Нам есть чему учить нам есть чему учиться



Нам есть чему учить, нам есть чему учиться.

Чему учить детей в школе на уроках? Я думаю, такой вопрос не возникает у учителя. Этому хорошо учат в университетах. А вот как учить? — к этому каждый учитель приходит сам. Порой это долгий путь, порой противоречивый, а чаще — это путь проб и ошибок.

Бывает, что технология или система сами находят учителя. Просто в силу своего характера, темперамента учитель по-другому работать не может. Именно так я открыла для себя систему Л.В. Занкова, а может, система открыла мне себя.

Известно, что образование является частью процесса социализации личности. Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают ряд факторов и, прежде всего, фактор смены поколений в обществе и резкого сокращения периода смены знаний и господствующих технологий. По мнению японских специалистов, для последовательного технологического и социального развития человеческого общества знания должны обновляться каждые 8-10 лет. Таким образом, если раньше полученных знаний было достаточно на всю социально — активную жизнь человека, то теперь это невозможно в принципе. В связи с этим современное общество предъявляет новые требования не только к модели выпускника, но и к учителю, его профессиональной мобильности, его педагогической культуре. Необходимо пересматривать место и роль учителя в меняющемся мире, готовить учителя к решению сложнейших задач обучения, воспитания подрастающего поколения, к готовности по-настоящему развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные умения. Что ведущей строкой прослеживается в новом ФГОС. Кстати, система РО и новый стандарт имеют единое психолого-педагогическое основание – это, прежде всего, теория Выготского. Понятие «зона ближайшего развития» введённое в психологический лексикон Выготским, позволило сформулировать положение о том, что именно обучение ведёт за собой развитие. А это, в свою очередь, дало возможность Л.В.Занкову более 50 лет тому назад выстроить систему развивающего обучения, цель которой — оптимальное общее развитие каждого ребёнка, что полностью совпадает с целью, поставленной сегодня перед российским образованием разработчиками концепции нового стандарта «целью и смыслом современного образования является развитие личности».

Чем же привлекает меня система развивающего обучения Л.В. Занкова? Прежде всего тем, что в ней решаются такие задачи: как учить без принуждения, развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Кроме того, развитие детей в данной системе понимается как общее развитие личности – развитие воли, ума и чувств. Не только усвоение, а переработка знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение, характеризуют развитие ума. В свою очередь развитие ума связано с развитием воли — желанием и умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение ее.

Я на примере программы Занкова с удивлением обнаружила, что можно всему учиться и учить, но по-другому. Ученик здесь — главная фигура образовательного процесса. Неслучайно первая заповедь занковского урока — «идти от детей», идти от того, что значимо для детей, поддерживать их интерес к познанию, улавливать их трудности, преодолевать их вместе с детьми. Учеников — занковцев отличает тяга к знаниям, их творческое отношение к предметам. Детям очень нравится учиться. Для беседы на уроках они самостоятельно готовят много дополнительного материала, делятся своими впечатлениями, прислушиваются к советам своих товарищей, рассуждают, экспериментируют, спорят, не боятся высказывать своё мнение. Таким образом, они вместе, направляемые учителем и родителями, самостоятельно делают «открытия», докапываются до истины. При этом дети имеют возможность почувствовать собственную значимость. Они раскрепощаются, проявляют себя в различных видах деятельности, используя свои творческие способности, овладевают знаниями с интересом.

«Занковская система — современная, востребованная временем и является более чем подходящей не только для непоседливых, смышленых малышей, но и для творческих учителей. Сколько открытий для ребёнка готовит жизнь! Мир, в котором живёт человек, многогранен и непредсказуем. Желание познать окружающий мир, ребёнок ощущает каждый день. Он ищет, стремится, постигает, радуется. И помощником в этом должен стать учитель, творческий человек. Он, как ученик, ищет, постигает, совершенствует свои знания.

Педагог — занковец — это обязательно развивающийся, интеллектуальный, высококвалифицированный специалист, тот, кто готов работать творчески и, развивая детей, развиваться сам. Он не может работать из года в год по шаблону, без процесса самообразования. Если процесс образования осуществляется добровольно, осуществляется сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких — либо качеств или навыков, то речь идёт о самообразовании. Уместно вспомнить слова А. Дистервега: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».

Эффективность процесса обучения и воспитания зависит от уровня подготовки педагога. Этот уровень должен постоянно расти. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Ведь, он тогда не имеет право быть преподавателем. Как утверждал К.Д. Ушинский: «Учитель живёт до тех пор, пока учится».

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность, повышая свой профессиональный уровень. Расширять знания в различных сферах общественной жизни, интересоваться политикой, экономикой. Ведь не секрет, что пришло то время, когда родители имеют право высказывать свои пожелания по поводу определения ребёнка к тому или иному учителю. Нельзя забывать о том, что категория учителя, решение аттестационной комиссии, стимулирующие надбавки всё это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного совершенствования своих знаний этого не добиться. Для того, чтобы учить, нужно знать больше, чем все остальные.

Учитель должен учиться всему постоянно, потому что, в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Эти изменения прямым образом отражаются и на моих учениках. Они современны в соответствии со временем, хорошо подкованы информативно и технически. И нам совсем не хочется выглядеть глупо в глазах своих учеников, быть «несовременными», не знающими новых информационных технологий. Музыкальное оформление урока, наглядный материал в виде слайдов, видеосюжеты — всё это повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся. Чем больше знаний, методов, информации использую в своей деятельности, тем больше эффект от моей работы.

В целях профессионального самообразования полезно посещать семинары, конференции, образовательные выставки, систематически проходить курсовую переподготовку. Здоровый образ жизни — необходимое условие повышения профессионального уровня. Ведь болезнь препятствует профессиональному росту учителя. Поэтому найдите в своём загруженном расписании место для походов на стадионы, в бассейны, на природу. «В здоровом теле – здоровый дух».

Деятельность учителя не будет эффективной без обмена опытом работы. С большим удовольствием даю мастер-класс, посещаю уроки своих коллег. Размещаю свои работы, педагогические находки на различных сайтах: «Занков. ru», «Педсовет», «Началка», «Менеджер образования», «Открытый класс»» и многих др.

Но какие бы самые современные технологии не дать учителю, его деятельность не будет эффективной без желания учителя и его способности творить, учиться и экспериментировать. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Помните: нам есть чему учить, нам есть чему учиться.






map