Моя республика Башкортостан



Краткая аннотация урока

Буравова Елена Александровна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10

e-mail: kea_1984@bk.ru

Урок. Интеллектуально — познавательная игра «Моя республика»

проводилась в 1 классе.

В ходе урока обобщаются знания о родном крае (символика Республики, растения и животные и известные люди Республики Башкортостан), формируются умения работать в группе, воспитывается чувство товарищества, гордости за свою страну, Республику.

Урока. Интеллектуально – познавательная игра «Моя республика»

Цель:

Обобщить полученные знания о родном крае за курс «Краеведение» в первом классе.

Работать над развитием чувства дружбы, коллективизма.

Воспитывать доброе отношение друг к другу, к родному краю.

Оборудование: эмблемы, компьютер, мультимедийный проектор, экран, кнопки, башкирский национальный костюм, звонок

Ход мероприятия:

— Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы еще раз поговорим о нашем родном крае, о его красоте, щедрости, теплоте.

Холмы, перелески, луга и поля —Родная, зелёная наша земля.Земля, где я сделал свой первый шажок,Где вышел когда-то к развилке дорог.И понял, что это раздолье полей —Частица великой отчизны моей.

Наше занятие сегодня пройдет в форме интеллектуально – познавательной игры. У нас три команды:

1 – «Пчелки»

2 — «Мудрая сова»

3 – «Умники и умницы»

Наблюдать, оценивать и подсчитывать результаты будет жюри. Школа – это тоже маленькое государство со своими правилами. Поэтому мы пригласили в жюри представителей школьного парламента:

Гилаива Снежана – неоднократный победитель городской и республиканской олимпиады по экологии, стипендиат премии президента Республики Башкортостан и лауреат премии по поддержке талантливой молодежи Российской Федерации.

Галиакберова Анжелика – участник и неоднократный призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.

Тимин Константин – участник школьных и городских олимпиад. Победитель в номинации «Творческий ученик» школьного конкурса «Ученик года 2011».

Правила игры: ведущий по очереди задает командам вопрос, после обсуждения вопроса, капитан команды представляет игрока, который будет отвечать. За правильный ответ команда получает 1 балл. Команда вправе дополнить ответ. Если команда не справляется с вопросом, двум оставшимся командам предлагается ответить на этот же вопрос и заработать за правильный ответ 1 балл.

Итак, 1 тур — «Разминка».

Как называется страна, в которой мы живем?

(Россия)

Назовите столицу нашей Родины?

(Город Москва)

Назовите республику, в которой мы проживаем?

(Республика Башкортостан)

Назовите столицу Республики Башкортостан.

(Город Уфа)

Назовите национальный башкирский инструмент.

(Курай, кубыз)

Чем славится наша республика?

(Нефтью, медом.)

В каком городе мы проживаем?

(Город Октябрьский)

Назовите дату основания нашего города.

(5 апреля 1946 год)

Кто является мэром нашего города?

(Сергей Александрович Молчанов)

Итак, первый тур закончен. Попросим жюри подвести итоги.

— Ребята, вы хорошо поработали в первом туре, ответили на все вопросы. Посмотрите на доску, на доске появляется небольшая часть нашей республики. Наша задача сегодня работать хорошо, чтобы в конце нашего занятия мы могли собрать всю республику. Первый шаг мы с вами уже сделали.

2 тур – «Символика»

Условия второго тура не меняются. Команды также по очереди отвечают на вопросы ведущего и получают за правильный ответ 1 балл.

1- Что вы понимаете под термином «символика государства»?

(Отличительные признаки государства).

2- Что относится к отличительным признакам государства?

(Флаг, герб, гимн)

3- Что вы видите на экране?

(Флаг РФ).

4— Что обозначают цвета на флаге РФ?

(Красный – отвага; синий — верность, чистота; белый – мир)

5— Кто является президентом РФ?

(В.В. Путин)

6— Что сейчас вы видите на экране?

(Флаг РБ)

7— Что обозначают цвета на флаге РБ?

(Зеленый цвет — свобода; белый — мир; синий — ясность. Цветок курая – символ дружбы)

8— Посмотрите на экран, что вы там видите?

(Герб РФ)

9-Что вы можете рассказать о гербе РФ?

(Две головы и две короны – запад и восток, Европа и Азия. Третья, большая Корона – символ объединения славянских народов. Скипетр и держава – символ твердости и силы государственной власти. Щит с изображением Георгия Победоносца).

10— Что сей час на экране?

(Герб РБ)

11— Расскажите, что вы знаете о гербе РБ.

(Представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан”)

12— Что сейчас вы видите на экране?

(Флаг и герб города Октябрьского)

13 — Расскажите, что обозначают цвета на гербе и флаге города?

(Жёлтый цвет означает богатство; синий — символизирует стремление к развитию, движению вперёд; белый цвет – чистоту; зелёный – свободу)

14— О каком символе государства мы еще не сказали?

(Гимн)

15— Что такое гимн?

(Хвалебная песня)

16— Как нужно слушать гимн?

(Стоя и молча)

— Попрошу всех встать. Звучит гимн.

17— Какой гимн мы прослушали?

(Гимн РФ)

Итак, второй тур закончен. Попросим жюри подвести итоги.

— Ребята, посмотрите, на доске появляется еще одна часть. Это говорит о том, что мы с вами работаем очень хорошо.

3 тур – «Растения и животные моего края».

Во втором туре каждая команда по очереди услышит загадку. Если команда не может отгадать, две оставшиеся команды могут дать ответ и получить 1 балл.

На шесте — дворец,Во дворце — певец. Скворец

Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охотуЗа лягушками к болоту. АИСТ

Чёрный жилет, красный берет,Нос — как топор, хвост — как упор. Дятел

Всю ночь летает —мышей добывает.А станет светло —спать летит в дупло. СОВА

На одной ноге стоит,В воду пристально глядит.Тюкнет клювом наугад —Ищет в речке лягушат. ЦАПЛЯ

Гордая птица,Воды не боится,Очень пригожа,На двойку похожа. ЛЕБЕДЬ

— Ребята, вы знаете, что многие животные, птицы и растения находятся сейчас на грани исчезновения. Таких животных люди оберегают, создают заповедники. Чтобы жители страны знали об этом, существует «Красная книга». (Показываю).

— Какие из этих птиц, которых вы видите на экране, занесены в Красную книгу?

(Сова, аист, цапля, лебедь).

Лежала под елкамиПодушечка с иголками.Лежала, лежалаДа побежала. Еж

На овчарку он похож:Что ни зуб — то острый нож!Он бежит, оскалив пасть,На овцу готов напасть. Волк

Водяные мастераСтроят дом без топора,Дом из хвороста и тины.И добротные плотины. БОБРЫ

И по соснам, и по елямБыстро бегает она,Видит, шишки где поспели,Где грибная целина. Белка

Травы копытами касаясь,Ходит по лесу красавец,Ходит смело и легко,Рога раскинув широко. ЛОСЬ

Меньше тигра, больше кошки,Над ушами — кисти-рожки.С виду кроток, но не верь:Страшен в гневе этот зверь! РЫСЬ

— Ребята, посмотрите на экран, назовите животных, которые занесены в Красную книгу? (Бобры, лось, рысь).

Белые горошкиНа зелёной ножке. ЛАНДЫШ

Стоят в лугах сестрички —Золотой глазок, белые реснички. Ромашки

Эх, звоночки, синий цвет,С язычком, а звону нет. Колокольчики

Я шариком пушистымБелею в поле чистом,А дунул ветерок —Остался стебелёк. Одуванчик

Чашечки и блюдцаНе тонут и не бьются. КУВШИНКА

На лесной проталинке Вырос цветик маленький. Прячется в валежник Беленький ПОДСНЕЖНИК

Посмотрите на экран, назовите растения, которые занесены в «Красную книгу». (Ландыш, подснежник, кувшинка).

— Молодцы, вы справились с этим заданием. Пока жюри подводит итоги 3 тура, мы немножко отдохнем.

ФИЗ. МИНУТКА

— Молодцы, мы хорошо отдохнули, садитесь на места, а мы предоставляем слово жюри.

— На доске появляется еще одна часть. Теперь, чтобы собрать всю республики нам нужно правильно ответить на вопросы последнего 4 тура.

4 тур – «Известные люди».

— Ребята, сейчас на экране вы увидите фотографии известных людей.

Ваша задача: назвать имя известного человека, сказать, чем он занимался и где он известен: на территории нашей республики или известный и почетный гражданин нашего города.

Мустай Карим – известный поэт и писатель РБ

Кувыкин Степан Иванович – работал в нефтяной промышленности – почётный гражданин города.

Рудольф Нуриев – известный танцор балета РБ

Шокуров Анисим Павлович – учитель, основатель краеведческого музея – почетный гражданин города.

Ляйсан Утяшева – известная гимнастка, уроженка РБ.

Зотов Иван Федорович – учитель, бывший директор школы № 10, поэт – почетный гражданин города.

— Молодцы, очень хорошо вы справились с этим заданием. Обратите внимание на доску. В течение всей игры вы правильно отвечали на вопросы и благодаря этому нам удалось собрать нашу республику.

— Ребята, кто из вас знает имя президента нашей республики. (Рустэм Хамитов).

— Во втором туре мы с вами говорили о символах государства. Но об одном символе мы не сказали. Кто из вас был самым внимательным? О каком символе нашей республики мы не говорили? (Гимн)

— Совершенно верно. Сейчас я попрошу всех встать. Звучит гимн РБ.

— Садитесь. Попросим жюри подвести итоги 4 тура и всей игры.

Слово жюри.

— Ребята, я вас всех поздравляю. Сегодня вы доказали, что очень много уже знаете о своем родном крае. Но впереди еще столько много неизвестного. Я думаю, что вам будет интересно и дальше узнавать новое о своей родине.

— Занятие окончено. Всем спасибо.






map