Моя учебная практика по ЭКОЛОГИИ



Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Проректор по учебной работе Проректор по вечернему и

заочному образованию

______________ _____________

«_____»____________20____ г. «_»____________20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Учебная практика»

по направлению 656600 Защита окружающей среды

по специальности 32.07.00 «Охрана окружающей среды

и рационального использования природных ресурсов»

форма обучения – заочная

Уфа – 20__

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 32.07.00 «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов»

Рабочую программу разработал кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Гуманитарные, естественнонаучные,математические и социально-экономические дисциплины» Степанов Е.Г.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на кафедре от

«____»_________201__ г. Протокол №____.

Заведующий кафедрой д.ф.н. Баязитова Г.И. ______________

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методического совета специальности «____»_________201__ г. Протокол №____.

Председатель УМСС________________________________

1. Организационно-методический раздел.

Учебная практика является составной частью основной образовательной программы, ее основное назначение — закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта.

Цель практики — закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта в изучении, как отдельных элементов окружающей среды, так и экосистем в целом

Задачи практики:

Усвоить основные положения и понятия экологии с практических позиций. Установить связь экологии с другими дисциплинами, исходя из специфики предприятия. Уяснить понятие «инженерная экология» и её задачи.

Продолжить изучение экологических факторов.

Ознакомиться с основами планирования по охране окружающей среды: текущие и перспективные планы предприятия.

Ознакомиться с формами статистической отчетности предприятия по разделу «Охрана окружающей среды».

Продолжить изучение контроля качества окружающей среды. Выработать навыки анализа данных лабораторных, инструментальных методов исследования на данном предприятии.

Ознакомиться с факторами, спецификой производства на предприятии, влияющих на загрязнение природной окружающей среды (Загрязнение почвы, атмосферного воздуха, открытых водоёмов, подземных вод.

Изучить систему оценки загрязненности территорий

Научиться выделять основные факторы производства, оказывающие приоритетное влияние на окружающую среду.

Научиться определять экологические факторы природной среды и их влияние на ту или иную экосистему.

Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть приобретены или закреплены в период практики в соответствии с государственной образовательной программой.

Изучить особенности технологических процессов предприятия, определить вклад предприятия в. загрязнение окружающей природной среды.

Научиться оценивать экономическую составляющую загрязнения окружающей природной среды.

Научиться системе маркёров состояния растительности и средыобитания.

Научиться понимать и выделять важнейшие экологические иприродно-ресурсные проблемы и возможности работы в этом направлении.

Научиться видеть перспективные пути использования природных ресурсов предприятием, в т.ч. экологических.

На основе полученных общебиологических и экологическихзнаний научиться объемно видеть проблему охраны окружающей среды и оптимальных консультантов по ней.

Научиться ориентироваться в области охраны окружающей среды.

Получить представление о экосистеме и её составляющее.

Изучить методы оценки состояния окружающей среды.

Научиться работать с данными лабораторных и инструментальных методов исследований, характеризующие состояние окружающей среды.

Приобрести навыки работы с инструментарием при исследовании абиотических факторов среды

Приобрести навыки работы с инструментарием при исследовании биотических факторов среды

Освоить навыки составления отчетности по окружающей среды.

Научиться методам оценки состояния окружающей среды, определения реальных мер защиты экосистем и улучшения среды городов, адаптации природопользования.

Понять возможность получения практической отдачи от природоохранных мер и экологизации пользования ресурсами и научитьсяпонимать многовариантность моделей сосуществования малонарушенной природы и интенсивного природопользования.

Обоснование выбора баз практики

Базами практики являются предприятия, деятельность которых связана с возможным загрязнениемокружающей среды и должны отвечать требованиям практического освоения материала учебной программы.

Продолжительность проведения практики

Объем учебной работы по практике определяется соответствующим государственным образовательным стандартом по направлению подготовки или специальности высшего профессионального образования, учебным планом, программами и соответствующими приказами ректора.

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком и составляют 2 недели3 курса.

Требования к оценке знаний студентов

и их отчетности

Студент обязан:

выполнить программу практики;

собрать материал для написания отчета;

представить отчет, дневник практики, характеристику заверенные руководителем.

Методические рекомендации

по подготовке отчета по учебной практике

По окончанию практики студент-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики (для оформленияотчета студенту выделяется в конце практики до 3-х рабочих дней).

Руководитель практики назначает срок сдачи зачета по практикев течение последней недели практики или в течении первых двух недель нового семестра.

Оценка по практике учитывается при подведении итогов общейуспеваемости в текущем семестре.

Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично, в свободное отучебных занятий время.

Студент, не выполнивший программу практики, получившийотрицательный отзыв о работе от руководителя практики или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно напрактику.

Проверка самостоятельной работы студентов: просмотр индивидуальных планов и уточнение объёма и цели практики. Разбор типичных ошибок, возникающих при составлении отчёта. Ответы на вопросы,возникающие при составлении отчётаи просмотре собранных студентом материалов по учебной практике.

Просмотр дневниковпо учебной практике.Проверка иоценка результатов исследования. Обсуждение результатов практики.

Оформление отчета

1-я страница: Титульный лист.

2-я страница: Аннотация — 10 — 15 строк краткой характеристики предприятия, содержания практики и исследований с указанием количества иллюстраций, таблиц, привлеченных библиографических исследований.

3-я страница: Содержание (перечень разделов отчета с указанием страниц).

ОБЩАЯ ЧАСТЬ:

Введение

1.Проблема и задачи практики

1.1. Календарный план

Методика работы. Следует указать — методические условия, разработки, объемы понятий, градации объектов,формы таблиц, статистические методы и т.п.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Результаты исследований.

Контрольные вопросы

для самостоятельной оценки качества усвоения материала

Понятие экологического кризиса и факторы, приводящие к экологическому кризису в системе «Биосфера — Человек».

Основные этапы взаимодействия биосферы и человека. Формы воздействия человека на биосферу.

Понятие загрязнения. Классификация антропогенных загрязнений.

Загрязнение окружающей природной среды. Объекты и источники антропогенных загрязнений.

Влияние антропогенных факторов на функции биосферы. Глобальные и региональные экологические проблемы.

Источники загрязнений атмосферы, загрязняющие вещества и последствия загрязнения атмосферы.

Сведения о гидросфере. Источники загрязнения гидросферы, загрязняющие вещества и последствия загрязнения гидросферы.

Характеристика литосферы. Источники загрязнения почвы, загрязняющие вещества и последствия загрязнения литосферы.

Понятие о качестве окружающей природной среды и его нормировании. Виды экологических нормативов.

Понятие о мониторинге. Виды экологического мониторинга. Понятие о биоиндикаторах и биотестирование (примеры).

Параметры, характеризующие состояние окружающей среды. Организации, осуществляющие мониторинг.

Причины возникновения экологических проблем (индустриализация, урбанизация, демография).

Здоровье населения как комплексный критерий состояния окружающей среды.

Понятие о ноосфере (по Вернадскому). Современная интерпритация.

Законы экологии Б. Коммонера.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ






map