Научно-практическая работа Керамика от Адама до наших дней



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №4»

НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

КЕРАМИКА: ОТ АДАМА

ДО НАШИХ ДНЕЙ

Работу выполнила:

обучающаяся в 4 «Г» классе

Зарайская Екатерина

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Андрющенко Н. А.

САРАТОВ 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Стр.

Введение …………………………………………………….….…. 3

История керамики …………………….…………………….….….. 4

Археологические ценности ………….………………………..… 5 — 6

Китайский фарфор …..…………..……………….…………….…. 6

Народные промыслы в России ………………….………………. 6 — 7

Мой личный опыт …………………………………………….…… 8

Заключение …………………………………………………….…. 8

Приложение ……………………………………………………… 9 — 23

Список используемой литературы ……………………………… 38

Введение

Существует библейская легенда о сотворении мира. Где рассказывается о том, как бог Ягве создал сад Эдем, но ему скучно было одному гулять по саду, и он решил создать человека подобного себе. Взял он кусок глины и вылепил из него человека и вдохнул в него жизнь. Ягве назвал его Адам, что означает «Красный человек» то есть человек из глины. Отсюда берёт начало история керамики. Глина – это удивительный материал, подаренный нам природой. Гибкая и пластичная, она становится твердой и прочной после обжига. Гончарным промыслов в деревнях в основном занимались не профессионалы, а обычные селяне, основной работой которых являлось отнюдь не гончарство. Но именно они веками совершенствовали мастерство изготовления глиняной посуды, накапливая опыт и знания. У каждого мастера был свой стиль, и от этого крынки, горшки и прочая утварь не выглядит однообразно. Перед тем как попасть к нам в дом, предметы быта из глины, поддаются двойному обжигу. Первый или утельный обжиг необходим для придания глиняным изделиям прочности и твердости. Из печи глиняная посуда выходит характерного кирпичного цвета. Перед вторым обжигом заготовки, по старинной псковской технологии, погружаются в молоко. Так как жирность и состав молока всегда разный, то и результат также непредсказуем. Именно молоко придает изделиям изысканный вид. К тому же погружение в молоко необходимо не только для декоративных целей. Молоко делает глину водонепроницаемой. После этого изделия опять отправляются в печь, где обжигаются при температуре 350 градусов. После второго обжига посуда готова и может радовать вас.

Керамика и различные изделия из неё сегодня довольно популярны. Современные мастера способны творить из неё настоящие произведения искусства. Сегодня мы не можем представить нашу кухню без керамической посуды. Много изготовляется посуды из фарфора, которая очень ценится за её красоту.

Керамическая промышленность сегодня – это и крупные заводы, и небольшие предприятия, керамика ХХI века – это и современные строительные материалы, и сантехнические приборы и эксклюзивные изделия ручной работы

Цель моего доклада расширить познания в области керамики, и донести до учащихся значение глины в жизни человека.

Многих интересует вопрос, как и когда появилась керамика? В древние времена, узнав чудесные свойства глины, люди стали делать из неё посуду и различные предметы домашней утвари, использовалась она и при строительстве. Точное время и место появления керамики сегодня сложно установить, при раскопках находили изделия из глины и керамики, которым более 7 тысяч лет.

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времён человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приёмами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения. В Древней Греции искусство изготовления гончарных изделий из глины называлось «керамейя», до наших дней дошли немногие предметы того времени из керамики, сегодня их можно увидеть в музеях или приобрести за довольно большие деньги на специализированных аукционах. Керамическое производство того времени не слишком отличалось от современного – сначала изделия формировал гончар на гончарном круге, потом изделия обжигались в печи, а затем расписывались красками. Несколько позже широкое применение керамика получила и в строительстве, керамический кирпич стал одним из первых искусственных стройматериалов, по заключению историков ему более 5000 лет. Позже появилась керамическая черепица, затем плитка, а потом и сантехнические приборы. Средневековые изразцы, применяемые при внутренней и наружной отделке зданий, так же относятся к керамике.

Археологические ценности.

Керамика — обожженная глиняная посуда.  При обжиге при 400C вода из молекул глины улетучивается, глина превращается в камень.  Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и мировоззрение,  изучение которых дает много информации археологам. Хрупкость керамики приводила к накоплению большого количества черепков на месте поселения. Керамика — самый массовый вид находок на памятниках археологии начиная с неолита.Самые древние предметы из обожженной глины найдены в Чехословакии, на стоянке Дольни-Вестонице. Это еще не посуда из глины (ее люди изобретут почти на 20 тысяч лет позднее). Это фигурки животных и людей, сделанные из глины, и куски обожженной глины.

Первые керамические сосуды были очень хрупкими и часто разбивались. Поэтому-то так много находят на раскопках черепков. Посуду делали часто и в большом количестве. В сосудах хранилось самое ценное — зерно для будущего урожая, от которого полностью зависела жизнь человека. Пропадет зерно — нечего будет посадить на следующий год, людей постигнет голод.  Когда засуха охватывала большие территории, зверя становилось меньше, пруды и озера высыхали, рыба исчезала. Тогда одна надежда  оставалась на урожай, от него зависела и жизнь домашних животных.

Поэтому горшки с семенами берегли, их разрисовывали различными магическими знаками, которые должны были отпугнуть злых духов и демонов. Одни племена наносили охраняющие рисунки краской по стенкам сосудов, другие выдавливали магические знаки по сырой глине. По этим рисункам можно узнать многое, какое племя  жило на том или ином месте, откуда оно пришло, сколько жило, в каких духов веровали и т.д. Родственные племена по одинаковому разрисовывали керамику.

Самые древние горшки из глины найдены в Гандж Даре. Они сделаны около 100 веков тому назад. Керамика грубовата, плохо украшена. Такие горшки существуют на Ближнем и Среднем Востоке до 6000-го года до н.э. А около 80 веков назад там появляется керамика, стенки которой раскрашены. Такая крашеная керамика появляется и на стоянках неолита Крита, Греции, Балкан и Средней Азии. Оттиски на сырой глине продолжали делать лишь в умеренной зоне Европы и Средиземноморье. На самой же прародине цивилизации оттиски палочками стали делать лишь на глиняных книгах. Получается, что где-то за 2 тысячи лет до появления обожженных глиняных книг кто-то «запретил» оттискивать на сырой глине значки, горшки стали разрисовывать краской.

Почему «запретили», точнее, почему перестали оттискивать на стенках сосудов всякие изображения-орнаменты? А может быть, потому, что в то время  уже стали писать на сырой глине? Ведь около 6 тысяч лет назад глиняные книги стали обжигать, а до этого времени, может быть, их не обжигали и поэтому они не дошли до нас.

А в нашем краеведческом музее представлено захоронение в котором помимо человеческих останков лежали два глиняных горшка в одном из которых, по мнению учёных, была еда, а в другом — питьё так как считалось что людям на том свете тоже надо есть и пить.

Китайский фарфор.

Исторический путь развития китайского керамического искусства насчитывает несколько тысячелетий. В продолжение всего этого огромного периода шла весьма интенсивная, последовательная работа по усовершенствованию качества черепка и глазури, по поискам новых форм и художественных приемов.

Этот длительный творческий процесс подготовил изобретение настоящего фарфора, появление которого опередило Европу на восемь столетий. По-видимому, в этом сыграли немалую роль попытки довести керамическую массу до уровня наиболее ценимых материалов, как нефрит, а может быть, и других полудрагоценных камней, имевших издавна большое распространение в Китае.

Мы не имеем еще достоверных данных, чтобы с точностью установить, когда именно фарфоровый черепок (а по китайскому понятию – уже настоящий фарфор) стал вполне отвечать тому, что мы обычно подразумеваем под этим термином.

Народные промыслы в России.

Гжель.

Уже в эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали себя знать лишь в середине XVIII в.

Честь создания русского художественного фаянса принадлежит московскому купцу Афанасию Гребенщикову, который на своем заводе впервые в России в 1747 году освоил выпуск тонкой майолики или ценины, как ее тогда называли. Майоликовые изделия имели толстый цветной черепок, покрытый белой эмалью; большая часть их оставалась без росписи. Славу же гребенщиковской посуды составили именно те изделия, которые несли на своей чуть голубоватой поверхности прекрасные синие рисунки.    В истории русской керамики Гжель занимает особое место потому, что именно она стала центром народного керамического искусства. С гжельской майолики XVIII в. и начинается история развития народной художественной керамики в России.

 Большой интерес представляет и роспись на гжельских майоликовых изделиях. Она отличается мастерством композиции и цветовой гармонией. Каждая картинка — плод творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьем художника, позволяющем объединить в своем творчестве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от других видов искусства и плоды собственной фантазии. Уверенной рукой на необожженную эмаль наносился коричневый контур, который внутри заполнялся зеленой, синей, коричневой и желтой краской.    Особую область гжельской майолики составляет скульптура. Она столь же своеобразна, как и посуда, необычайно жизненна, мастерски, с остроумно найденными решениями выполнена. Образы, взятые из реального быта своего времени, привлекают не только художественным мастерством исполнения, но и высокой степенью обобщения.

Дымковская игрушка.

Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Мой личный опыт

Мы, путешествуя на автомобиле, видели, как работает экскаватор в глиняном карьере. Меня поразили огромные размеры карьера, в каких количествах глину оттуда вывозят для дальнейшей переработки.

Я взяла оттуда немного глины. Первым делом я замочила глину в ведре, и она очень долго отмокала, надо было регулярно её перемешивать, чтобы она приняла пластичные свойства, потому как из сухой глины лепить невозможно. Потом я её мяла, это было очень трудно, глина поддавалась с трудом, но потом она стала мягкой и пластичной. Я попробовала вылепить разные фигурки и посуду.

Также я с классом посетила гончарную мастерскую, где видела все этапы обработки керамики от замески глины до упаковки изделий. Я наблюдала, как гончар работает на гончарном круге. На моих глазах шарик из глины превратился в красивый горшочек с искусным орнаментом. Готовые изделия обжигают в печах. Печи были большие и маленькие, в зависимости от размера изделия, которое требовалось обжечь. После обработки в печи изделия поэтапно красят специальной краской в несколько слоёв, затем изделия опять отправляют в печь.

Заключение.

Познакомившись с керамикой, её удивительными свойствами, и широчайшим диапазоном применения трудно себе представить нашу жизнь без керамических изделий, без всего того что можно из неё сделать. Именно керамика даёт нам представление о том, как жили наши предки. Когда появилась первая письменность, человек стал писать именно на глине. По керамике можно проследить историю развития человечества. Первобытный человек в керамике выражал свои творческие способности и то, как он воспринимает мир, изучение всего этого даёт много информации археологам. На сегодняшний день мы сталкиваемся с керамикой везде. Не проходит дня, чтобы мы не воспользовались керамической посудой, не полюбовались бы фарфоровыми статуэтками, которые тоже относятся к керамике. Невозможно представить себе жизнь современного человека без керамических изделий.






map