Написание сочинения на основе восприятия музыкальных произведений



Написание сочинений на основе восприятия музыкальных произведений

Развитие речи в современной школе является приоритетным направлением работы учителя начальных классов, так как правильная, ясная, точная и логичная речь обеспечивает ребёнку не только высокий общеинтеллектуальный уровень развития, но и богатство чувств, успешность в общении с другими людьми, возможность профессионального самоопределения в будущем.

Актуальность работы по речевому развитию младших школьников именно сегодня обусловлена, прежде всего, тем, что сейчас речь детей всё чаще находится под негативным влиянием рекламы, фильмов, компьютерных игр, где словарный запас невелик и однообразен, а высказывания далеки от «образцовых». Учителями повсеместно констатируется спад культуры общения детей между собой и со взрослыми, потеря интереса к чтению, что также не способствует речевому развитию школьников.

Именно поэтому так важно сейчас вызвать у детей интерес к родному слову, научить ребёнка слушать, грамотно и ясно излагать свои мысли, соблюдать речевую культуру, а, значит, работа по развитию речи школьников и сегодня является для учителей одной из важнейших социально-педагогических задач.

Над решением проблемы развития речи своих учеников я работаю уже несколько лет. Использую при этом различные виды искусства (прозу и поэзию, графику и живопись и т.д.). Но в последнее время в практике речевого развития детей особое внимание я стала уделять такому направлению, как развитие речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений.

Такой подход в работе по речевому развитию недостаточно освоен учителями начальной школы и почти не реализуется в обучении младших школьников. Слушание и анализ музыкальных произведений часто ограничивается только уроками музыки, и лишь иногда они используются для создания эмоционального настроя при чтении стихотворений или рассматривании картин. Но произведения классической музыки, народные песни, инструментальные композиции – это ещё и богатый материал для развития речи младших школьников, для организации работы над различными видами сочинений, для раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Музыкальное произведение – одно из эффективных средств речевого развития младших школьников и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Оно активизирует и направляет мысль детей, обогащает их знания об окружающей действительности, развивает внимание, мышление, воображение, эстетический вкус.

Работа над музыкальным произведением может проводиться по всем четырём направлениям развития речи:

— работа над звуковой культурой речи (т.е. развитие речи на фонетическом уровне);

— словарная работа (т.е. развитие речи на лексическом уровне);

— работа над словосочетанием и предложением (т.е. развитие речи на синтаксическом уровне);

— работа над связной речью.

Сегодня особое внимание мы уделим развитию связной речи учащихся, в частности, при написании сочинений на основе музыкальных впечатлений.

Работа по подготовке к написанию сочинений на основе восприятия музыкальных произведений должна начинаться уже в первом классе. Сначала это устные рассказы, небольшие по объёму, простые по содержанию. На этом этапе речь первоклассников стихийна, не осмысленна и эмоциональна. Детям не хватает самоконтроля, они не отбирают слова, не подготавливают предложения. Поэтому уже с самого начала процесса совершенствования речевой деятельности первоклассников у них следует формировать такие речевые умения, как понимание темы музыкального произведения, раскрытие её в своём высказывании, умение располагать предложения в нужной (по логике мыслей) последовательности и связывать их между собой.

От класса к классу будет возрастать степень самостоятельности учащихся при составлении монологических высказываний.

Так в первом классе сочинения носят характер устных рассказов, составленных коллективно, детьми записываются лишь отдельные слова и предложения, взятые из этих рассказов.

Во втором классе особое внимание следует уделить коллективной подготовке текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах в виде зарисовок, эпизодов, выражения своих чувств.

В третьем и четвёртом классах всё меньше места занимает коллективная подготовительная работа непосредственно на уроке, перед написанием сочинения. Но качественная долговременная подготовка к написанию творческой работы – залог успешного создания правильного, грамотного и образного сочинения.

Подготовка к написанию сочинения на основе восприятия музыкального произведения, как и к написанию любого другого сочинения, начинается за несколько дней до самого урока. Она предполагает такие этапы работы, как:

— накопление материала (слушание музыкальных произведений, посещение театров и выставок, экскурсии в природу, рассматривание картин, чтение художественной и специальной литературы);

— отбор материала в соответствии с заданной темой, его систематизация (беседы, обсуждение, ведение корреспондентского блокнота, подготовка лексики и т.д.).

Чем больше было сделано на подготовительном этапе, тем больше возможностей глубокой работы над собственным текстом возникает на самом уроке по написанию сочинения.

На самом уроке важную роль при создании текста будет играть

-подготовительная беседа (она должна подготовить учеников к постижению музыкального произведения),

-знакомство с новым музыкальным произведением, его прослушивание. При этом важно научить детей наблюдать за развитием музыки, вслушиваться в неё, чтобы потом составить о ней определённое суждение.

-обсуждение услышанного.

Результатом совместной подготовительной работы и обсуждения на уроке станет письменное сочинение на основе восприятия музыкального произведения.

Итогом работы над пьесой норвежского композитора Эдварда Грига «Утро» может стать, например, такое детское сочинение:

«Сегодня я впервые послушала пьесу Эдварда Грига «Утро» и хочу поделиться своими ощущениями.

В начале пьесы звучит тихая, ленивая и сонная мелодия. Она рождает образ спящей природы. Солнце ещё не взошло, но на горизонте уже видна светлая полоска. Звёзды постепенно гаснут.

Но вот мелодия становится громче, плавно перетекая из светлой и радостной в торжественную. Это солнце встаёт и озаряет своими лучами всё вокруг. Природа оживает. Весело щебечут птицы.

Мелодия в конце произведения более спокойная, но по-прежнему, светлая и радостная.

Мне очень понравилась эта музыка. Вот бы каждое утро было таким светлым и прекрасным!» (Люба К.)

Таким образом, применение в работе такого направления, как развитие речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений, помогает детям более уверенно, свободно и грамотно составлять собственные высказывания, меньше допускать речевых ошибок, т.е. это направление речевого развития также способствует повышению уровня развития связной речи учащихся.






map