На пути обновления начальной школы нужны ли интегрированные уроки



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15х. Садовый

Минераловодского муниципального района»

ДОКЛАД

по теме

«На пути обновления начальной школы нужны ли интегрированные уроки?»

 

ГМО учителей начальных классов

Протокол №____

от «27» августа 2012 г.

Руководитель С. А. Минаева

Подготовила: Редкозубова Т. П. учитель начальных классов МКОУ СОШ № 15 х. Садовый Минераловодского муниципального района

г. Минеральные Воды

август 2012год

«На пути обновления начальной школы

нужны ли интегрированные уроки?»

Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот: Сорвешь цветок, А где-то во Вселенной В тот миг звезда взорвется и умрет… Л. Куклин.

Введение.

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков.

«Интеграция — есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения». (Слайд 2)

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное. (Слайд 3)

Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

Для решения данной проблемы привожу следующие аргументы: (Слайд 4)

«Возможность изучения материала по разным предметам как единого целого».

«Широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников».

«Развивается умственная деятельность».

«Появляется желание учиться».

«Формируются положительные нравственные качества».

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок. (Слайд 5). С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

В последнее время в начальных классах особое внимание уделяется интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной

ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами. Интегрированный подход всё больше осознается как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества, интеллектуальных способностей. Меня всегда волновал вопрос «Как

сформировать у ребёнка целостное представление об окружающем мире?». Ответ на него я нашла в интеграции.

Как вести работу по созданию интегрированных уроков. Предлагаю такой путь: (Слайд 6)

1. Выделить в программе по каждому предмету сходные или единые темы, продумать общее и различное в раскрытии этих тем; связи, противопоставления; провести сопоставление. Это потребует перестройки последовательности и почасовой разбивки программы.

2. Определить, как будет проходить интеграция: эпизодически; на определенном этапе обучения (тема, раздел).

3. Затем можно планировать полную интеграцию, что позволит установить

смысловое соответствие при центральной идее, просматривающейся по всему объёму учебного материала каждого отдельного предмета, даст свободу объединения тем, перераспределения часов внутри общего курса.

В интеграции преподавания возможны различные уровни: от проведения отдельных уроков различных типов до создания интегрированных курсов. Я планирую интегрированные уроки при составлении рабочей программы. В основе многих уроков лежит принцип краеведения, это объединяет темы, предметы. У детей возникает чувство любви к своей малой родине, гордость за неё и желание узнать как можно больше о своём крае.

Интегрированные уроки могут быть одним из нестандартных и в то же время не травмирующих детей методов проверки знаний и умений, поскольку именно здесь видны области, требующие доработки.

Существует множество видов нестандартных уроков.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Основная часть

а) Ведущие идеи интегрированных уроков и курсов.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Понятие «интеграция» имеет два значение:

Создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения)

Интеграция выполняет ряд функций в обучении: (Слайд 7)

Методологическая.

Формирует у учащихся современные представления изучаемых дисциплин.

Образовательная.

 Способствует усвоению учащимися определённой системы знаний, формированию на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков. 

3. Развивающая.

Развивает познавательную активность, преодоление инертности мышления, расширяет кругозор.

Воспитывающая.

Воспитывает умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

Конструктивная.

Совершенствует содержание учебного материала,

методов и форм организации обучения.

За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков зависят от многих условий.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителем и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.

Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителем и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Ученики справятся с подобной работой, только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. (Слайд 8)

Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень.

В свою очередь интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать: (Слайд 9)

I- Цель урока (Это может быть необходимость сокращения

сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся,

перераспределение приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это — идея, явление, понятие или предмет).

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников.

Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения

уже есть изначально интегрированные курсы.

Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) — уже интегрированные. Со времен К. Д. Ушинского они проводятся

в единстве.

Изначально интегрированный курс — внеклассное чтение. Здесь целостный процесс: а) книга, как инструмент чтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроках; б) текст, как искусство слова, развитие речи; в) мир книг, как выбор круга собеседника.

Изначально интегрированный курс природоведения: основы естествознания и география.

Так же изначально интегрированный курс математики — арифметика, элементы алгебры, геометрия, способствующие лучшему усвоению арифметического материала, и в то же время подготовка к изучению алгебры, геометрии, основ трудового обучения.

Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей интегрированных уроков (в этом проявление творческой активности учителя), для чего ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации с учетом современных программ и требований.

б) Результативность.

Проблемой интегрированных уроков я занимаюсь 17 лет. Участвовала в школьных заседания МО учителей начальных классов по этой теме, в районном конкурсе «Современный урок в начальной школе», втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе», давала открытые уроки для учителей школы и города. Результаты моей творческой деятельности отражены в данной работе.

Моя учебная работа на протяжении многих лет была связано с творческой деятельностью школьного театрального кружка «Юные таланты», руководителем которого я являлась. Совместная учебная и воспитательная работа помогает раскрывать ребенка, как личность, его интересы и развивает познавательный интерес к обучению. Ведь не секрет, что учитель много времени и сил тратит на работу с «одаренными» детьми, но не всегда замечает, что потенциальный «троечник» может раскрыть себя как артист, писатель, художник и просто ответственный товарищ, надежный друг и помощник. Он практичен, целенаправлен, наблюдателен. И учитель для него единственный покровитель помогающий раскрыть его таланты, творческие способности в умении декларировать стихотворения, читать по ролям. Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания: к тексту, над которым работает в данный момент ученик, нарисовать иллюстрацию. Тем самым учитель, не акцентируя внимания детей, добирается осмысленного понимания текста. Дети проникают в его суть. Начинают замечать мелкие элементы, которые при обычном прочтении могли бы просто не запечатлеться в памяти ребёнка. Составляя свой, рисунок с текстом дети осваивают своеобразие художественной речи, в меру своих сил проникают в значение контекста, расширяют свое представление о переносном значении слов, о богатстве оттенков значений.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика, как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Проводя мониторинг успеваемости учащихся в течение нескольких лет, хочу отметить, что темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал, чем рассмотренные на традиционных уроках.

Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Выполнение контрольных заданий по таким темам 100%, а качество колеблется от 60% до 92%. Это говорит о том, что интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.

Заключение

Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, — очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.

Введение интегрированной системы может с большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Этот метод обучения помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя!

Надеюсь, мои рекомендации и разработки помогут в творческой работе учителям начальных классов.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский

Литература: (Слайд 10)

Горина Л.В., Морозова Е.Е. «Музыка на уроках естествознания» // Начальная школа, 2003, №10, стр. 85.

Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9, с. 8.

Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.

Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» // Начальная школа, 2002, №1, стр. 75.

Потапова Е.Н. «Радость познания», М. Просвещение, 1990.

Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения», М. Просвещение, 1993.

Шаболина «На пути обновления начальной школы нужны ли интегрированные курсы?» // Начальная школа, 1989, №7, стр. 78.

«Завуч» 2002, №5.

«Мир школы», 2002, №2.

«Специалист», 2002, №3.

«Учительская газета», 2003, №3, №4, №5, №6, №8, №9.

Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева // Начальная школа. –1991. – № 8. – С. 48–51.

Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования. – М. : Институт пед. инноваций. – 1996. – № 3.

Два в одном : Интегрированный урок : из опыта работы : метод. пос. / Авт.сост. О.Е. Архипова. – Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2003. – с. 70.

Кравченко, С.И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика / С.И. Кравченко // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 9. – С. 42–48.

Официальные документы в образовании. – 2002. – № 6.

Пичугин, С.С. Интеграция учебнопознавательного процесса в начальных классах.

С.С. Пичугин // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 2. – С. 68–71.






map