Нейропсихологическое сопровождение процессов развития детей младшего школьного возраст



Нейропсихологическое сопровождение процессов развития детей

младшего школьного возраста.

Ярова О.Н. педагог-психолог высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 167, газань, Email: yolgan@ rambler.ru

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

Меня, как специалиста, эта проблема глубоко заинтересовала несколько лет назад. Чем я, как психолог, могу помочь таким детям? Какие методики эффективнее использовать ? Ответы на эти вопросы я стала искать в детской нейропсихологии, и логопедии. Поскольку, занимаюсь логопедической практикой, имея второе образование.

Приоритетное участие нейропсихологии — науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающий в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой и Ю.В.Микадзе и др. Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития [3, с.12].

Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами , является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза[3, с.15].

Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др. психотехники.

Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.

В МОУ «СОШ № 167 с углубленным изучением английского языка » Советского района г.Казани реализуется программа «Умные движения», разработанная на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентирована на коррекцию и абилитацию1-го функционального блока мозга.

Цель программы «Умные движения»: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста.

Задачи программы :

-развитие произвольного внимания и саморегуляции ;

-формирование сенсомоторного контроля;

-оптимизация тонуса;

— преодоление ригидных телесных установок и синкенезий.

В данной программе отражены варианты дидактической поурочной разработки схемы нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики процессов развития. Программа реализуется по единому плану, который предполагает:

предварительную нейропсихологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении;

обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (по понятным причинам это требование является одним из главных условий эффективности психолого-педагогического сопровождения);

постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.

Программа состоит из 24 занятий, продолжительность каждого занятия 45 минут, предполагаемый возраст детей от 7 до 10 лет. В ходе проведения занятий необходимо учитывать следующее:

оптимальный размер группы – 5-7 человек; меньшее или большее количество участников менее эффективно в силу внедрения в коррекционный процесс значительного числа сюжетно- ролевых технологий; состав группы должен быть постоянным;

группы формируются на основании исходного статуса («синдрома отклоняющего развития») и возраста детей;

два-три первых занятия проводятся совместно с родителями;

в ходе занятий важно получать и обсуждать осязаемый результат, продукт (рисунок, сложенную конструкцию и т.п.), следует ввести продуманную систему «наказаний» и «поощрений».

Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:

развитие внимания;

дыхательные упражнения;

общий двигательный репертуар;

игры с мячом;

растяжки;

глазодвигательный репертуар;

базовые сенсомоторные взаимодействия;

базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;

мелкая моторика.

Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников) ориентирована на деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении, но может быть использована в практике учителя начальных классов, учителя-логопеда. В качестве развивающей программы может использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов.

Занятия по программе дают положительный результат на развитие и психологического и физического развития детей. Повышается тонус, сенсомоторный контроль, дети становятся более внимательными, наблюдательными. Авторская программа «Умные движения» в пакете конкурсных материалов была представлена на республиканский конкурс «Путь к здоровью» по поддержке образовательных учреждений, активно внедряющих эффективные здоровьесберегающие и здоровьеразивающие технологии. 14 апреля 2011 года на базе школы № 167 г.Казани проводился республиканский семинар: «Развитие системы здоровьесберегающей деятельности современной школы в рамках новых федеральных требований к образовательным учреждениям», где был представлен опыт работы по этой программе. Были подведены итоги конкурса- школа № 167 г.Казани, как победитель получила грант в 75 тыс. рублей в виде оборудования по здоровьесберегающей направленности.

Нейропсихологическое сопровождение процессов развития ребенка должно осуществляться своевременно и здесь важно не упустить время. Правое полушарие демонстрирует свою морфо-функциональную зрелость уже к 5 годам, а левое – к 8-12 годам. Нейропсихологи часто говорят, что «после 10 уже поздно…»

Литература

Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.

Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.:Генезис,2010.-474с.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.

Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно.- М.: Эксмо,2009.-96с.

Соболева А.Е. Краснова С.В. Чтение с увлечением.-М.: Эксмо,2009.-128с.

Соболева А.Е., Печак Е.Е. Математика. Считаем уверенно.-М.:Эксмо, 2009.-96с.

Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста.-М.: Эксмо, 2009.-64 с.

Хомская Е.Д. Нейропсихология.-СПб.:Питер,2007.-496с.




map