Моя система работы



Учитель начальных классов – профессия особая. Большие задачи стоят перед ним, большая ответственность и большая любовь: прежде всего любовь к детям, вряд ли без неё можно стать Учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма в школе сегодня не выжить. Нужно много сил, чтобы научить писать, читать, считать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам.

Когда начинаешь свой педагогический путь, обязательно сталкиваешься с массой трудностей: это и общение с родителями, и какие — то непредвиденные ситуации с детьми и др. Но мне повезло, так как в нашем в коллективе есть замечательные педагоги, которые имеют за плечами огромный опыт работы и всегда готовы прийти на помощь. Моим наставником является Учитель с большой буквы – Александрикова Галина Григорьевна……. Поэтому учусь на ходу и буду учиться, пока рядом есть такие педагоги!!!

У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, свой талант — это умное руководство со стороны взрослых – учителей, родителей.

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация в селе такова, что более 50% работоспособного населения остаются без работы и естественно не имеют средств на платное обучение своих детей, которые не всегда имеют возможность поступить на бесплатной основе. Социальный статус родителей говорит сам за себя. И лишь 40 % родителей имеют постоянную работу. В такой ситуации становится очевидным, почему родители в социальном заказе выделяют выпускника не только обогащённого багажом знаний, но и умеющего самостоятельно мыслить, уметь рационально работать с системой научных знаний, свободно оперировать приобретёнными знаниями, умениями и навыками. Значит, в современном обществе необходима другая, более конкурентоспособная модель выпускника, выпускника с более самостоятельным мышлением, умеющего успешно самореализоваться, а значит и социализироваться. Кроме того, система образования должна подготовить людей, адаптированных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. В настоящее время информация становится основной и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Для раскрытия личности ребёнка важно найти системообразующий компонент.

В качестве такого механизма учёные выделяют познавательную самостоятельность, как составной компонент который, являясь интегральным показателем развития ребёнка в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников требует от учителя такой организации условий процесса обучения, где бы было возможным целенаправленно приобщать учащихся к добыванию знаний.

Поэтому цель моей работы: создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся начальной школы средствами инновационной деятельности. Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

создание единого образовательного пространства путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).

внедрение в практику педагогических технологий;

создание условий для формирования личности адаптированной для жизни в современном обществе;

способствовать вовлечению учащихся в систему дополнительного образования;

реализация школьной подпрограммы «Интеллект»;

В общеобразовательном учреждении учатся дети с разными способностями и возможностями. В моём классе есть дети, которые требуют квалифицированной коррекционной помощи, а так же учащиеся, которые могут выполнять задания повышенного уровня. Это позволяет ещё раз убедиться в том, что действительно учащимся и их родителям необходим механизм развития навыка познавательной самостоятельности, позволяющий формировать самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. Если посмотреть какие ученики приходят к нам в школу, то мы видим, что к нам в школу с каждым годом приходит всё меньше и меньше учеников, имеющих необходимый уровень развития познавательных процессов. Именно поэтому не всегда сельская школа имеет возможность применять альтернативные образовательные программы. Исходя из этого, в основу своей работы я взяла традиционную систему обучения.

Для продуктивной работы использую разнообразные приёмы, методы и средства обучения, которые направлены на повышение познавательной самостоятельности, а так же развития учебной активности учащихся на уроке.

СРЕДСТВА

МЕТОДЫ

ПРИЁМЫ

Таблицы, учебники,

карточки для устной работы

Устный

Фронтальный опрос, устные контрольные работы

Набор текстов, карточки для составления обратных задач

Словесный

Беседа, чтение статьи, консультации

Таблицы, схемы, рисунки, учебники, справочная литература.

Наглядный

Работа с перфокартами, по образцам, по алгоритму, творческие работы

Описания,

инструкции, учебники, проекты.

Практический

Практические работы, создание проектов.

Словари, учебник, энциклопедия, экскурсия, компьютер

Исследовательский

Опрос, эксперимент, интервью, наблюдение, сравнение, моделирование

Одним из средств, помогающих работать над общим развитием ребенка, считаю овладение новыми педагогическими технологиями. Традиционная система обучения не отрицает применение современных педагогических технологий. Разные способности учащихся позволяют использовать такую технологию, которая бы дала возможность использовать приобретённый до школы опыт. Такой технологией стала технология личностно ориентированного обучения (автор И.О. Якиманская), основанная именно на субъектном опыте жизнедеятельности ребёнка. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребёнка, то её методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. На своих занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного. Вся работа основывается на принципах личностно ориентированного обучения и воспитания: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. Данные принципы находят своё применение и в реализации проектно-исследовательского метода, который позволяет не только развивать познавательную самостоятельность, но и повышать интеллектуальный уровень учащихся. Многие уроки и внеклассные мероприятия провожу в форме проекта. Например: К Дню матери был реализован творческий проект «Моя мама лучше все!». Целью данного проекта: было узнать самому и рассказать о своей мамочке своим одноклассникам. На уроках технологии и ИЗО ребята оформляли планшеты (портрет мамы, оформление), на уроках русского языка сочинили стихотворения и рассказы про маму. Свои проекты ребята представили на поселковом мероприятии, посвященном Дню матери. Ведь для каждого ребенка своя мама лучше всех и дети это доказали. Это позволяет не только формировать, но и развивать качества познавательной самостоятельности. Исследовательская деятельность реализуется через участие учащихся в школьной научно-практической конференции «На перекрестке наук». Учащиеся принимают участие в создании исследовательских работ по различным направлениям. Так, на мой взгляд, получилась интересная работа «Молоко и его свойство», «Почему снег белый?», «Сколько весит здоровье ученика?» и другие.. В результате исследовательской работы ребята совместно с родителями, учителем работали с различными источниками, проводили необходимые опыты, делали выводы, давали рекомендации. Таким образом подтверждали выдвинутые гипотезы. Проводим исследования на уроках при изучении нового материала: Урок русского языка в 3 классе по теме «Разделительный твёрдый знак». Итак, проблема — почему в слове объявление пишется Ъ, а в слове заявление Ъ не пишется? Для решения данной проблемы использовались метод сравнения, наблюдения. Ребята сравнивали, анализировали и сделали вывод, что Ъ пишется после приставок, оканчивающиеся на согласный и перед корнем, начинающимся с гласных Е,Ё,Я,Ю . Всё это было оформлено в форме памятки, которой ребята пользуются на уроках. Анализ уроков показал, что произошли существенные позитивные изменения: урок перестал быть массово-поточным, соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников изменилось в пользу последней, дидактическим стержнем уроков является — преобразующая деятельность учеников. Они самостоятельно наблюдают, анализируют, сопоставляют, сравнивают, группируют, проводят аналогии.

Исходным критерием познавательной самостоятельности является развитие учебной мотивации учащихся. Результатом стало повышение мотивации учения, произошли положительные личностные изменения: дети стали более активными, открытыми, более свободными в общении, они открыли в себе новые возможности, что привело к повышению интеллектуальной инициативы. Рефлексия уроков показала, что у учащихся после занятий хорошее настроение . Учащиеся жаждут новых уроков, новых тем, новых открытий и в себе, и в окружающем их мире. Им стало присуще стремление к самостоятельному поиску решений. Этому способствовала благополучная, доброжелательная атмосфера в классе, создание на уроках и внеклассных мероприятиях ситуации успеха. А так же использование на уроках активных форм познавательной деятельности. Это и познавательные игры, защита проекта, конкурсы, викторины. Показателем результативности по формированию познавательной самостоятельности могут служить участие и достижения учащихся в мероприятиях разного уровня. Ежегодно в рамках месячника знаний во 1-11 классах проходят олимпиады школьного уровня..Мои ребята принимают активное участие в данных мероприятиях и показывают хорошие результаты. С подключением школы к сети Интернет обучающиеся имеют возможность участвовать в заочных олимпиадах, чемпионатах, интернет – конкурсах различного уровня в течение всего учебного года. Ребята моего класса стали участвовать в международном соревновании в решении логических задач и головоломок заочного интернет — конкурса «GENIUS LOGICUS», дистанционных викторин и олимпиад «Фактора роста» и достигать высоких результатов. Применения элементов технологии проблемного обучения, ИКТ создало высокую мотивацию участия в предметных олимпиадах и конференциях.

Широко в свое педагогической деятельности использую и такие технологии, как: тестирование, как способ контроля и самоконтроля, игровые технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, групповая деятельность.

Применение ИКТ стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию класса( АРМ – ноутбук, мультимедиа, интерактивная доска, ноутбуки для детей).

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы я осуществляю по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

· создание текстовых работ;

· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

· усиление интенсивности урока;

· повышение мотивации учащихся;

· мониторинг их достижений.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ технологии использую на таких этапах урока как:

1. обозначения темы урока.

2. в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.(тренажеры по русскому языку и математике)

К примеру, проводила уроки по русскому языку по теме: «Безударные гласные в корне слова». Это была серия уроков (3 урока), которая очень эффективно позволила обобщить раннее изученный материал.

При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, «Путешествие по Москве» (Плешаков,2 класс). Очень интересно прошли уроки по теме «Круговорот воды в природе», «Водоёмы», «Растения Красной книги»» и другие (Плешаков,3 класс).

Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов, к примеру, проект «Как прекрасен этот мир».

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса — проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и мероприятий, но насколько интересно на них детям.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Проведение аттестации в форме ЕГЭ подталкивает учителей начальной школы уже с первого класса вводить такой вид проверки знаний учащихся, как тестирование. Задача учителей младшего звена подготовить детей к тому, чтобы они могли самостоятельно и внимательно изучить задание, проанализировать предложенные варианты ответов и суметь выбрать правильный ответ.

Тесты в отличие от обычных письменных контрольных работ по математике, требующих значительных затрат времени на уроке, позволяют за небольшое время проверить усвоение учащимися большого объема материала.

Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.

Проверка знаний учащихся в форме тестов очень нравится детям. Тесты экономят много учебного времени на уроке. Позволяют объективно и оперативно проверять качество и степень усвоения учащимися учебного материала большого объёма и по результатам проверки вносить коррективы в учебный процесс.

Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессу самоконтроля. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

На уроках я использую тесты разные по объёму и по назначению. Если тема только изучается, то беру небольшие текущие тесты на 10-15 минут урока. Эти тесты проверяют только тот материал, который был изучен на данный момент.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе я считаю наиболее приемлемым использование именно игровой технологии.

Я разбила игры на группы по характеру познавательной деятельности.

1.Игры, требующие исполнительской деятельности.

В данных играх дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами. Их свойствами, овладевают пространственными представлениями. Эти игры часто применяются впервые месяцы обучения в 1-м классе.

2.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, которые способствуют формированию вычислительных навыков и навыков правописания.

3.Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К этому виду можно отнести игры “ Я — учитель”, “ Контролёр”, в которых ребята проверяют выполненную кем-то работу.

4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

В играх данной группы ребята выводят закономерность, которая является ключом к данным заданиям.

Игра “ Придумай слово из данных букв”.

ОСКОЛ — сокол, колос, кол, лоск, сок.

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие.

Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.

Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

Одной из основных и, я думаю, самых важных задач в начальной школе является задача научить ребёнка читать. Тот. Кто работал с первоклассниками знает, как нелегко приходится учителю впервые месяцы обучения детей. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета.

Сопоставляя букву с изображением знакомых предметов, ребята быстрее запоминают написание заданной буквы. На каждом уроке провожу игры, в ходе которых ребята придумывают слова с изучаемой буквой.

Игра “ Любопытный”

— Как тебя зовут? Андрей

— А фамилия? Азбукин.

Откуда ты приехал? из Астрахани

— А что там растёт? арбузы

— А на чём поедешь обратно? на автобусе

— Какой подарок привезёшь маме? астры

На уроках обучения грамоте и на уроках чтения я провожу артикуляционную разминку, читаем скороговорки и чистоговорки. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

“ Чищу зубы”

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри

Не болели чтоб они.

( языком круговые движения)

Например, при изучении темы “Слова, обозначающие предметы” во 2-м классе можно использовать игровое лото, на карточках которого изображены предметы одного назначения, но в разных сочетаниях: кружка, чашка, стакан; чайник, кофейник; миска, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, кресло; люстра, лампа. На карточках для слабых учеников подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из нарисованных предметов, а в случае выигрыша назвать их и записать названия на доске. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать.

Орфографическая грамотность _ основная часть изучения русского языка. На каждом уроке русского языка я провожу орфографическую разминку.

Горка, горочка, гора,

Под горой есть нора.

В той норе живёт лиса,

Среди всех лесов – краса.

О лисе той не тужите,

Сколько правил здесь, скажите?

Применение на уроках упражнений с элементами калиграфии способствуют развитию орфографической зоркости. А если ошибки делает какой-нибудь сказочный герой, то исправлять их ещё интереснее.

Я пишу в тетрадь карова,

А карова- нездорова.

Я пишу: сабака фомка,

А сабака лает громко.

Я пишу: бильчоно к тишка,

А бильчонок целит шышкой

Прямо в лоб мне и кричит:

— Лучше правила учи!

Математика- один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

“Назови соседей числа”

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

Игра “ Старик Хотабыч”.

Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов аль — манфара”.

Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)

Найдите “ лишнее” число.

Выпишите чётные, нечётные числа.

Составьте равенства и неравенства.

Увеличьте числа на2.

Уменьшите числа на 2.

Из кувшина вышел вдруг

Добрый джин – наш старый друг.

Кто решит всё без подсказки,

Тех возьмёт с собою в сказку.

Мы готовим ребёнка к жизни. А в жизни не все обязанности занимательны. Если забывать об этом, то занимательность часто превращается в развлекательность. Необходимо помнить об этом, включая игровые упражнения в урок.

В своей работе использую учебно-методический комплект «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) и использую следующие учебники, рекомендованные министерством образования и науки РФ.

Класс

Учебник

Автор

1.

Русская азбука

Горецкий В.Г. и др.

1.

Прописи № 1, 2, 3, 4

Федосова Н.А.

1.

Математика

Моро М.И. Волкова С.И., Степанова С.В.

1.

Тетрадь по математике №1, №2.

Моро М.А., Бантова М.А.

1.

Литературное чтение

Горецкий В.Г., Голованова М.В. Климанова Л.Ф.

1.

Мир вокруг нас

Плешаков А.А

1.

Рабочая тетрадь. Мир вокруг нас.

Плешаков А.А

1.

Русский язык

Рамзаева Т.Г.

2.

Русский язык

Рамзаева Т.Г.

2.

Литературное чтение

Горецкий В.Г., Голованова М.В. Климанова Л.Ф.

2.

Математика

Моро М.И., Бантова М.А. и др.

2.

Мир вокруг нас

Плешаков А.А

3.

Русский язык

Рамзаева Т.Г.

3.

Литературное чтение

Горецкий В.Г., Голованова М.В. Климанова Л.Ф.

3.

Математика

Моро М.И., Бантова М.А. и др.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map