Научная публикация Развитие исследовательских умений у младших школьников в курсе Окруж



Развитие исследовательских умений у младших школьников в курсе «Окружающий мир».

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и самообразования личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого, формирует предметные и общие умения.

Психологические, теоретические, дидактические и методические основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах А.В.Леонтовича, И.Я.Лернера, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина, В.А.Крутецкого, М. Н. А.Н.Поддьякова. О значимости творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали Е.Н.Кикоть, А.С. Обухов, В. Оконь, А.И. Савенков.

Опираясь на указанные научные труды, творчески работающие педагоги, стремятся организовывать в практике обучения исследовательскую деятельность школьников. Однако это касается в первую очередь учащихся старшего и среднего звена, а в отношении начальной школы теория и подобная практика не получила достаточного освещения. Таким образом, становится очевидными противоречие между ценностью исследовательской деятельности сообразной возрасту младших школьников и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике условий и технологии для ее практического применения в образовательном процессе массовой начальной школы.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. А.И.Савенков (2005) рассматривает исследовательское поведение как вид поведения, направленный на изучение объекта, имеющий в своей основе психическую потребность в поисковой активности.

В нашем исследовании мы соглашаемся с мнением А.В. Леонтовича (2002). Исследовательскую деятельностью автор рассматривает, как деятельность учащихся под руководством учителя, связанную с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Во многих исследованиях (Андреев, 1986; Лернер,1974; Усова, 1987; Ушачев, 1991; и др.) отмечается аналогия учебной, учебно — исследовательской и научной исследовательской деятельностями. Однако существует и главное их отличие. А.В.Леонтович (1999) отмечал, что в научной деятельности главной целью является получение объективно новых данных, а при реализации учебно-исследовательской деятельности главным является достижение образовательного результата средствами проведения научного исследования.

Н.Н.Поддьяков (2006) выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Очевидно, что в начальной школе второй вид более приемлем.

Виды исследований в начальной школе:

— по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

— по месту проведения: урочные и внеурочные;

— по времени: кратковременные и долговременные;

— по теме: предметные и свободные.

Темы для исследовательской работы детей можно объединить в группы:

— фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений;

— эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов;

— теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.

Основные этапы учебного исследования, проводимого младшими школьниками:

Тема.

Цель.

Задачи.

Гипотеза.

Выбор методов.

Определение последовательности проведения исследования.

Сбор и обработка информации.

Анализ и обобщение результатов.

Итак, исследовательская деятельность младших школьников — это деятельность учащихся под руководством учителя. Она связанна с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Главное в учебном исследовании — не овладение новыми фактами, а научение алгоритму ведения исследования. Данные исследований (Леонтович, 2002; Поддьяков, 2006; Савенков 2005) говорят о возможности успешного обучения некоторым элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. Уроки курса «Окружающий мир» особенно способствуют организации исследовательской деятельности учащихся и развитию у них исследовательских умений.

Исследовательские умения младших школьников и условия их развития.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операции. Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Одной из главных задач учебно-исследовательской деятельности, по мнению Г.А. Русских (2001) является развитие исследовательских умений школьников.

Под общими исследовательскими умениями мы будем понимать следующие:

— умение видеть проблемы

— умение задавать вопросы

— умение выдвигать гипотезы

— умение давать определение понятиям

— умение классифицировать- умение и навыки наблюдения (особое значение в исследованиях младших школьников отводится умению вести наблюдения)

— умение и навыки проведения экспериментов

— умение делать выводы и умозаключения

— умения и навыки структурирования материала

— умения и навыки работать с текстом

— умение доказывать и защищать свои идеи

Условия формирования и развития исследовательских умений младших школьников

Мотивированность.

Целенаправленность и систематичность.

Творческая среда.

Психологический комфорт.

Личность педагога.

Учет возрастных особенностей.

Методика развития исследовательских умений младших школьников.

Развитие исследовательских умений младших школьников осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам обучения в начальной школе.

1 этап – соответствует 1 классу. А.И.Савенков (2005), Е.В. Кривобок и О.Ю. Саранюк (2009) считают, что развитие исследовательских умений необходимо начинать с тренинга, который является пропедевтикой к проведению исследований в последующих классах.

Также в 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся рекомендуется использование: загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей; игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.д.).

На 2 этапе — во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1.Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности такими как: исследование, проблема, цели, задачи, гипотеза, методы.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.

3. На различных уроках используются проблемные и поисковые методы, работа со словарями и другими источниками информации.

4.На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств и действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Продолжается обучение приемам наблюдения.

На 3 этапе — в 3 классе:

1.Учащиеся продолжают знакомиться теорией исследования.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему.

3. Осуществляются учащимися самостоятельные кратковременные исследования с применением имеющихся знаний и умений

На 4 этапе — в 4 классе:

1. Большое внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

2. Осуществляется подготовка и проведение самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.

Защита результатов исследования.

Библиография:

Алексекев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция

развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников – 2002. №1 – 2.

Андреев В.И. Исследовательский метод обучения.- М.: Просвещение, 1986.

Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся(методические

рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч, 2005.- № 6.

Гуманистический потенциал естественнонаучного образования/Под

ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 1996.

Егорова Т.А. Развитие исследовательских навыков детей старшего

дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. — М.: Академия, 2005.

Исследовательский метод: Современные методические искания /под

ред. М.М. Рубинштейна. — М., 1926.

Кикоть Е.Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное посо

бие для лицеистов. — Калининград, 2002.

Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Народное образование. – 1999.- №10.

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. — М., 2002.

Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.

Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся /

А.С. Обухов // Народное образование.- 2004.- N 2.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие — М.: Педагогическое общество России,1999.

Оконь В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1968.

Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве/ Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. — 2006. — № 3.

Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности уча

щихся / / Дополнительное образование. 2001. № 7-8.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших

школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхо-

да к обучению/ А.И.Савенков. – М.:Ось-89,2006.

Сенько Ю.В. Приобщение учащихся к элементам научного исследо-

вания и эксперимента // Советская педагогика,1976.

44. Современные ракурсы естественнонаучного образования//Методика

как наука и учебный предмет/под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб., 2000.




map