Нетрадиционные уроки в начальной школе с применением ИКТ



Нетрадиционные уроки как фактор повышения эффективности обучения.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.

Стандарты второго поколения подчёркивают необходимость перехода:

— от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться;

— от обособленного изучения учащимися системы научных понятий, к включению содержания обучения в контекст решения значимо жизненных задач в условиях реализации межпредметных связей;

— от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей образования.

Главной целью начального образования становится общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение учиться.

Работа учителя начальных классов сложна, требует педагогического мастерства, терпения и любви к детям. Для развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и  физиологические особенности  детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка (в первый класс приходят дети в основном со 2 и 3 группами здоровья).   Нужно учитывать тот факт, что часть учащихся на втором, третьем году обучения утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. Это касается всех предметов, в том числе и русского языка, а отсюда, как следствие, низкая грамотность, неумение правильно, точно и логично высказывать свои мысли в устной и письменной форме.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой урока. Специалисты считают, что если ученик сам ставит цель работы, в том числе и цель урока, то он сознательно возьмется за дело и доведет его до конца. Поэтому на уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. А традиционные уроки не полностью отвечают этим требованиям.

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки

изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.

Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачёты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.

Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс

взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи

образования, воспитания и развития.

В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя — не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как

режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину.

В начальных классах важнейшим условием заинтересованного отношения  ребёнка к учёбе, к предмету является личность учителя, его увлечённость своим делом, а также умение поддерживать веру в силу и возможности каждого ребёнка, общение с детьми в форме обнадёживающего сочувствия,  умение переживать беду  ученика, как  свою собственную, умение  сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, допустить оплошность. Поэтому учитель младших классов должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.

Наиболее популярные формы нетрадиционных уроков:

Изучение предмета с помощью интернета

Уроки – проекты проходят с предварительной подготовкой, или всё происходит в течение академического часа. Главная цель – дать детям возможность почувствовать себя сопричастными некоему воображаемому важному делу.

Уроки с использованием видеоряда. Учителя младших классов стали особенно часто применять такую форму подачи материала. Видео – презентация, созданная в программах Microsoft Word и PPS – шоу (презентация созданная в созданной в Microsoft PowerPoint) позволяет превратить любой сложный для восприятия материал в занимательное действо.

Уроки – экскурсии  Их задача привить интерес и любовь к природе, истории родного края, обратить внимание на экологию и хрупкость живой природы.

Уроки спектакли и праздники очень схожи между собой. Задачи могут ставиться самые разные: помочь ребёнку примерить новое амплуа, создать непринуждённую атмосферу в общении с родителями. Позволить детям посмотреть друг на друга, на своих родителей под новым углом, раскрывающим таланты.

Уроки интервью и эссе позволяют развить способности будущих гуманитариев и дипломатов. Ребёнок, исполняющий роль «корреспондента» учится правильно формулировать свои вопросы к приглашённому интервьюеру.

Наиболее распространённая форма нетрадиционных уроков – интеграция нескольких форм проведения занятий. Учителя имеют большие возможности импровизировать, а ученикам легче воспринимать сложный материал. Собственно, именно для более лёгкого восприятия любого материала и проводятся уроки в нетрадиционной форме.

Урок игра «Восхождение».

Уроки в такой форме приемлемы по любому предмету, проходят в форме состязания и восхождения на вершину. Дети делятся на 5-6 команд, урок разбивается на несколько этапов с привалами. На каждом привале команда получает следующий конверт с заданиями. Внутри команды готовится ответ и команда решает, кто

будет отвечать. За правильный ответ команда поднимается на гору. И получает жетон, в команде ребята сами решают, кто получит жетон. Выигрывает та команда, которая первой приходит на вершину.

В конце урока подводят итоги каждой команды и ребята сами выставляют оценки. Такие уроки я проводила по математике по темам: «Простые уравнения», «Площади фигур», «Решение задач на движение».

Урок «Блиц-турнир»

В такой форме обычно провожу уроки повторения и обобщающие уроки. На подготовительном этапе вывешивается план и тематика по которой будет проходить урок. Ребята готовят план ответа по теме. На уроке класс делится на ряды. Проводится жеребьевка и каждый ряд узнает, какую тему ему придется раскрывать.

Например, такой урок по разделу: «Имя существительное».

Получает задание:

1 ряд Существительное, как часть речи, неизменяемые и изменяемые грамматические категории существительного.

2 ряд Склонение имен существительных, безударные окончания существительных.

3 ряд Роль существительного в предложениях, связь существительного в других частях речи.

При подведении итогов ребята делают самооценку и обсуждают ее в группах.

Урок взаимообучения

На подготовительном этапе такого урока формируются экипажи из 4-5 человек, в каждом экипаже выбирается штурман. Затем учитель дает список литературы по теме, ставит цель: изучить новый материал, подобрать наглядность, придумать задание для других экипажей. Командир распределяет задания между членами экипажа, а затем принимает у них зачет. На уроке определяют того, кто будет защищать честь экипажа, объясняя новый материал. На втором этапе урока принимаются зачеты у других экипажей. На заключительном этапе урока подводятся итоги, штурманы выставляют оценки членам экипажа, учитель оценивает работу штурманов. При оценке учитывается качество усвоения материала, активность при подготовке и на уроке, оригинальность задания.

Такие уроки я проводила по окружающему миру в 3, 4 классах по темам: «Природные особенности населения Татарстана», «Древние цивилизации».

Уроки экскурсии

Важным на этих уроках является

подготовительный и заключительный этапы. Перед проведение урока экскурсии проводится инструктаж: сообщается маршрут, цель экскурсии, ребята индивидуально или по группам получают конкретные задания, связанные с изучением объекта.

По окончании экскурсии обобщается изученный материал и знания полученные на экскурсии. Обобщение может проходить в виде викторин, составления и разгадывания кроссвордов, ребусов, можно провести конкурс рисунков и т.д. Уроки экскурсии проводятся по окружающему миру по теме: «История родного края», «Предприятия города Нижнекамска»; по ОБЖ в пожарную часть, в автогородок; по изобразительному искусству и технологии. Провожу экскурсии в музей города в отделы: «Прикладное творчество», «История родного края», «Художники Нижнекамска».

Для проведения не совсем обычных уроков необходимо овладеть технологиями проведения каждого из этих уроков. Примеры таких технологий приводят в своих пособиях С.В.Кульневич и Т.П. Лакоценен, обобщив опыт многих учителей России.

Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”

Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

 

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки: субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства: субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока.Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

Из данной таблицы видно, что достоинства нестандартных форм урока намного доминируют, чем недостатки.

Нетрадиционные уроки условно можно разделить на группы:

1.      Урок- игра (викторины, брейн- ринг, умники и умницы, соревнования)

2.      Урок- ролевая игра (урок-суд, урок- театр, урок- пресс-конференция, урок-концерт и др.)

Особенность данных уроков в том, что каждый ученик примеряет на себе какую-то роль: судьи, режиссера, журналиста, артиста, какого-нибудь литературного героя…Они требуют от школьников хорошей подготовки и знания материала, текста. 

3.      Урок- мастерская

Этапы «Мастерских»:

1 этап – «индуктор» — мотивирует творческую деятельность каждого ученика. Предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации.

2 этап – работа с материалом, погружение в него.

3 этап – «социализация» — каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других.

4 этап – «разрыв» — новое видение предмета, неожиданность.

5 этап – «Творчество» — написание текста, сочинения.

6 этап – «рефлексия» — самоанализ.

4.      Урок- проект

Этапы проектной деятельности :

      1 этап. Обсуждение с учителем предложенную для изучения  информацию.

2 этап.  Выявление проблемы, выдвижение гипотезы, установление  цели.

       3 этап. Учащиеся предлагают идеи, высказывают предположения.

4 этап. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет.

5 этап. Выполнение проекта.

6 этап. Анализ информации.

7этап. Вывод. Защита и обсуждение проекта

Различные по форме уроки способствуют развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся, пониманию учебного материала.




map