Научно-методическая деятельность



Научно-методическая деятельность.

Я – учитель коррекционной школы – интерната. Мои ученики – это дети, имеющие различные поражения центральной нервной системы. У ребят недоразвитие познавательной деятельности осложняется заметными нарушениями умственной деятельности, моторики, поведения. Начиная работу с детьми, я понимала, что своеобразие их речи, недоразвитие психических процессов, а так же свойственные им психологические особенности непременно отрицательно скажутся на всём учебном процессе. Поэтому мне предстояло искать и находить те методические средства, которые позволили бы снизить меру трудности, вызванную заболеванием. Необходимо было искать те «колоссальные, богатые жизнью, области, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями». (Л.С.Выготский)

Третий год я работаю учителем математики в старших классах, ранее работала учителем начальных классов.

За время своей работы я изучила психологию детей с ОВЗ, особенности методики преподавания. В процессе обучения школьников использую игровые технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологию индивидуализации, дифференциации; компьютерные технологии. В своей практике использую следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики:

Объяснительно – иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути её решения)

Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют)

Для развития познавательных интересов стараюсь выполнять следующие условия:

Избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;

Не допускать учебных перегрузок, переутомления, использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

Стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами – шутками, занимательными упражнениями и т.д.);

Использовать проблемно-поисковые методы обучения.

В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с ОВЗ: индивидуально-дифференцированный подход, практические упражнения, проблемные ситуации. Обычно сопровождаю урок вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Помогите вспомнить…», «Докажите». И т.п. На вопросы требую полных ответов.

Особое внимание в работе уделяю развитию у детей интереса к предмету. Для его достижения разрабатываю тренировочные упражнения устных вычислений. В устный счёт включаю занимательный материал – игры, задачи, примеры на порядок действий, геометрический материал. Подбирая задания на повторение и закрепление, плавно перехожу к новому материалу. При изучении нового материала велика роль опорных схем или карточек – информаторов. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении.

«Если ученик в школе не научился сам ничего, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» — писал Л.Н.Толстой.

Поэтому необходимо продумывать каждую деталь урока, чтобы всё заставляло учащихся мыслить. Теоретический материал должен опираться на жизненный опыт ребёнка и носить практическую направленность. Например, изучая тему: «Доли. Обыкновенная дробь» необходимы вырезанные геометрические фигуры, цветные карандаши. Задание сообщает, на сколько равных частей нужно разделить каждую фигуру. На данном этапе ребёнок должен понять, что фигуры делить нужно на равные части. Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то чертил, вырезал, рисовал, складывал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Оживляет урок и использование материала из истории математики. 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес и находят в детских душах живой отклик.

При закреплении и проверке пройденного материала в практике работы использую тестирование, которое позволяет:

Учитывать индивидуальные особенности учащихся;

Проверять качество усвоения материала;

Разнообразить процесс обучения;

Сэкономить время на опрос.

Тесты я использую из книги Ф.Р.Залялетдиновой «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе».

Подводя итоги урока, задаю вопросы, касающиеся целей урока.

Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально- трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Процесс обучения стараюсь строить так, чтобы знания, полученные на других учебных дисциплинах, а также трудовой опыт школьников использовались на уроках математики. Знания, умения и навыки, предусмотренные рабочей программой по математике, практические навыки (измерительные, вычислительные, графические) находят самое широкое применение в любом виде труда, в любой профессии. Так, например, на уроках сельскохозяйственного труда учащиеся также применяют математические знания. Они измеряют периметр и площадь участка, засаженного теми или иными культурами, измеряют расстояние между растениями, определяют их рост, количество семян для посадки, т.е. используют измерительные и вычислительные навыки.

Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для учащихся коррекционной школы. Это объясняется, с одной стороны, трудностью самого предмета, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися. Успех в обучении математике школьников с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями. Поэтому мною проводится работа по исследованию уровня обученности школьников по ряду основных тем и разделов, предусмотренных программой. Это знание нумерации многозначных чисел, табличного умножения и деления, умение производить устные и письменные вычислительные приёмы со всеми видами действий, а так же знание геометрического материала, умение решать простые и составные арифметические задачи. Мои ученики имеют различные возможности в овладении математическими знаниями и умениями, поэтому для организации самостоятельной работы на уроке математики использую задания разной степени сложности, большего или меньшего объёма. Обычно выделяются 3 основные группы учащихся. Учащиеся 1 группы усваивают математические знания и умения достаточно успешно. Таких учащихся в классах немного. Так, например, в 5 классе-1 ученик, в 7 классе-3 ученика, в 9 классе- 1 ученица, в 10 классе-2 ученика. Учащиеся второй группы нуждаются в большей концентрации заданий, в разнообразной наглядности. Таких учащихся чуть больше, например, в 5 классе-3 ученика, в 7 классе-3 ученика, в 9 классе- 4 ученика, в 10 классе- 2 ученика. Учащиеся 3 группы обычно испытывают наибольшие затруднения в понимании и выполнении любого задания, поэтому они получают помощь в соблюдении последовательности оформления решения, в нахождении ответа на вопрос задания. При использовании дифференцированных заданий мною разработан дидактический материал. Это карточки, перфокарты, средства обратной связи, игры. Таким образом, для успешного обучения учащихся с ОВЗ математике необходимо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учётом его психофизиологических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность осуществить коррекцию или компенсацию недостатков познавательной деятельности учащихся.

За продолжительное время работы в коррекционной школе я с интересом и вниманием отношусь ко всем нововведениям в образовании. Вот перечень методических тем, отвечающих требованиям современной педагогики и психологии, разработка которых формировала мой педагогический опыт, профессиональные знания:

«Дифференцированный подход в обучении учащихся с ОВЗ»

« Осуществление эмоционально-волевой регуляции учебной деятельности в процессе обучения»

«Интеграция учебного процесса как технология модернизации системы обучения детей с интеллектуальными нарушениями»

«Роль коррекционно- воспитательной работы в организации и методах проведения уроков в школе VIII вида»

«Развитие познавательного интереса у детей с ОВЗ на уроках математики»

«Разностороннее развитие учащихся на уроках математики путём использования межпредметных связей в обучении».

Развитие вычислительных навыков учащихся через разнообразные виды заданий устного счёта.

«Конструирование на уроках математики – путь к успешному развитию творческой деятельности учащихся с ОВЗ».






map