Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного уро



Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Основная цель обучения в начальной школе — научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение, и пр.

Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.

Что такое современный урок? Эта проблема, которая стоит перед нами, учителями. Что важнее содержание или форма проведения урока?

Многое делается для того, чтобы с первых минут начала урока овладеть активным вниманием учащихся, создать позитивный настрой.

С этой целью каждый учитель сразу включает детей в активную познавательную деятельность: проводит небольшие по объему фронтальные самостоятельные работы, устный счет и таким образом привлекает всех детей к активной работе на уроке.

Определенное значение для поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоение учебного материала, т. е. подразделение его на небольшие законченные элементы, и последовательная отработка их до полного усвоения.

Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.

Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.

Именно поэтому возникла необходимость применения во время преподавания школьных предметов таких форм и методов, которые возбуждают творчество учащихся, создают атмосферу раскрепощенности, эмоционального полета, привлекают внешкольные интересы и увлечения детей в учебный процесс.

Нестандартные уроки отличаются от стандартных тем, что в них обязательно участвуют все ученики. Их правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, которые не интересуются тем или другим предметом, эти уроки могут стать исходной точкой в возникновении этого интереса. Однако нельзя забывать, что главным в проведении любого урока является обучение.

Основой нестандартных уроков в начальной школе является практическая работа, дидактическая игра или интрига, которая сближает учебную деятельность с основным видом деятельности младших школьников- игрой, произвольное внимание детей переключает на учебный процесс, на решение учебной задачи, способствует приобретению более крепких и сознательных знаний, умений и навыков. Такие уроки помогают учителю разнообразить работу учащихся, снимают напряжение от учебной деятельности, переключают внимание учащихся, способствуют развитию умственной активности детей, что активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. На таких уроках дети с удовольствием преодолевают значительные трудности и тренируют свои силы.

Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.

Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении. На уроках следует иногда усложнять игры, в которые дети играют с детства за счет увеличения и изменения текста, для того, чтобы закрепить знания нужных конструкций или определенного лексического материала. Для учащихся проводятся в основном ролевые игры, хотя не стоит исключать из учебного процесса и различные лексические, грамматические, орфографические и т.д. игры: они также интересны.

Какое же значение имеет игра?

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

На своих уроках часто использую игровые моменты, например на уроках математики с целью закрепления навыка счета, состава чисел, нумерации, а также закрепления различных случаев сложения и вычитания т.д. проводится игры с мячом, «Живые цифры», «Засели соседей», «Молчанка», «Волшебный сундучок» и т.д. Яркими и интересными становятся на уроках сюрпризные моменты, например, на одном из уроков математики в 1 классе, детям нужно было разгадать название страны, а чтобы это сделать необходимо было подобрать ключ к дверце за которой и пряталось название (детям был предложен графический диктант, что они с радостью приняли и в итоге у всех получился ключик)

Очень интересно проходят уроки-путешествия по станциям, задания дети выполняют с большим интересом. Урок-путешествие также позволяет разнообразить виды учебной деятельности.

Он помогает постоянно поддерживать мотивацию деятельности ребенка на уроке. Похвала, поддержка учителя и одноклассников, соревновательный момент, отсутствие напряжения во время урока стимулируют ребенка больше узнать, дают радость от активного действия и пробуждают интерес к изучаемому материалу.

Наличие эмоциональных разрядок (шутка, поговорка, загадка, ребус, небольшое стихотворение, звуки природы и др.) создают благоприятный климат для усвоения материала.

Уроки, которые основываются на сказочных сюжетах и загадках, служат захватывающим материалом для раздумий. В загадках обычно указываются определенные свойства объектов, по которым отгадывают и сам объект. Загадки- это своего рода логические задачи на определение объекта по его определенным признакам. Сказочные сюжеты и герои любимых сказок привлекают внимание учащихся к предложенным заданиям, вызывают интерес в их решении, стимулируют и оживляют работу на уроке.

Уроки- практические работы способствуют развитию и воспитанию графических и вычислительных навыков и умений, помогают вырабатывать практические навыки пользования чертежными принадлежностями, дают возможность осознать суть разных величин, которые изучаются в начальной школе, и отношений между ними в ситуациях, приближенных к жизненным.

Формы и методы работы, которые применяют на нестандартных уроках, должны взаимно дополняться другими методами и приемами учебно-воспитательной работы. Это поможет обеспечить целесообразность изменений в деятельности младших школьников, поддержать интерес к материалу, который изучается, сосредоточить внимание детей на выполнение познавательных действий, предотвратить гиподинамию, избежать утомляемости, которую вызывает интеллектуальная работа.

Нестандартные уроки активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, мышление творческим, самостоятельным, гибким.

А значит, использование нестандартных уроков способствует:

-повышению общей просвещенности детей;

-углублению знаний детей;

-расширению кругозора учащихся;

-проверке знаний учащихся в игровой и увлекательной форме;

-снятию утомляемости учащихся;

-активному развитию познавательных интересов учащихся.

Таким образом, нестандартные уроки заслуживают право дополнять традиционные уроки, которые педагоги используют в своей практической деятельности.

Список использованной литературы.

Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа2004 № 4.

Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс “Развивающие игры с элементами логики” для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение. (2006, № 2(3)).

Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа. (1997, № 2)

Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках //Начальная школа.( 1997.( № 6.

Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе//Издательство “Учитель”. (2003)

Сайт в Интернете http://festival.1september.ru/articles

Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе – Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга» изд-во Учитель», 2008. – 224с.

О.С. Локтева «Игра как метод формирования положительного отношения младших школьников к учению».

А.И. Максаков «Учите, играя».

Сайт в Интернете http://old.ineu.edu.kz/kz/activity/obrazovanieiinnovacii






map