Научно-исследовательская работа по теме Животные как символы



ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»

Научно исследовательский проект на тему:

«Медведь как символ»

Работу выполнили: ученики 3 класса

Руководитель: Борисова Л.Г. – учитель начальных классов

Йошкар-Ола

2012г.

Содержание

Содержание2

Ведение2

1. Основная часть.2

1.1. Что такое герб и его значение для государства.2

1.2. Герб Республики Марий Эл2

2. Животные как символы республики.2

2.1. Распространенные в Марий Эл животные.2

2.2. Медведь, изображенный на гербе.2

3. Заключение.2

Список литературы.2

Ведение

О медведях мы узнаем еще в детстве, когда мама читает нам сказки, мы видим медведя и в зоопарке, и в цирке, на экране телевизора.

Кто-то восхищается медведями, кто-то их ненавидит, но, к сожалению, большинство людей боятся медведей, считая, что они рождены только для того, чтобы убить.

С одной стороны образ медведя ассоциируется со словами: «сильный», «умный», «заботливый»,  «добрый», «трудолюбивый»; с другой – «неуклюжий», «косолапый», «агрессивный», «злой», «глупый».

Для многих из нас медведь — это воплощение всего дикого в природе и в большинстве мы ничего не знаем о медведе, об его жизни и повадках в природе.

Отсюда возникают вопросы, какой медведь на самом деле, и почему, это животное, которое по природе наделено  всеми непривлекательными для человека чертами, считается символом России.

С учётом этого и была выбрана тема моего исследования «Медведь – символ России».

Объект исследования: герб Республики Марий Эл.

Предмет исследования: медведь.

Цель – узнать, почему именно медведь изображен на Гербе Республики Марий Эл.

Реализации поставленной цели будут способствовать следующие задачи:

изучить информационные источники (энциклопедические книги, журналы, газеты; информацию на сайтах о животных в сетях Интернет);

изучить символику животных;

выявить причины, по которым медведя стали считать символом Марий Эл.

Наша гипотеза:

Мы предположили, что медведь, изображённый на Гербе Республики Марий Эл, означает силу и лесной характер природы, меч – символ защиты Родины и правопорядка, молот – символ трудолюбия народа, а щит – готовность защищать своих граждан.

Методы, с помощью которых осуществлялось исследование:

теоретические – анализ и изучение справочной литературы (книги, энциклопедии; газеты, журналы), работа с информацией в Интернете (сайт – символика животных, сайт – приметы животных, сайт –стихи про животных).

практические – беседа, наблюдение.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы нами как на уроке, так и во внеклассной работе.

При осуществлении исследования мы соблюдали определенную последовательность:

Выбор темы, определение целей и задач исследования;

Подготовка программы сбора материала.

Разработка и принятие общего плана работы:

что такое герб и его значение для государства.

животные как символы республики.

Определение форм, методов и приемов работы.

Собирая материал, работали с книгами, художественной литературой, справочниками, энциклопедиями.

Обработка и оформление собранного материала.

Результаты исследования.

Результатом нашего исследования является изученная тема, которая связанна с обычной жизнью обычного человека всегда и везде, ежедневно, которая еще раз показывает и доказывает неразрывную связь человека с природой.

1.Основная часть.

1.1. Что такое герб и его значение для государства.

ГЕРБ (от нем. Erbe – наследство) – символ, отличительный знак государства, города, рода или отдельного лица.

ГЕРАЛЬДИКА – наука о гербах (от лат. heraldus – глашатай).

Герб – это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.

Первые гербы появились примерно в X веке. Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. (см. слайды 1, 2). На турнире они появлялись в рыцарских доспехах (см. слайд 3) и шлемах, скрывающих лицо (см. слайд 4). Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак.

На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды – люди, изучающие и составляющие гербы (см. слайд 5). Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.

Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный (см. слайд 6).

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет – символ богатства, силы, справедливости;

серебро – символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный) символ любви, смелости;

голубой символ красоты и величия;

зеленый – символ изобилия, надежды, свободы;

пурпурный (красный с оттенком синего) могущество, достоинство;

черный – скромность, мудрость и печаль. (см. слайд 7).

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:

дуб, медведь означали силу;

факел, раскрытая книга – знание;

пчела трудолюбие;

лавр – славу;

крылатый змей – зло, смуту;

дракон могущество;

рука в перчатке – храбрость;

лев – символ силы, мужества, великодушия;

леопард – храбрость, отвага;

ворон – долголетие;

петух – символ боя.

Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)

Геральдика представлены деревьями – дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами – роза, лилия, венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта – различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского – орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (так называемые гласные гербы).

Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры – щитодержатели – люди, птицы, звери. (см. слайд 8). Герб украшает лента с девизом.

Девиз – это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например:

«Усердие все превозмогает»;

«Честь превыше всего»;

«За честь и достоинство».

1.2. Герб Республики Марий Эл

Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в серебряном поле которого изображен восстающий червленый медведь с золотыми когтями, зубами и черными с серебром глазами. В правой лапе — обращенный вниз меч, в лазоревых ножнах с золотыми фрагментами, и золотой молот с серебряной рукояткой. В левой лапе – окраенный золотом лазоревый щит с изображением золотого скошенного марийского креста, образованного двумя парами сдвоенных, отвлеченных узких перевязей накрест, на концах дважды гаммированно-загнутых внутрь каждой пары, с ромбом посередине. Гербовый щит увенчан земельной короной с зубцами, стилизованными под марийский орнамент с тремя отдельными ромбами.

Обоснование символики герба Республики Марий Эл Медведь в гербе символизирует предусмотрительность и силу, указывает на лесной характер природы.Меч является символом готовности к защите Отечества, а также символизирует миролюбие и стремление к правопорядку.Молот – символ трудолюбия жителей, которые добиваются благосостояния упорным трудом. Щит со скошенным марийским крестом, знаком оберега, символизирует защиту прав и свобод граждан.Земельная корона указывает на статус субъекта Российской Федерации.Герб принят Законом Республики Марий Эл от 5 марта 2011 года N 1-З, принятым Государственным Собранием Республики Марий Эл 3 марта 2011 года.

Животные как символы республики.

Распространенные в Марий Эл животные.

Белка – у христиан означает алчность и жадность, а в Японии — символ изобилия. В Европе белка, как и другие грызуны, — символ разрушительных, жадных животных.

Бык – символ плодородия земли. Это воплощенная мощь. Символ божественности, царственности, стихийных сил природы, изменявший значения в различные эпохи и в разных странах.

Голубь – символ любви, нежности. В христианстве символ Святого духа. Голубь и голубка символизировали супружескую верность, чистую любовь. Дарует обладателю состояние любви, сострадания, чистоты и здоровья.

Волк – волк является символом побеждённой алчности, злости и прожорливости. Но в противоположность этого волк также может символизировать преданность, способность постоять за свой дом.

Еж – в христианстве означает злодея, творящего зло. Еж ворует виноградные гроздья точно также, как дьявол крадет души людей. У шумеров является эмблемой Иштар как Богини-Матери.

Культурный герой для ранних кочевников в Центральной Азии и Иране, ассоциировался с даром огня и сельским хозяйством. Похожее значение придавалось дикобразу в Восточной Африке. Свернутый в колючий шар, он представлял собой аналогию с солнечными лучами. Ассоциация с воинственностью появилась у ежа, поскольку он был атрибутом Иштар, вавилонской богини войны. Ранние христианские писатели с одобрением описывали его сообразительность встряхивании ягод винограда, катании по ним и переноске на своих иглах. Эта привычка, по-видимому, стала причиной его позднейшей связи в христианском искусстве с прожорливостью. Еж также символ прикосновения.

Заяц – в геральдике эмблема зайца, никогда не пользовавшаяся большой популярностью, применялась в основном как «говорящая», лишенная символического смысла эмблема. Изображения зайцев можно встретить и в некоторых гербах российских городов, куда они попали лишь на том основании, что в окрестностях этих населенных пунктов водилось множество таких зверьков. В гербе Коврова, например, два зайца сидят на зеленом травяном ковре.

Кабан, вепрь – эмблема мужества и неустрашимости, всегда цвета чёрного и в профиль.

Конь – символ мужества и грации. Один из главных друзей и помощников человека. В геральдической символике конь сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя и ловкость лисицы. Своему обладателю дарует выносливость, мужество и добродетель.

Кукушка – символизирует весну в Южной Европе и лето в северных регионах; у греков – брачный обед. Кукушка – одна из трансформаций Зевса, чтобы заполучить Геру.

У японцев кукушка олицетворяет безответную любовь.

У финикийцев кукушка – королевская птица, венчающая королевские скипетры.

Это символ нахлебника, бездельника, отсюда и английское слово «cuckold» (одураченный муж); птица, связываемая в Европе с завистью и авантюризмом. Более распространен положительный символизм кукушки – предвестницы весны, лета или богатства. Ее повторяющиеся крики породили поверье, что, услышав кукушку, нужно потрясти на счастье монетами

Лебедь – в геральдике лебедь предстает в виде лишенной символики эмблемы. В мифах многих народов лебедь представляет символ преображения и трансформации.

Лиса – по правилу, восстающая, с опущенным хвостом и закрытой пастью, обыкновенно червлёна. В геральдике – символ проницательности, хитрости, прозорливости.

Лось – мужество, плодородие, храбрость, мудрость. Он также символизирует стойкость, силу духа, мощь, гордость и величие.

Орел – символ власти, господства, великодушия и прозорливости. На гербах орел чаще всего изображается летящим грудью вперед, с поднятыми вверх крыльями или парящим. Бывает одно- или двуглавым. Еще со времен основателей Рима Ромула и Рема его изображали на штандартах как «птицу Юпитера». После завоевания христианами Палестины двуглавый орел стал гербом Священной Римской империи, а позже Австрийской (Австро-Венгерской) и Российской империй. Белоголовый американский орел с распростертыми крыльями стал эмблемой США.

Бобр – символ трудолюбия. В христианской традиции он олицетворяет целомудрие и аскетизм. Символ бдительности и миролюбия

Петух – это бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность. Вестник зари, символ Солнца и духовного возрождения. Эти его качества превалируют над гордыней, высокомерием, похотью, также ему присущими. У римлян означает «третью стражу времени»: между полуночью и утренней зарей. Петух – защитник от всякого рода зла. Считается, что ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха. Красный петух отводит пожар от дома, а белый – привидений. Восточные славяне перед вселением в новый дом запускали туда петуха. Если он благополучно проводил ночь, то можно было вселяться.

Медведь в геральдике – распространённая гербовая фигура. Обычно медведь обозначает силу и свирепость в защите отечества. Традиционно бурый медведь в геральдике передаётся чёрной эмалью (как наиболее близкой к натуральному цвету).

2.2. Медведь, изображенный на гербе.

Бурый медведь – лесное животное. Обычные места его обитания в России – сплошные лесные массивы с буреломом и гари с густой порослью лиственных пород, кустарников и трав; может заходить и в тундру, и в высокогорные леса. В Европе он предпочитает горные леса; в Северной Америке чаще встречается на открытых местах – в тундре, на альпийских лугах и на побережье.

Держится медведь обычно одиночно, самка – с медвежатами разного возраста. Самцы и самки территориальны, индивидуальный участок в среднем занимает от 73 до 414 км2, причём у самцов он примерно в 7 раз больше, чем у самок. Границы участка помечаются запаховыми метками и «задирами» – царапинами на приметных деревьях. Иногда совершает сезонные кочёвки; так в горах бурый медведь, начиная с весны, кормится в долинах, где раньше сходит снег, затем идёт на гольцы (альпийские луга), потом постепенно спускается в лесной пояс, где поспевают ягоды и орехи.

Бурый медведь всеяден, но рацион у него на 3/4 растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В неурожайные на ягоды годы в северных областях медведи посещают посевы овса, а в южных – посевы кукурузы; на Дальнем Востоке осенью кормятся в кедровниках. В его рацион также входят насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки), рыбы и хищники. Летом насекомые и их личинки порой составляют до 1/3 рациона медведя. Хотя хищничество не является примерной стратегией бурых медведей, они добывают и копытных – косуль, ланей, оленей, карибу, лань.

Гризли иногда нападают на волков и медведей-барибалов, а на Дальнем Востоке бурые медведи могут охотиться на гималайских медведей и тигров. Бурый медведь любит мёд (отсюда название); поедает падаль и порой отнимает добычу у волков. Сезонным объектом питания служит рыба во время нереста (проходные лососёвые), ранней весной – корневища, у гризли, обитающих в окрестностях Скалистых гор, летом – бабочки, которые скрываются в горах среди камней от летней жары. Когда рыба только начинает прибывать на нерест, медведи съедают пойманную рыбу целиком, затем начинают поедать только самые жирные части – кожу, голову, икру и молоки. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот, разоряют пасеки. Самцы могут охотиться на детёнышей собственного вида, предпочитая самцов как потенциальных конкурентов в будущем.

Активен бурый медведь в течение всего дня, но чаще по утрам и вечерам.

Сезонная цикличность жизни ярко выражена. К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. Берлоги располагаются на сухом месте, в большинстве случаев в ямах под защитой бурелома или под вывороченными корнями деревьев. Реже медведи выкапывают убежище в земле или занимают пещеры и расщелины скал. У медведей бывают излюбленные места зимовок, куда они собираются год от года с целой округи. В разных районах зимний сон длится от 75 до 195 дней. В зависимости от климатических и иных условий медведи находятся в берлогах с октября-ноября до марта-апреля, то есть 5-6 месяцев. Дольше всех живут в берлогах медведицы с медвежатами, меньше всего – старые самцы. На юге ареала, где зима малоснежна, медведи не залегают в спячку вообще. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира.

Вопреки распространённому мнению, зимний сон у бурого медведя неглубок; температура его тела во сне колеблется между 29 и 34 градусами. В случае опасности животное просыпается и покидает берлогу, отправляясь на поиски новой. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи; таких медведей называют шатунами. Шатуны очень опасны, голод делает их беспощадными хищниками – они нападают на любого, кто встретится им на пути, даже на человека. У таких медведей очень мало шансов дожить до весны.

Несмотря на неуклюжий вид, бурый медведь исключительно быстро бегает – со скоростью до 50 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотней). Одним ударом лапы матёрый медведь способен сломать спину быку, зубру или бизону.

Самки приносят потомство раз в 2-4 года. Течка у них продолжается с мая по июль, 10-30 дней. В это время самцы, обычно молчаливые, начинают громко реветь, и между ними возникают жестокие схватки, иногда заканчивающиеся смертью; победитель может даже съесть побеждённого. Самка спаривается с несколькими самцами.

Облик бурого медведя типичен для представителя семейства медвежьи. Тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий – 65-210 мм, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8-10 см, пятипалые, стопоходящие. Шерсть густая, равномерно окрашенная.

Окраска бурого медведя очень изменчива, причём не только в разных частях ареала, но и в пределах одного района. Цвет меха варьирует от светло-палевого до синеватого и почти чёрного. Самой обычной является бурая форма. У гризли Скалистых гор волосы на спине могут быть белыми на концах, создавая впечатление серого или седого оттенка шерсти. Целиком седовато-белый окрас встречается у бурых медведей в Гималаях, а бледный рыжевато-бурый – в Сирии. У медвежат на шее и груди бывают светлые отметины, которые с возрастом пропадают.

Линька у бурых медведей происходит один раз в год – начинается весной и до осени, но часто ее подразделяют на весеннюю и осеннюю. Весенняя длится долго и наиболее интенсивно идёт в период гона. Осенняя линька идёт медленно и незаметно, кончаясь к периоду залегания в берлогу.

Заключение.

Изучение медведя и его образа жизни выводит на мысль, что медведь – животное умное, наделенное интеллектом, способное издавать различные звуки, общаться запахом, обладает хитростью, превосходящей человека. Это сильный, величественный, мощный зверь. Он добр и великодушен, первым никогда не нападает, всегда стремиться найти компромисс, терпим к человеку, при встрече открыт и любопытен.

Недаром наш край называют страной медведей. Да, мы жители такие – умны, интеллектуальны, изобретательны, добры и открыты, в нас нет конфликтности, способны к сопереживанию и помощи, в нас нет желания яростного доминирования, и мы охраняем свои территории.

Медведь – это естественный символ, олицетворение характера марийцев, ее истории, природы и т.д. На основе собранного материла мы узнали, что многие животные нашей республики играют немаловажную роль в геральдике. Например, на гербе Куженерского района изображен лось с золотистыми крыльями, рогами и копытами. В гербе Моркинского района в рассеченном зеленью и серебром поле сидящая справа золотая белка с червлеными когтями и золотой шишкой в лапах.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – медведь по праву является символом нашей республики. Это животное характерно для нашего лесного края, оно всегда было особо почитаемо местным населением. Медведь олицетворяет силу и мощь, благородство. В правой лапе он держит меч в ножнах, направленный острием вниз и молот, в левой – щит с изображением марийского орнамента. На верху щита изображена корона, как символ государственной власти. Меч и молот символизируют правопорядок и созидательный труд, а щит – готовность защищать своих граждан.

Мы много интересного узнали, работая над своей темой. Теперь мы сможем рассказать нашим друзьям, родителям о том, что медведь достойно уважения, восхищения и защиты.

В дальнейшем мы продолжим работу над темой и постараемся выяснить, почему на гербе Российской Федерации изображен орел.

Список литературы.

Газета «Марийская правда» 26 января 2011 статья «Медведь в короне с мечом и молотом» Автор: Дмитрий Никитин.

Иванов В. В., Топоров В. Н. Медведь / Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 128.

http://geraldika.ru/symbols/2

http://www.animals-plants.com/bears.html

http://www.starfate.ru/ezo/zhivotnye_simvolika_zhivoi_prirody.html

http://gov.mari.ru/main/news/rep/pres/2011/0903_1.phtml

Ефимов, И.В., Ефимов, П.И. Традиционная (национальная) символика в гербах муниципальных образований.






map