Музейная педагогика_63611



Автор – Несерина Алла Михайловна

Музейная педагогика в школе № 29 г. Волжского

В последние годы в связи с общей демократизаций культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления понятия «музейная педагогика».

Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. «Музейная педагогика…» Это словосочетание известно нам не понаслышке.

Наша школа № 29 города Волжского носит имя Клавы Нечаевой, лётчицы, героически погибшей под небом Сталинграда. Во время Великой Отечественной войны, 17 сентября 1942 года, 26-летняя Клава Нечаева отразила нападение фашистов на самолёт своего командира, но сама при этом погибла.

Подвиг Клавы Нечаевой не забыт. В Волгограде на Мамаевом кургане её имя написано на знамени под словом ДОЛГ. Помнят её и в Волжском. Наша школа стоит на улице Клавы Нечаевой, а гордостью школы является музей её имени. Из книги отзывов можно узнать, что сюда приезжают ребята не только из Волжского и других городов, но даже из других стран. В школьном музее бережно хранятся все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы. Здесь много интересных экспонатов. Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотоснимков), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме – Сталинградская битва, подвиг Клавы Нечаевой ради жизни.

Музейная педагогика нашей школы развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе. Знакомство с этим музеем проходит ещё в период предшколы, когда старшеклассники в качестве экскурсоводов проводят для будущих первоклассников экскурсии, занятия, показ компьютерных презентаций, музейные уроки. Отличительные черты обучения в музейной педагогике — неформальность и добровольность.

Особенностью обучения старшеклассников является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии – всё это проводится под руководством педагога, но велика роль и самостоятельной добычи знаний в интернете, анализа военных писем и документов, интервьюирования ветеранов. К проведению экскурсии разработаны специальные требования:

•Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

•Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;

•Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Итак, экскурсоводами являются старшеклассники. А обучающиеся начальных классов посещают музей пока в качестве слушателей и зрителей. Побывать в музее не только интересно, но и почётно. Конкурсы чтецов на патриотическую тему проводятся только здесь, сюда же сдаются лучшие сочинения и рисунки о войне. Такая работа проводится круглогодично.

Благодаря наличию школьного музея и работе в нём достигаются такие цели:

1.осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

2.сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

3.раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;

4.попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

5.объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

6.организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Занятия с детьми решают следующие задачи:

1.научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;

2.формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;

3.формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;

4.развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию;

5.формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

Помимо экскурсий проводятся и различные другие мероприятия: литературные вечера, конкурсы на лучшую литературно-музыкальную композицию, встречи с ветеранами и т.д. При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея учитываются следующие исторически сложившиеся принципы:

•Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

•Комплексность – включение всех типов восприятия;

•Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Помимо экскурсионной работы в музее, в школе работает пресс-клуб. С его помощью в городской прессе освещаются проведённые мероприятия, исторические этапы в развитии музея.

Бессменный руководитель, музейный педагог с 1990 года –учитель истории Елькина Лидия Ивановна. Именно она является связующим звеном поколений, ею бывают организованы различные мероприятия. Среди них самыми незабываемыми являются встречи с ветеранами. Частыми гостями (и хозяевами многих музейных экспонатов) являются у нас женщины из клуба «Боевые подруги», которые в этом году будут отмечать 40-летний юбилей своего коллектива. Мы благодарим их за подвиги 23 февраля и в День Победы. 2 апреля 2012 года для них был проведён концерт во Дворце культуры Волгоградгидростроя.

Нередки встречи с ними в непринуждённой обстановке. Многое о войне мы знаем от Никифоровой Марии Петровны, Гончаровой Нины Александровны, Будаевой Александры Степановны и других. А Трегуб Владимир Васильевич часто поздравляет нас на торжественных линейках. Патриотическая работа не заканчивается в стенах музея.

Хорошей традицией в нашей школе стало проведение военно-спортивной игры «Зарница». Эта игра проходит в три этапа:

1 этап: 17 сентября (в день памяти Клавы Нечаевой);

2 этап: 23 февраля (день защитника Отечества);

3 этап: 9 Мая (День Победы)

Во время «Зарницы» проходит парад. Каждый класс имеет свою форму, название, девиз и песню. Отряды пехотинцев, лётчиков и моряков ежегодно маршируют на площади.

Первый этап «Зарницы» был торжественно отмечен и в этом году, только гостей в нашей школе было намного больше обычного. И неудивительно, ведь в 2012 мы отмечали 70 лет подвигу Клавы Нечаевой.

В честь этой даты на улице К. Нечаевой около мемориальной доски прошёл митинг. Среди приглашённых были: депутат Областной Думы Юрий Андреевич Береснев, председатель городского Совета ветеранов Геннадий Матвеевич Филимонов, депутат городской Думы Юрий Викторович Шевелёв, представитель Комитета по молодёжной политике Александр Владимирович Гутман, директор ДТДМ Елена Сергеевна Кочнева и многие другие. Каждый из них отмечал необходимость помнить подвиги, совершённые для нас, и прикладывать силы для сохранения мира на земле.

Наш частый и любимый гость ветеран войны Владимир Васильевич Трегуб выразил надежду, что война больше никогда не повторится, а Совет ветеранов вместе с Комитетом по молодёжной политике установили памятный стенд у мемориальной доски.

Конечно, ветеранам были вручены букеты цветов. Но самым необычным было совсем не это. Каждый ученик школы № 29 держал белый шарик, к которому был привязан бумажный голубь с надписями. Было очень трогательным зрелище, когда во время минуты молчания в небо взмыли более пятисот белых шаров с надписями: «Мы помним! Мы гордимся!».

Митинг закончен, но стенд у мемориальной доски остался. И, глядя на этот стенд и посетив музей в нашей школе, ребята будут вспоминать подвиг Клавы Нечаевой и думать: «Мы помним! Мы гордимся!»

А.М.Несерина, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29 г. Волжского




map