Научная статья Интегрированный день как одна и форм равития метопредметных реультатов д



Доклад

Тема : «Интегрированный день как одна из форм развития метапредметных результатов деятельности обучающихся».

Установленные стандартом новые требования к результатам обучения современных школьников вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

  Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.

      Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов и применяются учащимися,  как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Многие учащиеся заблуждаются, считая, что только выучив параграф учебника наизусть можно стать успешным. Мало кто из них задумывается о том, что действительно ценным является определить главную мысль текста, умение анализировать, как это связано с предыдущими темами, уметь найти связь с темами следующих уроков, сделать выводы, понять то, как это может пригодиться в жизни, то, что ученик должен не только иметь знания, но и применять их на практике.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Метапредметные результаты:

— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

— развитие коммуникативной компетенции;

— умение четко определять области знаемого и незнаемого;

— умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

— осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

В своей деятельности для достижения метапредметных результатов я использую разные формы работы. Сегодня я хотела бы рассказать о такой форме, как интегрированный день.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Интегрированный день — это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов на протяжении всего учебного дня.

Интегрированный день позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных днях дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Вот несколько примеров интегрированных дней, проведенных мной в 3-ем классе.

1 день

Литературное чтение – тема: «Русская природа в произведениях классиков». Изучение художественного образа природы. Учиться разбирать смысл образов. Использовать в речи средства художественной выразительности.

На уроке развития речи мы работали над темой «Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом». Изучили научный текст об осенних изменениях в жизни деревьев, сравнили его с художественными образами, созданными писателями-классиками.

Окружающий мир – тема: «Планета, на которой мы живем» собрали осенние листья деревьев, провели экологические игры на природе, наблюдения, составили технологические карты (форма ствола, листьев, где можно встретить, какие животные питаются), оформили гербарий.

На технологии обучающиеся изображали при помощи аппликации дерево, которое разгадали на технологической карте.

2 день

Литературное чтение — Б.Заходер «История гусеницы». Окружающий мир глазами разных героев.

Русский язык (развитие речи) – Научный текст. Насекомые

Математика – Решение составных задач с содержанием по теме интегрированного дня.

Окр. Мир. – Лес и его обитатели. Природное сообщество. Жизненный цикл насекомых, цепь питания, проанализировали художественный образ с реальным.

Изо – Графическое изображение насекомых. Строение тела насекомого.

Когда ребенок заинтересован в обучении, оно превращается для него в процесс саморазвития и расширяет горизонт его познания.




map