НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ



ЧЕРНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель начальных классов

Разработки нетрадиционных уроков математики для 1 класса.

МОУ « Житнинская СОШ» 2011-2012 учод

УРОК 1.Путешествие в страну Геометрию

Вид урока – коррекционный.

Место урока в учебном плане – итоговый урок по теме.

Задача: закрепить знания о геометрических фигурах.

Методы: коррекционная работа индивидуальной направленности.

Цели:

Обучающая: учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо, обучать детей выбирать объекты заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, учить ритмичному чередованию предметов, соблюдению направления движений по контуру рисунка, обучать целенаправленности действий.

Коррекционная: развивать умение логически мыслить, развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов, развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами (мозаикой), развивать инициативу, творчество, поиск при составлении конструкций, развивать исследовательские действия путем подбора предметов на ощупь, совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук, продолжать формировать умение действовать кончиками пальцев.

Воспитательная: продолжать создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий, развивать интерес к математике.

Оборудование:

индивидуальные коррекционные задания

дидактический раздаточный материал

Ход занятия.

I. Вступительная часть. Создание эмоционального настроя на работу.

II. Основная часть.

1. «СОБЕРИ ЁЛОЧКУ»

Из трех треугольников собрать елочку (от меньшего к большему).

2. «СОСТАВЬ ПИРАМИДКУ»

Из отдельных овалов собрать пирамидку (от большего к меньшему).

3. «СОСТАВИМ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Из палочек собрать цифры 1, 2, 3.

4. «СОБЕРИ БУСЫ»

Из кружочков собрать бусы в определенной последовательности (по цвету).

5.«ВЫЛОЖИ ДОРОЖКУ».

Выложим дорожку, по которой пойдем, постараемся её запомнить, чтобы потом вернуться домой.

Дорожку выкладываем вместе из мозаики на столах. (Геометрическая мозаика)

– Из чего состоит наша дорожка? (Из частей)

А, соединив эти части, мы получим целую дорожку. Значит дорожка – целое, а фигуры мозаики – её части, элементы.

6. «НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ КОТЁНКА»

Рассмотреть клубок, показать направление ниток в клубке, нарисовать клубок.

7. «НАЛОЖИ ЗАПЛАТКУ»

Подобрать нужную по цвету фигуру (заплатку).

8. «СДЕЛАЙ ИЗ ОДИНАКОВЫХ ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ РАЗНЫЕ РИСУНКИ»

Дорисовать к прямоугольнику различные фигуры, чтобы получились рисунки.

9. «ПРОЙДИ ПО БОЛОТУ»

Собрать из частей тропинку одного цвета

10. «ДОРИСУЙ БОЖЬЕЙ КОРОВКЕ КРУЖОЧКИ»

Дорисовать столько кружочков, чтобы стало одинаковое количество справа и слева.

11. «СДЕЛАЙ ПО ОБРАЗЦУ»

Заштриховать фигурки по образцу.

12. «ПРИДУМАЙ КАРТИНКУ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»

Собрать из треугольников забор, ракету, башню (по замыслу).

13. «СДЕЛАЙ ИЗ ОДНОЙ ФИГУРЫ НЕСКОЛЬКО»

Из квадрата, прямоугольника, треугольника сделать 2, 4 (или больше) подобных фигуры.

Из квадрата, прямоугольника, треугольника сделать 2, 3, 4 разных фигуры.

14. «ДОРИСУЙ КАРТИНУ НА ПАМЯТЬ»

Дорисовать изображения предметов на картинке.

III. Итог занятия.

УРОК 2.

Праздник первого десятка

Вид урока – нетрадиционный

Место урока в учебном плане – итоговый урок по теме.

Задачи:

Обучающая: закрепить знания по теме «Первый десяток».

Развивающая: развивать умения логически мыслить;

Воспитывающая: развитие интереса к математике.

Методы: самостоятельная работа, индивидуальная работа, дифференцированная работа.

Цели:

создать у ребят положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий;

помочь развитию интереса у учащихся к математике, расширить умственный кругозор;

помочь школьникам лучше понять роль математики в истории общества;

повысить общую культуру учащихся;

воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания по математике.

Оборудование:

выставка детских книг математического содержания;

паровозик с вагончиками, которые везут числа и знаки;

названия станций;

конверты с разрезанными картинками для составления мозаики;

музыкальное сопровождение: песня “Дважды два четыре”, “Чему учат в школе”, фонограмма песни “Голубой вагон”;

маски числовые и знаковые;

фишки для награждения детей после выполнения задания;

красочные грамоты для награждения детей и сладкие призы.

Станции:

Числовая;

Натуральная;

Знаково;

Загадкино;

Поговоркино;

Задачкина;

Музыкальная;

Конкурсная;

Мозаичная;

Ход урока:

– Дорогие ребята!

Сегодня вы пришли в этот зал,Чтоб посчитать, подумать, отдохнуть.

– Напоминаю вам простые правила поведения:

вести себя спокойно, но не отсиживаться;

не выкрикивать (громко – это не значит красиво);

быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);

быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам;

задания выслушивать до конца.

– Посмотрите внимательно на оформление сцены. Перед вами весёлый паровозик, который провезёт вас через все станции. А станций – немало. Прочитайте, пожалуйста, их названия. (Дети читают хором.) На каждой станции вас ждут испытания, которые вы с честью, я надеюсь, выполните. Паровозик набирает скорость, а из его трубы выплывают облачка дыма. Прочитайте, что в них написано… (Праздник первого десятка.) Так называется наш сегодняшний праздник.

– Есть такая страна – Математика. Где она находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. И так близко, что ты, сам не замечая, каждый день бываешь там в гостях и встречаешься с её жителями. Потому что эта страна – волшебная! Она – везде!

Здесь числа и цифры бок о бок живут.Здесь точно ответят за десять минут,Когда твой корабль долетит до Луны,И скажут удаву, какой он длины!Решат, сколько яблок досталось мартышке,А сколько она подарила зайчишке,И сколько конфет дала девочка братику…Такая уж эта страна – Математика!

– А откуда пришло слово математика? Из древнегреческого языка мантеи’н, что означает в переводе – учиться приобретать знания. Математика приглашает в своё царство всех, кто настойчив, кто часто говорит почему?, кто не боится цифр и вычислений и чей девиз «Хочу всё знать!». Сколько надо приложить ума, воли, терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!Числа очень любят прятаться. Видишь это пианино? Оно здесь одно стоит. Здесь прячется число “один”! А вот рядом два ученика. Здесь спряталось число “два”.А вот здесь – “три”!Ну, а здесь?Вот как ловко числа прячутся: все эти предметы ты видишь, а сами числа – нет! Прямо невидимки какие-то! Но всегда можно догадаться, какое число где спрятано. Для этого нужно просто посчитать предметы.Чтобы сделать числа видимыми, люди к ним “приклеили” волшебные значки – цифры. Цифр мало – всего десять. А чисел так много, что просто не сосчитать.

Станция «Числовая»

Никак не может наклонитьсяПрямая цифра __________ (единица)Отличите вы едваЛебедя от цифры _________ (два)Две половинки кругаОколо друг друга (три)Спинка стула смотрит вниз,Ножки кверху поднялись.Но беспорядка нет в квартире,Знают все – это ___________ (четыре)Есть, друзья, такая птица:Если сяду на страницу,Очень рад бываю я,А со мною вся семья. (пятёрка)Бабушка вязала, кошка играла,Была шерсть, получилось ___________ (шесть)Коль нет косы, совет наш всем:Траву косите цифрой ___________ (семь)Вас подтвердить, ребята, просим,Что снеговик похож на __________ (восемь)Эта цифра непростая:Не то головастик, не то запятая (девять).Колобок, который плохо ел,И потому он похудел (нуль).

– А какие стихи вы нашли про цифры?

Ребята рассказывают стихи с числами от 1 до 10.

Станция “Натуральная”

Один да один… Идут числа подряд,Всё дальше и дальше уходит их ряд.Огромные числа у нас получаются, Они никогда и нигде не кончаются,И очень их любят все дети нормальные,А всё потому, что они… (натуральные).

– В натуральный ряд становись!

Вдоль по ряду прокатиться очень просто нам, друзья:Прибавляй по единице – проще выдумать нельзя!Вот встали в натуральный ряд все числа целые подряд:Один, два, три, четыре, пять… Приятно с ними всё считать.Считайте час, день, месяц…вечность: Весь ряд уходит в бесконечность!Лишь Нулик очень огорчён: он в этот ряд не приглашён…

Выстраиваем цифры в ряд, они нам много говорят.Десять их, но сёстры эти сосчитают всё на свете.Помогут вычесть и сложить, и уравнение решить.С их помощью определяем меры И можем записать примеры.

За девятью идёт десятка – Ты это знаешь? Молодец!Сочти все пальцы по порядку –И счёту нашему  (хором) конец!

Появляется знак “многоточие”.

– Как это “конец”? Разве счёт на этом заканчивается? (Становится в ряд чисел после 10). О чём говорит мой знак? Я знак  “многоточие”, используюсь при записи натурального ряда чисел. А у меня есть ещё друзья. Проходите сюда, милые знаки!

Станция «Знаково»

Входят знаки +, – , =, ?, >, <, >, < и начинают задавать вопросы.

– Как сказать: «не больше» и «не меньше»? (Равно)

Знак равенства. Я – знак равенства, уравниваю множества.

Знак «не равно». А я показываю, что множества не равны.

Знаки сравнения. Мы сестрички-близнецы, тоже любим сравнивать числа, но не путайте нас, пожалуйста! (Грозят пальцем, взялись за руки). Я – знак больше (локтём свободной руки показывает направление знака). А я – знак  меньше.

Знак сложения.

Это действие «сложение»,Означает прибавление.»Плюс» назвали знак его – Крест – и больше ничего.

Знак вычитания.

«Вычитание», без сомнения,Означает уменьшение.Знак его – одна черта –Назван «минус» неспроста.

Хором. Знаки всякие нужны, знаки всякие важны!

Станция «Загадкино»

– Вы любите загадки? Оказывается, есть загадки, в которых встречаются знакомые вам числа…

Однажды в книжку, между строк, вбежали быстро восемь ног.Сказали: “Гав! Давай, беги! Тебя поймаю всё равно!” – А тех и след простыл давно!Лишь на странице справа послышалось нам: “Мяу!”. (Котёнок и щенок)

Загадки проще нет для вас: кто лишь один имеет глаз,Но всё, что ты увидел сам, покажет всем твоим друзьям? (Фотоаппарат)

У неё шесть граней, дырочка с резьбой.Загляните сами в механизм любой – Есть там эта штука! Что такое? Ну-ка,Быстро отгадай-ка! Это просто… (гайка).

Когда гулять с тобой пойдём,Смешай-ка солнышко с дождём –И тут на небе в полный ростВдруг встанет разноцветный мост!Он краше сказочных цветов,Раскрашен сразу в семь цветов! (Радуга)

Станция «Музыкальная»

– Чтобы веселее было дальше путешествовать, давайте все вместе споём песню на мотив знакомой вам детской песенки “Голубой вагон”.

Каждый наш урок, как происшествие:Нам на радость всем оно дано.Ждёт нас ежедневно путешествие –Пусть же не кончается оно!

Вместе мы, вместе мы на уроках сидимИ отправляемся в дальние края.В город Учёности и в страну Знания – Там побывать хотят все мои друзья.

Мы по морю Математики плывём,Волны лодку захлестнуть хотят,Но люты?е волны будут нипочёмДля упорных, знающих ребят.

Вместе мы, вместе мы на уроках сидимИ отправляемся в дальние края.В город Учёности и в страну Знания –Там побывать хотят все мои друзья.

Станция «Задачкина»

– Я в математике сильна!Задачки приготовила.А ну-ка, их решите,Смекалку покажите!

1. Грибочки насушила белка,Повесила на ветке их,На одной их 3, на другой – 4,Посчитайте, деточки,Сколько их на веточке? (3 + 4 = 7)

2. Вот 7 дубков и 3 сосны,Как зелены они, стройны!Деревьев сколько тут? Узнайте – И без ошибок отвечайте. (7 + 3 = 10)

3. Посчитал я 5 цыплят,Но и к ним ещё спешат.Вот один, ещё один,Сколько стало? Назови! (5 + 1 + 1 = 7)

4. Две мышки проникли в квартиру,Решили попробовать сыру.Тут следом явились подружки:Три сереньких мышки-норушки.Кот спал в это время на крыше,Про этот не ведая пир.А ну, сосчитай, сколько мышекСъели оставленный сыр? (2 + 3 = 5)

5. У стены стоят кадушки,В каждой ровно по лягушке.Если было пять кадушек,Сколько было в них лягушек? (5)

6. В хоре семь кузнечиковПесни распевали.Вскоре пять кузнечиков Голос потеряли.Сосчитай без лишних слов –Сколько в хоре голосов? (7 — 5 = 2)

7. Привела гусыня-матьШесть детей на луг гулять.Все гусята как клубочки.Три сынка. А сколько дочек? (6 — 3 = 3)

8. Ежик по грибы пошёл,Восемь рыжиков нашёл.Шесть грибов убрал в корзинку,Остальные все – на спинку.Сколько рыжиков везёшьНа своих иголках, ёж? (8 — 6 = 2)

9. В сад девять пчёлок прилетело,Одна из них на клумбу села.Все остальные через садК себе на пасеку спешат.Так сколько ж пчёл летит из сада?Нам сосчитать тех пчёлок надо. (9 — 1 = 8)

Станция «Поговоркино»

– Предлагаю ребятам вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. Называет каждая команда по очереди. Начнём с единицы…

Один за всех, все за одного.

Лжецу верят не более одного раза.

Ум хорошо, а два – лучше.

Два сапога – пара.

Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Обещанного три года ждут.

Жить в четырёх стенах.

Знать как свои пять пальцев.

Рассказывать с пятое на десятое.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Восьмое чудо света.

За тридевять земель, в тридесятом царстве.

Не трусливого десятка.

Без десятка и счёта нет.

– Назовите сказки, в названии которых есть числа три и семь.

“Три медведя”

“Три поросёнка”

“Три толстяка”

“Три богатыря”

“Три орешка для Золушки”

“Белоснежка и семь гномов”

“Цветик-семицветик”

“Семь подземных королей”

“Волк и семеро козлят”

“Семь Семионов”

– Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,Продолжаем занимательный наш путь!Ждёт забава – не дождётся храбрецов,Вызываю добровольцев-удальцов…

Весёлый счёт

Из разных цифр сделала я бусы,А в тех кружках, где чисел нет,Расставьте минусы и плюсы,Чтоб данный получить ответ.

Аналогичные задания приготовлены для всех команд.

Станция «Мозаичная»

Двое детей получают конверт, в котором лежат части цветной математической картинки. Задача детей – собрать мозаику.

Станция «Игровая»

– Пока ребята выполняют задания, мы с вами сделаем разминку.

1. Я цифра меньше десяти,Меня тебе легко найти.Но если букве Я прикажешьРядом стать,Я все – отец и ты,И дедушка, и мать.Какая это цифра? (Семь – семьЯ)

2. Математический я знак,В математике меня найдёшь во многих строчках.Лишь “О” ты вставишь, зная как,И я – географическая точка. (Плюс + о = полюс)

3. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа)

4. На столе 5 яблок. Одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (5)

5. Когда козе исполнится 6 лет, что будет? (Пойдёт седьмой)

6. Лена спросила Веру: “Сколько лет твоей сестре?” – Если сложить наибольшее однозначное число с наименьшим однозначным, то ты это узнаешь. (9 + 1 = 10)

7. Вот так дела! Здесь два числа,А между ними знак, но не прочту никак.Ребята, вы мне помогите – И выражение прочтите! (4 + 3 – разные способы чтения)

Награждение команд.

Станция «Ребусная»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map