Нарушения письменной речи_63661



Методические рекомендации учителям начальных классов при нарушениях письменной речи

Составила: учитель

Беднова Е. В.

г.Берёзовский

1. Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы (например: С и III), Капу та ко_ка _умка и ка катулка

2. Записать диктуемые слова под буквами (Ш и С) сосна, шапка, санки, шалаш, письмо, шуба, шарф, пишет, каша, сирень. Или посередине (обе эти буквы есть в слове): простокваша, старушка, спешить.

3, Вспомнить и записать слова с заданной буквой (Д,В,Г,Ж,3,Б), а потом с буквой

(Т,Ф,К,Ш,С,П) соответственно.

4. Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы Б,П:

голуой, лавал, цараал, глубокий, залатал, _о_еда, _ри_оры, алуа, _ро_лыл, о орол, _у_енцы, одородок, лагоолучно, асно_исец.

5. Записать слова, а затем и предложения со звуками после предварительного называния буквы, которую собирается записать в данном слове (предварительный диктант).

6. Словесная игра « Любопытный»: дети составляют предложение (по вопросам), в котором слова начинаются с заданного звука.

КТО?Что сделал(а)?Кому?Что?

Сонясвязаласестресвитер.

Пете папа принёс подарок.

7. Определить, какой звук слышится в конце записанных на доске слов: нос- воз, зуб

суп.

Оказать, почему в одном случае нужно писать глухую согласную букву, а в другом-

звонкую согласную.

1. Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы (например: С и Щ),

Капута ко ка _умка _и_ка катулка

2. Записать диктуемые слова под буквами (Ш и С) сосна, шапка, санки, шалаш письмо, шуба, шарф, пишет, каша, сирень. Или посередине (обе эти буквы есть в слове): простокваша, старушка, спешить.

3. Вспомнить и записать слова с заданной буквой (Д,В,Г,Ж,3,Б), а потом с буквой (Т,Ф,К,Ш,С,П) соответственно.

4. Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы Б,П:

голу_ой, _лавал, цара_ал, глубокий, за_латил, _о_еда, __ри_оры, алуа, _ро_лыл, оорол,_у_енцы,одородок,_лаго_олучно, асноисец.

5. Записать слова, а затем и предложения со звуками после предварительного называния буквы, которую собирается записать в данном слове (предварительный диктант).

6. Словесная игра « Любопытный»: дети составляют предложение (по вопросам), в котором слова начинаются с заданного звука.

КТО?Что сделал(а)?Кому?Что?

Сонясвязаласестресвитер.

Пете папа принёс подарок.

7. Определить, какой звук слышится в конце записанных на доске слов: нос- воз, зуб

суп.

Сказать, почему в одном случае нужно писать глухую согласную букву, а в другом-звонкую согласную.

8. Прочитать пары слов. Устно составить предложения. Уточнить звучание первого согласного звука (твёрдый, мягкий). Объяснить разницу в написании слов:

мал- мял лук- люк мыл- мил нос- нёс вол- вёл

9. Сопоставить по значению, произношению и написанию слова

начинать- начинятьпотомки- потёмки

поток- потёкслог — слёг

10. Прочитать текст. Сравнить по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражаются в письме различие их звучания?

Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь- хищный зверёк. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги.

11. Запись слов в две колонки под диктовку (по наличию ударных гласных а и о ).

Сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайка, сахар, тайна.

« СЛОВО»

Искажение звуко- слоговой структуры слов и нарушение границ между словами.

1.Упражнения в анализе предложения на слова.

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Составление предложений из определённого количества слов.

Составление предложений из слов, данных в разбивку, или работа с деформированным текстом (слова «потеряли» своё место, нужно «помочь» им найти его).

2.Упражнение в слоговом анализе и синтезе слов.

-Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове? Какой слог первый? Второй? Третий?)

-Называние слов с определённым количеством слогов.

-Составление слов из слогов, данных в разбивку.

* Узнавание слов, предъявленных в виде последовательно произнесённых слогов.

-Записать из диктуемых слов (ел, ель, мел, спор, спорь, жал, дал, мель) те, в которых букв больше, чем звуков.

Образование новых слов путём добавления слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово).

Перестановка слогов в слове для получения нового слова (ка-пор — пор-ка, но-ра -ра-но).

3. Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.

Определение количества звуков в слове и их последовательности.

Составление слов с определённым количеством звуков.

Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук (дом-сом, лом, ком, том, ром).

Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков (рот- крот, грот; пар-парк).

Образование из звуков данного слова возможно большего количества новых слов.

«ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ТЕКСТ»

1. Прочитать текст и разделить его на предложения»

Зайчик спрятался под кустом около дерева притаилась лисица на опушке показался волк.

Около дома играли дети на клумбе над цветками порхали бабочки стрекотали кузнечики в траве ярко светило солнце.

2. Списать текст, расставляя знаки препинания (даётся текст, где нет заглавных букв и знаков препинания)

Вот новый дом у дома сад в саду высокая сосна под сосной скамейка на скамейке Соня а под скамейкой собака у Сони ананас а у собаки кусок мяса.

Составить и записать три предложения: первое- с предлогом из одной буквы, второе-с предлогом из двух букв, третье с предлогом из трёх букв.

Спишите текст, вставляя вместо точек нужные предлоги и приставки.

Всадник.,, влезал лошадь… дерева и . скочил.. седло. Лёгкий ветерок… дувает пыль, дороги. Весело… бежали весенние ручьи… лесом и оврагом.

Запиши без скобок предложения:

Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток. Лодка (с)пионерами (от)плыла (от)берега. Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол.

6.Найти и исправить ошибки в тексте:

Охотник с собакой шёл по дорога. Слон живут в далёкие жаркие страна.

7.Составить предложения из слов:

Около, пустырь, был, школа. Ребята, посадить,на нём, деревья, решили,…

8.»Путаница» составь предложения по образцу:Птицы, земля, над, летать, низко-

Птицы летают над землёй. Гнездо, сидеть, в, птенцы, и, попискивать-А кадия, синица, куст, сидеть, на-Наседка, цыплята, ходить, за, гуськом-Цыллёнок, водица, блюдца, пить, из-

9. Укажите первое и второе (3,4,5,6…) слово в предложении:

Наступила зима.

Таня читает книгу. Ваня ходит в школу. На дворе играла кошка с котятами.




map