Написание О и е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа

имени Андрея Евдокимовича Кошкина Кайбицкого муниципального района

Республики Татарстан»

Открытый урок русского языка в 4 классе:

«Написание О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Кошкина Любовь Александровна

2013 -2014 г

Тема: Написание О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных

Цели: 1) повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих

2) формировать умение писать О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, корень которых начинается на шипящий и Ц;

3) способствовать воспитанию интереса к русскому языку, воспитанию взаимопомощи, любви и заботу к животным, к природе.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

I Организационный момент

II Актуализация знаний учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных упражнение 102, с 135

У: Сейчас мы проведём ФИНК — РАЙТ РАУНД РОБИН

Вопрос: Ваша задача подумать. Вставить нужные буквы на листочках. Потом по очереди зачитать свой ответ с листочка и объяснить орфограммы.

Д: вставляют нужные буквы

Кач …лся жёлу[т ] — му [жычок]

( На) ветк(е/и) дуба.

С[и]дела (на) [пл ич ах] л[и ] ства,

Как [л ис й я ] шуба.

(По С. Козлову)

Д: объясняют орфограммы, выделенные в тексте

У: Ребята, обратите внимание на слово мужичок. В этом слове три орфограммы. Найдите их и объясните их написание.

Д: 1. Безударный гласный в корне (мужичок-мужик)

2. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ (мужичок)

3. О\Е после шипящих в суффиксе существительных

У: В какой части слова находится третья орфограмма ?

Для этого необходимо узнать, от основы какого слова образовано данное слово?

Д: Слово мужичок образовано от основы слова мужик при помощи суффикса. Значит третья орфограмма находится в суффиксе.

Проблемная ситуация

Д: Возникает проблема: какую букву надо написать в суффиксе О или Ё, так как в корне произошло чередование звуков [к ] \ [ ч ].

У: С правописанием суффиксов существительных, корни которых оканчиваются на шипящий и Ц, ребята познакомились ещё в третьем классе, (и возможно, что они сами вспомнят правило).

Чтение плаката Летучей Мыши на с 135

В СУФФИКСАХ существительных под ударением пишется О, без ударения — Е , если эти существительные образованы от других существительных:

мужичок – ( от мужик );/

скворчонок – ( скворец);/

овражек – ( от овраг);/

III Упражнения на закрепления написания О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных

Упражнение 103, с 103

У: Прочитайте стихотворные строки.

Д: Нарезал горький луч(ё\о)к старич(ё\о)к

Поужинал им и залёг боч (ё\о)к.

У: Выпиши слова с суффиксом -ок- столбиком. Рядом с каждым из этих слов запиши слова, от основы которых они образованы. Покажи видимое на письме чередование согласных [к ] \ [ ч ].

Д: лучок – лук

старичок- старик

бочонок – бочка

Упражнение 104, с 136 КОНТИНИУС РАУД РОБИН

( у каждого ученика есть карточка этого упражнения)

У: А сейчас проведём КОНТИНИУС РАУД РОБИН.

Устно по цепочке объясните, какие орфограммы встретились в тексте.

Вставьте нужные буквы.

Зайч (ё\о)н…к ра[т] —

танцу…т он

И прыга…т с утра:

Закры[ т] охотничий сезон!

Каникулам ура!

Клод Рау (перевод М. Яснова)

У: Проверим задание. Отвечает стол №… участник под №…

Д: (один ученик отвечает, на доске появляется правильная запись) презентация

Зайчон ок рад —

танцует он

И прыгает с утра:

Закрыт охотничий сезон!

Каникулам ура!

Клод Рау (перевод М. Яснова)

IV МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)

У: Что такое существительное?

Д: Имя существительное это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется под ударением?

Д: в суффиксах существительного под ударением пишется О.

У: Какая буква в суффиксах существительного пишется в без ударом положении?

Д: В безударном положении в суффиксах существительного пишется буква Е

У: Что такое имя прилагательное?

Д: Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

V Формирование знаний учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих в суффиксах прилагательных, корень которых начинается на шипящий и Ц

Упражнение 105, с 137

А) У: Прочитайте задание про себя. Стол №… Участник №… , скажите , что нужно делать.

Д: От основ существительных нужно образовать прилагательные с помощью суффикса -ов- или -ев- и записать их. В получившихся словах нужно поставить удареие и выделить суффикс.

Д: кумач + -ов- + …=кумачовый и тд

Б) на столе карточки со словами 1 группа слова прилагательные:кумач…, ключ…, ёрш…, ландыш…, камыш…, плащ…, морж…, ёж… . 2 группа слова существительные: вода, знамя, плавник, ткань, запах, заросли, ус, семейка.

У: Мы сейчас проведём структуру ________________ Я задаю вопрос составьте с этими прилагательными словосочетания, поставив их в нужную форму и выбрав из списка подходящие по смыслу существительные

Д: ключевая вода

камышовые заросли

Моржовый ус

Ежовая семейка

У: Составьте два предложения, в которых будут использованы все четыре словосочетания.

Д: например: Ежовая семейка пошла за ключевой водой. Вдруг из камышовых зарослей появился моржовый ус.

VI Итог урока

У: Чему мы на учились на уроке?

Д: — Мы на учились писать буквы О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных.

— Вспомнили что обозначает имя существительное и имя прилагательное и тд

VII Домашнее задание упр 65, с 64, Т1

Приложение

Карточка №1

Кач …лся жёлу[т ] — му [жычок]

( На) ветк(е/и) дуба.

С[и]дела (на) [пл ич ах] л[и ] ства,

Как [л ис й я ] шуба.

(По С. Козлову)

Карточка №2

Зайч (ё\о)н…к ра[т] —

танцу…т он

И прыга…т с утра:

Закры[ т] охотничий сезон!

Каникулам ура!

Клод Рау (перевод М. Яснова)

ЁРШ

ВОДА

ЗАРОСЛИ

УС

КЛЮЧ…

КАМЫШ…

МОРЖ…

ЕЖ…




map