Необычное в привычном



Сценарий классного часа для начальной школы

«Необычное в привычном»

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном;вызвать чувство удивления, восхищения;воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчел, бабочек, муравьев, пауков, червей, рыб, растений, письмо – просьба от цветов.Ход классного часа.1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.Летит орлица по синему небу,Крылья распластала, солнышко застлала.Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,И бормочет, и поет, убаюкивает?Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (по радио, телевидению, из газет)Эти сведения нам дают синоптики, Кто такие синоптики?( Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова. (Синоптик – это специалист по прогнозированию погоды.) А как вы думаете, есть ли природные синоптики?Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными – синоптиками вы сегодня познакомитесь: пчелы, бабочки, пауки, муравьи, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.(показ иллюстраций по ходу беседы)Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз еще удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Необычное впривычном».2. ЖИВОТНЫЕ — СИНОПТИКИ-Отгадайте загадку.Домовитая хозяйкаПолетела над лужайкой,Похлопочет над цветком –Он поделится медком.- Посмотрите, чей это домик?Да, в этом чудо – домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.- О ком идет речь в следующей загадке?Шевелились у цветкаВсе четыре лепестка.Я сорвать его хотел-Он вспорхнул и улетел.Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляться к потолку сарая, свесив крылья.- О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?На поляне возле елокДом построен из иголок.За травой не виден он, А жильцов в нем – миллион.Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.Вот еще загадка.Восемь ног, как восемь рук,Вышивают шелком круг.Мастер в шелке знает толк,Покупайте, мухи пчел! (паук)Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье. Они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.- О ком говорится в следующей загадке?У родителей и детокВся одежда из монеток?Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается. В засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.Паук забился в угол – к ветру.Лягушки расквакались – к непогоде.Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.Ласточки летают низко перед дождем.На кустах акации много пчел – перед дождем.3. РАСТЕНИЯ -СИНОПТИКИ.Предсказывают погоду и растения. Чаще всего реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.Отгадайте, о каком синоптике идет речь?Горел в траве росистойФонарик золотистый.Потом померк, потухИ превратился в пух?На нем платок пуховый,Всегда слететь готовый.Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем « плачут» -выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.Физминутка.- Еще одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.Удивительные часыВыйди летом за село –От цветов светлым – светло.Можешь смело здесь играть И не бойся опоздать.Вовремя придешь домой –Здесь часы всегда с тобой.Глянь вокруг – и каждый разБудешь знать, который час.Время точное растенияЗнают все без исключения.От росы и до росыСчет часам ведут часы.На все лето каждый годСолнце им дает завод.- Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.(Показать иллюстрации цветов)Здравствуй, милый мой цветок,Леса гость весенний!Как красиво ты расцвел здесь, в уединении.Улыбнется ветерок И с тобой играет.Солнце целый день тебя Весело ласкает.-Какие вы знаете лесные цветы?- Среди них есть такие цветы, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавиц- колокольчик.У лесной дорожки –Цветок на тонкой ножке.У самой сердцевинки – Свежие росинки.Ветер тронет венчик –Зазвенит бубенчик.-Быстро вянут цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все и я , и ты,Если мы сорвем цветы,Опустеют все поляныИ не будет красоты!(Показать письмо, один ученик читает.)-Ребята, вам прислали письмо с просьбой : «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» copyright — http://sc-pr.ru Что мы можем ответить цветам?4. ИГРА «Спорим»Учитель произносит фразу, после которой дети должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или: «Спорим – спорим!», если не согласны. Осенью идут дожди.Ждет весна нас впереди.Целый день мели метели.Птицы с юга прилетели.Лист кленовый опадает.Ландыш белый расцветает.Яблоки в саду поспели.В роще соловьи запели.Мы капусту посолилиИ каток водой залили.На полях лежит туман.В огороде – лишь бурьян.И каникулы всех ждутДень Победы тут как тут.Загорать пойдем гурьбою.Ждем экзамен нас с тобою.Дни становятся длиннее.Скоро будет холоднее.Лужи стали замерзать.Птицы стали замерзать.Без конфет нам трудно очень.Скоро осень, между прочим.Обману я вас сейчас.Вы ошиблись много раз.Молодцы.5. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО…Существует трава от 99 болезней. (зверобой)Лягушка может пить ногой.Пингвин – это птица.Есть сладкое дерево в наших краях. (липа)Выше всех летает орел.В лесу растут разноцветные грибы. (сыроежки)Самая маленькая птица в нашей стране – королек.Самая маленькая птица в мире колибри.Летучая мышь спит вниз головой.Самая высокая трава – бамбук.Страус – самая большая птица в мире.Ухо у кузнечика на ноге.6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВСегодня вы узнали много нового и интересного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках. Что вам запомнилось больше всего на занятии?Что вас особенно удивило?Спасибо вам за работу.(Звучит песня Ю.Антонова «Живет на свете красота»)Домашнее задание: найти народные приметы о погоде.Дополнительный материал1. Угадай цветокРодился (ландыш) в майский день,И лес его хранит.Мне кажется: его задень –Он тихо зазвенит.И этот звон услышит луг,И птицы, и цветы…Давай послушаем, а вдругУслышим я и ты ?( Е. Серова)На солнечной опушке (Фиалка) расцвела.Лиловенькие ушкиТихонько подняла.В траве она хоронится,Не любит лезть вперед,Но всякий ей поклонитсяИ бережно возьмет.(Е. Серова)Прибежал (подснежник)В мартовский лесок,Заглянул (подснежник)В чистый ручеек.И, себя увидев, Крикнул: «Вот те на!Я и не заметил,Что пришла весна»2.Викторина «Деревья и травы».1)Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (лиственницы)2)Назовите лекарственные травы нашего края. (зверобой, мать-и-мачеха, ромашка, душица и т. д.)3) Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (тополь)4)В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (сирень)5)Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (дуб)6)Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, поэтому оно стало символом праздника Троицы. (береза)




map