Моя педагогическая философия_63538



Эссе

«Моя педагогическая философия»

Евлампиева Маргарита Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №125»,

Советский район,

Г.Казань,

республика Татарстан

Эссе

Моя педагогическая философия.

Если скажу, что стать учителем — моя мечта детства, наверное, никого не удивлю. А если скажу, что, став учителем, мечтаю БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ, скорее всего, натолкнусь на недоумение.

Слова «учитель» и «УЧИТЕЛЬ» для меня не только разные по написанию, но и по сути. Это я понимала еще в детстве, но не так основательно, как сейчас. Да, есть учителя компетентные в своем предмете, есть воспитывающие «послушание», заботящиеся, чтобы ребенок был одет, сыт, но не чувствующие ребенка. Учитель должен быть не только источником знаний, но и другом для ученика. А кто такой друг? Тот, с кем можно поделиться радостью и посетовать на что-то, провести приятно время и получить какой-то совет, не бояться рассказать о сокровенном и даже где-то не согласиться, поспорить, зная, что тебя не осудят.

Каждый маленький человек — личность со своим, даже в 7 лет, опытом, эмоциями, чувствами, мыслями, багажом знаний. Впуская в свою жизнь ребенка (именно в свою жизнь, так как работа и жизнь для учителя — взаимозаменяемые понятия), всегда надо помнить принцип — «НЕ НАВРЕДИ!».

Служение – понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть с понедельника по пятницу и только на школьных уроках. Учительское попечение не знает выходных дней и напоминает собой духовное «03». Вот почему место встречи с учениками является не урок, а сердце. Учитель несет ответственность не только за то, какие знания даст, но и за психологическое состояние детей, а именно веру в себя, здоровую самооценку, надежду на счастливую дальнейшую жизнь. Школа – это второй дом для ученика, он создан для них, без них он не будет существовать.

В первый класс ребята идут с горящими глазами, с огоньком; задача педагога – этот огонек поддерживать. Сравниваю учителя с хранительницей очага. И правильно – ведь очень часто класс сравнивается с семьей. Сохранить этот огонек — в наших силах, так как в младшем школьном возрасте авторитет учителя затмевает родительский авторитет.

Наблюдая за своими выпускниками, я радуюсь, что воспитала их неравнодушными, чуткими, внимательными. А воспитать человека может только учитель-человек. Ученик, не увидевший красоту и доброту в нас, не поймет наших слов о красоте и доброте. Очень неприятно общаться нам с людьми озлобленными, категоричными, вредными, эгоистичными. Хочется быстрее удалиться, лишний раз не сталкиваться. Взрослый человек может себя защитить, а если с таким общением сталкивается ребенок и ему приходится в таком русле контактировать? Что с ним начинает происходить? Один замыкается, уходит в себя, другой становится агрессивным.

Компетентность учителя– это первостепенно, но и очень важным считаю в учителе внешний вид, голос, мимику, культуру общения с коллегами, манеры. Все это вкладывает учитель в своих учеников.

Воспитывая детей и увлекаясь этим, мы порой забываем о самовоспитании, самообразовании, не замечаем собственных ошибок. Закончив институт, я понимаю, что учиться на этом я не закончила, тем более в наше быстротечное и информационно насыщенное время. Нужно соответствовать ему. Личный пример учителя – вот что входит в сознание ребенка без заучивания и без закрепления.

Если происходит рост новейших технологий, соответственно откладывая отпечаток на социуме, то и дети сейчас не такие, как 10-20 лет назад. Это дети с ярко выраженным своим «я», дети, имеющие больше прав, выбора, желающие быть более свободными (в правильном смысле этого слова). Значит, и подход, и методы, и приемы обучения должны корректироваться. Все меньше остается вопросов в нашей жизни, на которые можно дать однозначный ответ. И здесь как нельзя лучше вспоминается индийская пословица: «Если дать человеку рыбу, он будет сыт целый день. Если научить человека ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь». Значит, главная задача учителя — не просто дать знания, а научить применять их. Чтобы ребенок смог их применить, ему нужно уметь думать, анализировать, расставлять правильно приоритеты, видеть глубину.

В педагогике не может быть случайных людей. Мы должны осознавать свою миссию. Учитель – это творец, как бы пафосно это ни звучало. Всегда нужно помнить, что работаешь с живым материалом, нежным, ранимым, наивным. И либо «натворишь», либо сотворишь прекрасное произведение, которым будут любоваться, восхищаться, которое принесет пользу обществу и общество будет в нем нуждаться. На первый взгляд, наша деятельность кажется повторяющейся и однообразной. На самом деле каждый урок, каждый день и каждый набор детей непредсказуем и уникален. Возникают и знакомые ситуации, но они требуют уже новых решений. Появляются новые герои, которые являются примером для подражания, меняются ценности, развлечения, игрушки, в конце концов. Набирая детей в первый класс, проживаю и свою жизнь заново, переосмысливаю, что главное, основное, что нужно ребенку. И все больше убеждаюсь, что неизменным остается любовь к своему делу и к детям. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете».




map