Народоведение в учебно-воспитательном процессе



Народоведение в учебно – воспитательном процессе

«Давайте детям больше и больше

созерцания общего человеческого,

мирового, но преимущественно

старайтесь знакомить их с этим

через родные национальные явления…»

В. Г. Белинский

В начале нового столетия образование России стоит на пороге серьёзнейших перемен- переосмысления культурных ценностей, базирующихся на достижениях многовековой национальной духовности и самобытности , что, в свою очередь, становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания современной молодёжи. Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня практически каждый понимает, что это во многом зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.

Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и мире людей.

В школах идут глубокие перемены — обновление содержания образования, переход на ФГОС, вариативное обучение по выбору. Моё кредо — в необходимости восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа и сохранения её в детях. Считаю, что именно школа и дополнительные учреждения образования научат чуткости в общении с природой. Наше прошлое — это фундамент полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.

На протяжении последних лет, я работаю над темой «Роль русского народного творчества в воспитании младших школьников». Эту работу провожу через внеурочные занятия по программе «Мой край» и факультативные занятия «Введение в народоведение» под редакцией М.Ю.Новицкой. Через свои занятия стараюсь, чтобы перед детьми в живом фольклорном и этнографическом материале раскрылась система миропонимания, выработанная нашими предками. Особое значение в курсе уделяю знакомству детей с календарно-обрядовыми праздниками. Фольклорные праздники — Осенины, Кузьминки, Капустник, Святки, Масленица- стали любимыми для детей, нас, педагогов, родителей, которые не только помогают в подготовке (шьют костюмы, изготавливают простые музыкальные инструменты) и проведении, но и сами становятся активными участниками.

Может показаться странным в наш век – компьютеров, космических кораблей, сложной и точной техники – обращаться за прогнозами к природе.

Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по астрономическим приметам «Луна покраснела, — жди ветра пострела», метеорологическим «Глухой гром к тихому дождю, гулкий к ливню», агрономическим «На Егория мороз – будет просо и овес», фенологическим «Какова Аксинья – такова и весна» строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы. В своей работе ежедневно использую наследие наших предков – народный календарь. Считаю, что именно школа должна начинать работу по восстановлению этих утраченных связей, учить чуткости в общении с природой, пониманию, взаимоотношений с ней. В классе, на уроках и факультативных занятиях, вместе с детьми воссоздаем некоторые народные приметы, обыгрываем их, включаем в свои праздники. Такая работа с «народным календарём» хорошо развивает организует детей, помогает постоянно возвращаться к своим «истокам»

Игры и забавы естественно вписывались в праздничную и повседневную жизнь русского народа. С детьми выучили многие игры, а игры бывают разные: игры — ловушки, игры с подражанием, игры – загадки и т.д. Разучили считалки, приговорки, потешки, загадки, перевёртыши, небылицы, поддёвки, скороговорки. В ходе занятий возникает особая эмоциональная, интеллектуальная, нравственная атмосфера. Дети учатся слушать друг друга, сопереживать, быть «актёрами и зрителями». Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, наблюдать за явлениями природы и сопоставлять их с народными приметами, учить пословицы – всё это даёт возможность изучать народную культуру и всесторонне развивать личность ребёнка.

Трудно переоценить значение народной игрушки в жизни маленького человека. Образы народной игрушки – это мифы, дошедшие до наших дней из глубины веков. Читая их, ребёнок постигает мировоззрение наших предков, их представления о Вселенной и о Человеке. Через игру и игрушку дети впитывают уклад своего народа, его нравственные устои, перенимают житейский опыт родителей.

Ребёнок осваивает через игрушку жизнь и быт конкретного народа, вводит в его культуру, формирует в мальчике необходимые черты хозяина – кормильца, а в девочке – матери, воспитательницы и хранительницы домашнего очага, мастерицы и рукодельницы, ориентирует на высшее качество, так как народная игрушка всегда подлинник, и, как правило, маленький шедевр.

Привлекателен и языковой аспект. Ведь произведения народного искусства и народных ремёсел всегда были близки к природе ребёнка. Богатое содержание, насыщенность языковыми средствами, выразительность обогащает речь ребёнка. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку не достаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи. Немаловажное значение имеет приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира и среду обитания человека. Дети понимают, что предметы имеют не просто утилитарное назначение, но являются носителями духовной культуры от далёкой древности до наших дней. Таким образом, включение всех этих перечисленных ценностей и традиций русского народа даёт возможность решить многие воспитательные задачи:

— развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического,

эстетического потенциалов личности ребёнка;

— воспитания личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции

своего народа;

— сплочение классного коллектива;

— органичное включение родителей в воспитательный процесс;

— использование в работе разнообразных, доступных и интересных детям форм и

методов работы.

Считаю, что важную роль играет создание эстетической воспитывающей среды. Переступая порог класса, дети попадают в образный мир народной культуры. В своём классе создали макет русской избы с её атрибутами, куклы в национальных одеждах, даже классный уголок – всё это создано руками детей на уроках и внеурочное время. Это детское участие в создании и оформлении микроклимата своими творческими работами изделиями просто необходимо.

Видя как на занятиях «горят глаза» моих воспитанников, понимаю, я на правильном пути. Дети знают, что кроме урока они могут реализовать себя и на факультативных занятиях, где им всегда рады.

Низкий поклон всем тем, кто в нелёгких условиях спешит зафиксировать исчезающий быт, обряды, собирают народные приметы, пословицы, осмысливают их, тем самым работая на нас, глубоко понимая, что «неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитый и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он всему разучится и должен будет всё начать сначала».






map