школьник учится самостоятельно и усердно, потому что, конечный результат учебы имеет для него личное значение (стремится получить хороший результат, аттестат, чтобы поступить в ВУЗ). Дети понимают для чего они учатся, действительно хотят понять материал, потому что оценка определит их дальнейшие возможности, а полученные знания пригодятся в будущем.

Многие младшие школьники проявляют очень низкий уровень личной ответственности, они склонны винить в своих неудачах, ошибках не себя, а других людей, товарищей, близких. Ответственное отношение к учебе предполагает высокий уровень самоконтроля и самооценки. Очень важно формировать умение организовать свою учебную деятельность, планировать ее, контролировать выполнение: не отвлекаться на уроке, доводить начатое дело до конца, самостоятельно и ответственно выполнять задания, проявлять старательность, аккуратность при выполнении учебных заданий, проявлять активность на уроке, критически оценивать свое отношение к учению, свое поведение: относить свои ошибки и неудачи не за счет других людей, обстоятельств, а за счет своих личных особенностей.

Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них ведущие, другие второстепенные.

Все мотивы могут быть разделены на две группы: одни из них порождаются учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом обучения, способами усвоения знаний, а другие лежат за пределами учебного процесса и связанны лишь с результатами учения.

Характер взаимоотношений педагога со школьниками влияет на успеваемость и личную успешность. Поощрения стимулируют развитие положительных качеств личности, а наказание предотвращает возникновение отрицательных.

Виды поощрений и правила их использования: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

— игрового преподнесения заданий

— создание положительного образа школьника

— подкрепление положительного отношения к школе

— закрепления образцов ролевого поведения

— формирование чувства уверенности в роли ученика

Основа любой мотивации – влияние окружения. Самый лучший стимул для человека – другие люди, нежные, добрые отношения в семье и школе, при которых дети чувствуют себя уютно и защищенно.

Факторы мотивации к учению:

— уровень профессиональной компетенции преподавателя

— педагогическое мастерство

— способность не пересказывать учебный материал, а увлечь им учащихся

Во многом желание учиться определяется личной значимостью в классе, подтверждением внимания к своей персоне как со стороны одноклассников, так и учителем.

Мотивационная основа учебной деятельности учащихся состоит:

— сосредоточение внимания на учебной ситуации

— осознание смысла предстоящей деятельности

— осознанный выбор мотива

— целеполагание

— стремление к цели (осуществление учебных действий)

— стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)

— самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности)

Структура мотивации к учению

а) Познавательная мотивация

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, чему-то научился, значит у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.

Человек обогащается знаниями тогда, когда знания что-либо значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучить их и запомнить. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке. Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается книга, близкие родственники, у других – талантливый учитель.

б) Мотивация достижения успеха

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей.

в) Престижная мотивация

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой, лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Однако, индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным, искажают нравственную направленность личности таких детей.

г) Мотивация избегания неудачи

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка – недовольство учителей и родителей. Тревожность, страх, получение плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть третьеклассников отрицательно относятся к учебе из-за формирования данного мотива.

Компенсаторная мотивация

Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.д. Когда есть потребность в самоутверждении в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Современные требования к уроку

— по возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять «обратную связь», корректировать непонятное или неправильно понятое.

— ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие «поурочного бала»

— постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрая реакция, все виды памяти, внимание, воображение и т.д.

— основная задача каждого учителя – не только научить, но и развивать мышление ребенка средствами своего предмета

— стараться интегрировать знания, связывая темы своего урока как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Какие способы повышения работоспособности на уроке необходимо использовать?

Важно научить самого ребенка ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих значимых для него целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать постановку разных целей – близких, перспективных, простых, сложных. Важно, чтобы цели были реально достижимы. При структуировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но и разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Содержание таких заданий:

— определите собственные цели занятия

— подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии

— определите важность, значимость изучаемого материала

— сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенного )

— определите способ решения своей учебной задачи

— ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу

— определите свои затруднения во время занятия

— представьте себя на месте преподавателя, чтобы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса, определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счете к совершению подростками правонарушений.

Вывод: Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Искусство воспитания заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Библиография

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2,1979

Чепкасова А.Л. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Программа.-МАОУ СОШ №11.- Томск, 2011

Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1971

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Просвещение, 1971






map