Научная публикация Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психич



Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

Работы Л.И.Божович и её сотрудников показали, что к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребёнка должны быть как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности позволяющие ребёнку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами, первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения, при этом немаловажной характеристикой являются и мотивы достижения [7].

Мотивационный компонент учебной деятельности младших школьников с нормальным интеллектуальным развитием характеризуется наличием определённой динамики мотивов и интереса к учению. Для них характерно проявление с первых дней обучения такого явления, как «борьба мотивов», которое выражается в колебаниях, вопросах, переборе нескольких подходов к выполнению задания при самостоятельном принятии решения. Среди важных мотивов учения наиболее значимыми для учеников 1-3 классов являются похвала учителя, желание стать умнее и образованнее, интерес к игре и мыслительной деятельности.

На первых этапах обучения интересы детей в большей мере проявляются как заинтересованность в новом виде значимой для них и их ближайшего окружения деятельности. Затем их начинают привлекать отдельные приёмы учебной работы.

Описывая состояние мотивационной сферы детей с задержкой психического развития, следует отметить их любознательность и, в то же время, отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её этапах.

Динамика мотивов младших школьников с ЗПР выражается в относительном постоянстве преобладания игровых мотивов, возрастании к 3-му классу доли широких социальных мотивов (желание избегать неудачи и неприятности, стремление зарабатывать деньги, редко мотивы самосовершенствования) и усилении влияния отрицательных мотивов [15].

У детей с ЗПР учебная мотивация резко снижена. Это одно из самых слабых мест развития данной категории детей. Для них ведущей деятельностью продолжает длительное время оставаться игра с её элементарными детскими формами: дети избегают приближаться к учебным сложным играм сюжетно – ролевого характера, с правилами, запретами. Позиция школьника ими поздно осознаётся и длительное время не принимается, не имеет личностно значимого смысла. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, они прибегают к защитному отказу от заданий, от посещения школы, то есть неярко выраженные положительные учебные мотивы ещё более ослабляются защитным механизмом – отрицательным мотивом избегания, уклонения. Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, учитель должен понимать, что одна из магистральных педагогических задач на уроке – формирование учебных мотивов. Даже небольшой положительный сдвиг в мотивации ребёнка – большая победа учителя [14].

Ученики с нормальным интеллектуальным развитием, выполняя учебное задание, стараются точно следовать прямым указаниям учителя, руководствуются поставленной перед ними целью. Постепенно начинает проявляться стремление к самостоятельному выполнению отдельных учебных действий. Однако умение самостоятельно ставить перед собой задачи формируется далеко не у всех младших школьников, иногда с большим трудом. Наряду с этим у нормально развивающихся школьников отмечается достаточный уровень сформированности ориентировочной деятельности. Они умеют выслушивать развёрнутые указания, следовать им и составлять план, учитывая условия конкретной ситуации, обдумывать свои действия и обращаться за разъяснениями к педагогу, чётко сформулировав свои сомнения.

Для нормально развивающихся учащихся характерно совершенствование способа действий в ходе деятельности, способность свободно и самостоятельно переключаться с одного вида деятельности на другой, умение переносить полученные умения в новые условия, способность самостоятельно видеть сходство и различия в заданиях и использовать это в своей работе. Учащиеся 1-2 классов чаще всего стремятся подтвердить правильность своих решений у учителя, родителей или в ответах учебника. В случае ошибки они теряются, обращаются к взрослому за дальнейшими указаниями. Третьеклассники в аналогичной ситуации поступают иначе: они могут мысленно или фактически повторить нужные действия и по характеру промежуточных результатов стараются найти ошибку.

Осуществляя контроль, учащиеся массовых школ могут соотносить свою работу с образцом, корректировать свою деятельность, опираясь на замечания учителя. Они умеют в процессе деятельности и после её окончания произвести адекватную оценку и объяснить её. В соответствии с этим ученики стараются правильно выбрать посильную задачу и реализовать её, осмысленно относятся к оценке, раздумывают, сравнивают работу с образцом, соотнося её со своим и чужими уровнем умелости.

Исследования детей с задержкой психического развития свидетельствуют о снижении способности к усвоению учебных действий, отсутствии переноса знаний, умений в новые условия, слабой способности адекватно переключаться на новую деятельность, о неумении самостоятельно применять изменённый способ действия. В отчётах о своей деятельности дети не обозначают последовательности выполненных действий, часто вместо основных действий описывают второстепенные. Наряду с этим, для детей с задержкой психического развития характерно умение пользоваться подсказками, вспомогательными материалами и другими видами помощи учителя и одноклассников.

Детям с задержкой психического развития свойственен низкий уровень самоконтроля. Свою работу они не сверяют с образцом. При проверке дети совершают формальные действия, часто небрежные, а ошибки чаще исправляют по ходу работы. В результате проведённого контроля количество неисправленных ошибок существенно превышает таковые у нормально развивающихся детей. Оценка своей деятельности детьми с ЗПР носит односложный характер, отражающий в большей мере степень удачи и своё отношение к проделанной работе [15].

Учебная деятельность детей с разным уровнем интеллектуального развития при наличии принципиального сходства имеет свои отличительные особенности, которые в значительной мере влияют на её эффективность. Задача состоит в том, чтобы сформировать у каждого школьника осмысленную целенаправленную деятельность. Для этого важно иметь возможность выделить её особенности, свойственные конкретным школьникам, и определить наличие или отсутствие динамики состояния деятельности школьника.

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:

— проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии;

— в психологии накоплены данные, которые требуют уточнения некоторых исходных позиций, для более широкого и глубокого исследования проблем мотивации;

— основу учебной деятельности младших школьников должно составить развитие мотивации учения;

— познавательные и социальные мотивы младших школьников способствуют становлению у них осмысленной целенаправленной деятельности;

— у детей с ЗПР мотивационная сфера ослаблена, учебная мотивация резко снижена.

Список литературы

Актуальные проблемы диагностики психического развития детей. Под ред. К.С.Лебединской. Москва, «Педагогика», 1982

Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ, Сфера, 2003

Баландина Н.Д. Отношение детей с задержкой психического развития к экспериментально – психологическому исследованию как показатель личностных особенностей. Изучение личности аномального ребёнка: Тезисы докладов конференции. М., 1977

Белопольская Н.Л. Роль учебных и игровых мотивов в структуре деятельности детей с задержкой психического развития // Новые исследования в психологии. 1975, №1.

Белопольская Н.Л. Учебная мотивация детей с задержкой психического развития в условиях психического насыщения // Дефектология. 1975, №1.

Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф. канд. дис. М., 1976

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. В сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадёжиной. М.: Педагогика, 1972

Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1976

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.: ил. – (Психология для всех).

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688 с.: ил.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд.,перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2006

Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002

Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие. Екатеринбург, 1995

Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование – СПб.: КАРО, 224 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения)

Кузнецова Л.В. Личностный аспект готовности ребёнка с задержкой психического развития к школе. Изучение личности аномального ребёнка. М., 1977

Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с ЗПР // Дефектология – 1982. №6

Кулагина И.Ю. Отношение к учебной работе у отстающих в учении школьников // Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития. – М., 1986

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975

Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушения развития // Дефектология. 1994

Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог. – 2001. — №9

Макеева Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников с ЗПР // Коррекционная педагогика. – 2004. — №2

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения / Аэлита Капитоновна Маркова, Татьяна Александровна Матис, Александр Борисович Орлов. – М.: Просвещение, 1990.

Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР // Дефектология, 1989

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984

Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996

Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультета психологии. – СПб.: Речь, 2003 Составитель: Защиринская О.В.

Рабочая книга школьного психолога. Под ред. доктора психологических наук И.В. Дубровиной, М. «Просвещение» 1991 (авторы: Дубровина И,В., Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуткина Н.И., Прихожан А.М., Снегирёва Т.В., Толстых Н.Н., Юферева Т.И.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2-е изд. – М., 1946

Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983 -№4

Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.6 Просвещение, 1991

Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической психологии», 1997. – Библиотека школьного психолога и педагога – практика.

Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная Пресса, 2003

Энциклопедия психологических тестов для детей, — Издательство «Арнадия», 1997




map