Направления и формы по приобщению младших школьников к ценностям народной музыкальной к



АГПИ, СОКОЛОВА В.Н.

Направления и формы по приобщению младших школьников к ценностям народной музыкальной культуры

В настоящее время, когда выросла дифференциация в обществе, по-новому складываются условия для образования, самореализации молодежи. Особое актуальное значение приобретает развитие личности, как одного из основных факторов экономического, социально-политического и культурного прогресса страны.

В условиях деформации нравственных идеалов, снижения престижа знаний, роста негативных явлений (наркомания, алкоголизм, преступность, безнадзорность и т.д.) возрастает значение образования и воспитания в целом, а также нравственной, эстетической, экологической подготовки молодого поколения, овладения ценностями культуры во всем многообразии ее содержания. Связь между ними и повседневной жизнедеятельностью человека осуществляется через его ценностные ориентации, которые составляют одну из главных составляющих структуры личности. Все это обусловливает возрастающее значение проблемы ценностных ориентаций, их типологизации, разработки путей и средств их формирования в современной педагогической науке и практике.

Проблеме формирования ценностных ориентаций, определением и уточнением понятий «ценность», «ценностные ориентации» уделено большое внимание в работах отечественных ученых в области педагогики и психологии: Так, исследователь С.А. Артюхова, рассматривает ценности как «духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности» [1, С.8-9].

Н.А. Асташова определяет ценности как «стержневое образование личности, системный компонент культуры, выражение потребности в человечности» [7, С. 8]. З.И. Равкин подчеркивает, что ценности жизни и деятельности подрастающего поколения должны отражать социальные, правовые и нравственные нормы общества [11]..

Как «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам» рассматривает ценностные ориентации А.Н. Кирилова. По ее мнению, вершиной многоуровневой структуры ценностных ориентаций являются «ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности» [17].

Таким образом, приходим к заключению о том, что единого представления о сущности рассматриваемых понятий нет. В этой связи, остановимся на формулировке, приведенной в Большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова: «ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях». «Ценностная ориентация – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении» [9]..

Аксиологические ориентиры воплощают в себе национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляют одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования. Признано, что классическое искусство влияет на формирование личности, мы, тем не менее, считаем, что основой формирования эятетического сознания подрастающего поколения должны стать художественные ценности традиционной народной культуры каждого народа, в том числе и музыкальной.

В исследованиях многих авторов получили развитие проблемы ориентации школьников на народную культуру. Так, М. А. Викулина, рассматривая вопрос о элементах русской народной культуры, в том числе и культуры Нижегородского края, в педагогическом процессе дошкольного учреждения, предлагает следующие направления работы: ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней; знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором русского народа и в особенности Нижегородского края; освоение детьми элементов местных народных промыслов (хохломской, городецкой, полхов-майданской росписи, русского ткачества) [3, С. 12]. М. П. Алдошина считает, что возрождение народных традиций в начальной школе должно начинаться с национально-ориентированного художественного просвещения и эстетического воспитания, в котором выделяются следующие направления. [2, С. 18–19]

З. О. Кекеева, обсуждая вопрос о проблеме ориентации школьников на общечеловеческие ценности через национальную культуру, считает целесообразным выделять следующие этапы: информационного обогащения смыслов общечеловеческих ценностей национальными традициями; овладение опытом трансляции знаний об общечеловеческих ценностях и народных традициях в образовательном процессе; включение школьников в прогнозирование возможностей творческого применения знаний об общечеловеческих ценностях и национальных традициях в своей учебно-преподавательской, исследовательской, самостоятельной деятельности [15, С. 58].

Анализ этих точек зрения позволил выделить следующие направления ценностной ориентации сельских школьников на народную музыкальную культуру:

просветительско-ознакомительное;

поисково-собирательское;

исполнительско-репродуктивное;

креативно-созидательное.

Данные направления ценностной ориентации можно представить схематично.

Просветительско-ознакомительным направлением охватываются всевозможные виды деятельности, связанные с ознакомлением учащихся с основами народной музыкальной культуры. На данном направлении у младших школьников преобладают, в основном, пассивные виды деятельности, такие как слушание, восприятие, сопереживание, эмоциональный отклик. Поэтому народная музыка, звучащая как музыкальный фон может присутствовать в школьной жизни детей в самых разных ситуациях (на других уроках, на переменах, физкультминутках, отдыхе).

Одной из самых распространенных форм просветительско-ознакомительской деятельности являются беседы по темам: “Календарная песня – зеркало крестьянской жизни”, “Детский музыкальный фольклор”, “Искусство скоморохов”, “Сказка и музыка” (с просмотром слайдов, прослушиванием образцов народной музыки (как в записи, так и с приглашением участников)). Интересны интегрированные тематические и комплексные занятия по темам: “Образы природы в литературе, музыке, живописи”, “Русский мед”, “Русский квас” (история родного края и местные обычаи), “Дымковский хоровод”, “В гостях у народного мастера”, “Веселая ярмарка”.

Неизгладимый след оставляют в душах ребят встречи (концерты), которые устраиваются силами приглашенных артистов, учеников музыкальных школ, участников художественной самодеятельности. При знакомстве, например, с теми или иными музыкальными инструментами – домрой, баяном, балалайкой и т. д. – можно сыграть на них музыкальные произведения, спеть под их сопровождение. Можно устраивать встречи со специалистами в области народных промыслов.

Важной формой массовой внеклассной музыкальной работы являются экскурсии. Эта форма в педагогическом отношении очень эффективна, потому что она дает возможность учащимся знакомиться с подлинными экспонатами народной музыкальной культуры и общаться с ее исполнителями и носителями. Экскурсия очень продуктивна, т. к. в высшей степени наглядна. Именно поэтому она является одним из важнейших средств активизации познавательной деятельности учащихся. С этой целью в музеях могут быть разработаны тематические лекции, которые осуществляются непосредственно на «живом материале».

Общероссийские радио, телевидение, пресса также могут стать важными компонентами ценностной ориентации сельских школьников на народную музыкальную культуру. Просмотр телевизионных передач «Играй, гармонь, любимая» (проект Г. Заволокина) и слушание радиопередач «Завалинка» (О. Чвикина), «Голоса России», «Золотые россыпи» и т. д. как нельзя лучше способствуют взаимному обогащению учеников и учителя представлениями о современном и аутентичном музыкальном фольклоре. После передачи необходимо обменяться с детьми впечатлениями, чтобы узнать как они поняли ее содержание. Местные радио, телевидение и пресса также могут стать важными компонентами ценностной ориентации детей на народную музыкальную культуру.

Главным отличием поисково-собирательского направления от предыдущего является то, что дети вовлекаются в активное участие по получению знаний о народной музыкальной культуре. Дети с удовольствием откликаются на призыв учителя наблюдать и собирать фольклор. При этом важно выделить различные направления этой работы:

собирание текстов музыкального фольклора может осуществляться с использованием средств массовой информации – телевидение, радио (общероссийские, специальные и местные каналы);

поиск фольклорных произведений с помощью интернета;

общение с носителями традиционной народной культуры;

постижение музыкального фольклорного наследия с использованием учебников, детской литературы, нотных сборников.

Собранные образцы музыкального фольклора дети могут творчески оформить соответствующими рисунками, аппликациями и сделать сообщение на классных часах. Так, например, на основе собранной информации школьники приступают к созданию большой карты “Музыкальная фольклория”. Новыми государствами на карте могут быть “Лес потехи”. “Игровые острова” и т. д.

Исполнительско-репродуктивное направление охватывает всевозможные виды деятельности по приобщению школьников к использованию образцов музыкального фольклора, которые могут быть реализованы посредством:

развития разнообразных форм художественной самодеятельности;

вовлечение детей в музыкальные кружки (студии).

Начало обучения в школе является периодом, когда ребенок психологически готов к началу учебной деятельности. Он с удовольствием воспринимает простейший песенный материал (т. к. естественное родство речевой и певческой фонации детей в этот период создает благоприятные условия для начального этапа пения в народной певческой традиции. С этой целью в школах могут создаваться: хоровые кружки, фольклорные; кружки игре на народных инструментах. Важное значение в реализации данного направления имеет система конкурсов: классных, школьных, областных и т. д., которые могут проходить по девизом: “Талантлив каждый”. Важны и общешкольные праздники, такие как “ “Масленица”, “Осенины” и др.

В рамках последнего, креативно-созидательного направления, предполагается приобщение детей к творческой деятельности. При соответствующей «педагогической инструментовке» народное творчество может выступить мощным фактором духовно-творческого самостроительства растущей личности. В качестве детской творческой продукции могут служить: сказки, песни, импровизации (вокальные и инструментальные, ритмические и мелодические), танцевальные и танцевально-пластические композиции.

Организация коллективных творческих акций может проходить в таких формах, как: «Русские посиделки», «Бабушкин сундучок», «Фольклорная мозаика». «Фольклорное поле», игра-путешествие «Гой ты, Русь моя родная» и др.

Литература

Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения [Текст]. – СПб.: КАРО, 2005.

Алдошина М. Воспитание на русском народном творчестве //Сельская школа. 1999. № 1. С. 15–24.

Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / Н.А. Асташова // Педагогика. – 2002. – №8. – С.8-13.

Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.М.Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1993.

Гусев Д. А., Соколова В. Н. Художественно-эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства: региональный аспект: монография/ Д. А. Гусев, В. Н. Соколова.- Арзамас: АГПИ. – 2009. С. 56-61.

Кекеева З. О. Проблема ориентации школьников на национальную культуру //Начальная школа. – 1999. № 11. С. 57–59.

Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников [Текст] / Н.А.Кирилова // Вопросы психологии. – 2000. – №4. – С.29–37.

Равкин З.И. Развитие образование в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) [Текст] / З.И. Равкин // Педагогика. – 1995. – №5. — С.87-90.

Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/авт.-сост. О. В. Ворошилова.- Волгоград: Учитель, 2007. С. 37-45.

Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения: Методич. пособие для педагогов дошкольных учреждений. /Автор-составитель М. А. Викулина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – С. 69–71






map