Музыкальная азбука



Урок музыки в 1 классе

«МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»

Составила учитель музыки

МБОУ НОШ 39 г. Белореченска

Онищенко А. А.

ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»

МУЗ. МАТЕРИАЛ: «Азбука», А. Островский

«До, ре, ми, фа, соль…» , А. Островский

Сказка В. Лунина «Песенка»

ХОД УРОКА: дети входят в класс под песню «Азбука», А. Островского

Ребята, а вы уже все буквы изучили?

А для чего нам надо их знать?

Правильно, буквы нам нужны для того, чтобы могли читать и писать. Именно об этом поётся в песне «Азбука», которая вас встречала на уроке. Давайте её исполним!

Исполнение песни «Азбука».

Ребята, кем вы сейчас были, когда исполняли песню?

А кто сочиняет музыку?

Интересно, а какие «буквы» нужны композиторам, чтобы записать музыку?

Конечно, это НОТЫ. И сейчас я вам расскажу о них сказку, которая называется «Песенка».

Сказка «ПЕСЕНКА».

Жили-были нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они, поживали, песню напевали.

Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль — никто их песни не знает. И захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому?

Огляделись нотки. Вокруг деревья стоят, высокие, красивые, ветвями небо метут.

-Деревья, — сказали нотки. — Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.

И они запели.

— Спасибо! — сказали деревья. — Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя, не хуже.

И они зашелестели листьями и зашуршали иглами:

— Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ну что тут поделаешь!

— Своя так своя! — согласились нотки.

Пошли они по лесу. Идут-идут, видят — ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да веточками играет.

— Ручеек! — сказали нотки. — Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

— Спасибо! — сказал ручеек. — Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится.

И он побежал по камушкам да по песочку:

— Дзынь-дили-динь, дзынь-дили-динь!Вздохнули нотки:

— И ручейку наша песенка не нужна.

Пошли она дальше. Идут-идут, видят — на кусте птица-синица сидит, грудка желтая, спинка серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает.

— Синица! — сказали потки. — Ты такая нарядная, так аккуратно перышками чистишь, что захотелось нам подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

— Спасибо! — сказала синица. — Звонкая у вас песенка, но и моя неплоха.

И она вспорхнула с куста, напевая:

— Пинь-пинь-пинь-пинь!

«Кому бы еще нашу песенку предложить?» — задумались нотки. И тут вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в поднебесье.

— Степной вихрь! — закричали нотки. — Ты такой горячий, такой могучий! Отпусти нас на землю. Мы за это подарим тебе нашу песенку.

— Ха-ха-ха! — захохотал вихрь. — Славная у вас песенка, да моя получше будет. Слышите, какая она громкая? У-у-у-у!

Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукою, дунул на них легонько, и помчались они, полетели все дальше и дальше по небу.

Под вечер долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил композитор.

Весь этот день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он и так ее сочинял, и эдак. То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было напрасно — ничего у него не выходило.

— Послушай нашу песенку! — закричали нотки. И они запели.

— Какая прекрасная песенка! — воскликнул композитор. — Да ведь я ее весь день сочинял!

— Тогда мы тебе ее дарим! — закричали нотки.

— Вот спасибо! — обрадовался композитор и тут же побежал к столу и записал песенку на нотной бумаге.

А нотки остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.

А песенка, которую сочинил композитор, мы сейчас услышим. Называется она «До, ре, ми, фа, соль…». А что же за название такое странное? Так называются ноты. Давайте послушаем эту песню.

Слушание и разучивание песни А. Островского «До, ре, ми, фа, соль…»

Ребята, так сколько в музыке нот?

День за днём, за годом год

Водят ноты хоровод,

И давно известно всем –

Их на свете ровно семь

А как они называются?

Чтобы песни исполнять

Надо ноты твёрдо знать.

Выучим названье нот

И где каждая живёт.

А знаете ли вы, что много-много лет тому назад ноты записывались крючочками. И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.

Ребята, а где же живут ноты?

Пять линеек нотной строчки

Назовём мы «нотный стан».

И на нём все ноты-точки

Разместим мы по местам.

Посмотрите, пять линеечек, нотный стан – это место, где живут ноты. У каждой ноты есть своё место. Но как же нам открыть этот нотный дом? А поможет нам в этом ключ, только не обычный, а ключ СКРИПИЧНЫЙ.

Учитель на доске вывешивает изображение скрипичного ключа и нот.

Смотрите, на скрипку похож этот ключ

Он тонкий и звонкий, как солнечный луч!

Он нежно и сладко, как скрипка поёт,

В волшебное царство он нас приведёт.

Соль подруг опередила –

На вторую угодила.

Нота Си поторопилась

Да на третей очутилась.

«Ах, устала, не могу,

Дальше я не побегу!»

А между второй и третей

Нота Ля сидит, заметьте,

Познакомьтесь, вот она,

Смотрит, словно из окна.

Соль подружкам помогала

И для всех места искала.

Фа застряла: «ой, ой, ой»

Между первой и второй.

Нота Ми на первой села

Вверх идти не захотела.

Ниже Ре остановилась

Да под первой примостилась.

Ей кричат: «садись повыше!»

А она будто не слышит.

До отстала, опоздала,

Здесь никто не виноват.

На добавочных линейках

Опоздавшие сидят.

Ноты выстроились в ряд

Получился звукоряд!

Вот мы и познакомились с нотным станом, скрипичным ключом, нотами, и узнали, на каких линеечках они живут. И сейчас я приглашаю вас в хоровод, да не в простой, а в «Нотный хоровод».

Звучит песня «Нотный хоровод»

Разучивание песни «Нотный хоровод».

Наш урок подходит к концу. Сегодня мы познакомились с нотной азбукой и узнали, что нот — семь, а живут они на нотном стане. Но чтобы открыть их дом, нам нужен скрипичный ключ.

Выход из класса под песню «Нотный хоровод»






map