Нарушения письменной речи



Нарушения письменной речи

Нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников и имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.

Дислексия- это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких, специфических ошибках. Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, в нарушении движения глаз по строке, в стойких и повторяющихся ошибках при чтении. Количество и характер ошибок варьируется в зависимости от тяжести нарушения, этапа овладения навыком чтения и сложности читаемого материала.

При дислексии отмечаются следующие группы ошибок:

1. Неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении: а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав); б) замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н и др.); в) недифференцированные замены (Ж-М-Л и др.).

2. Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова.

3. Искажения звукослоговой структуры слога: а) пропуски согласных при стечении (скамейка- камека); б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз- парвоз); в) добавление звуков (под дождем- под дождием); г) перестановка звуков (лопата- лотапа); д) пропуски, перестановки слогов (канава-кавана).

4. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста.

5. Замены слов (захлестнула- захлопнула).

6. Аграмматизмы при чтении.

Дисграфия- это частичное специфическое нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Можно выделить основные группы ошибок при дисграфии:

1. Искаженное написание некоторых букв (например, С).

2. Замены рукописных букв: а) графически сходных (л-м, ц-щ и др.); б) обозначающих фонетически сходные звуки (д-т, б-п и др.).

3. Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления букв и слогов (весена весна, стана- страна, кулбок— клубок).

4. Искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, нарушение обозначения границ предложения (истеплых странлетя грачи- из теплых стран летят грачи).

5. Аграмматизмы на письме (много карандашов, нет ключов).

Памятка для учителей и родителей

Дизорфография

Это стойкое нарушение в усвоении орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием высших психических функций, обеспечивающих этот процесс.

Проявления дизорфографии:

-нечеткое владение терминологией и формулировками правил правописания;

-трудности применения орфографических правил на письме (стойкие, многочисленные ошибки).

Причины дизорфографии:

-бедность словарного запаса;

-затруднения при словоизменении и словообразовании слов (например, ухо- ухи, кресло- креселко);

-использование в речи только простых предложений;

-трудности в выделении частей слова (приставка, корень, суффикс);

-трудности в подборе однокоренных слов;

-трудности в определении ударного слога.

Если Вы отмечаете у ребенка эти и другие признаки затруднений в усвоении программы по русскому языку, Вам рекомендуется обратиться за консультацией к учителю-логопеду.






map