Неуспеваемость младшего школьника причины и способы решения проблем



«Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем».

Цель – формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.

Задачи :1.Познакомить с понятием школьной неуспеваемости и школьных    трудностей.

                2.Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении.

                3.Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребёнку.

                4.Дать рекомендации по организации помощи в преодолении ребёнком трудностей в обучении.

1.Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…        ( Януш Корчак )

2.Мы возлагаем слишком большие надежды на способности своих детей.

3.Надо стараться выяснить не кто знает больше, а кто знает лучше.

Ход собрания.

1.Подготовительный этап.

— Изучить межличностные отношения в классе: степень сплочённости, выяснить позицию каждого ученика и т.д.

— Подготовить текст беседы для педагогического всеобуча.

— Подготовить и оформить доску: тема собрания, цитаты.

— Подготовить памятки для родителей.

2.Знакомство с темой собрания.

— Уважаемые родители, сегодня мы с Вами выясним причины неуспеваемости детей в школе и способы решения проблем.

3.Этап педагогического всеобуча.

    Уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые возлагали на них мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.

—Почему все это происходит? Почему учиться трудно? Как возникают школьные проблемы? А главное – что делать, как помочь своему ребенку преодолеть их? ( Высказывания родителей.)

    Все это очень непростые вопросы, которые возникают из года в год у мам и пап. Кто-то из них сетует на неусидчивость ребенка, на то, что каждый день на него жалуются учителя. Чей-то ребенок испытывает трудности в освоении навыков грамотного письма. Чья-то мама возмущена тем, что учительница рекомендовала показать ее ребенка психоневрологу, хотя и сама переживает, что ребенок порою становится неуправляемым. У одних это трудности, связанные с обучением, у других – агрессивность, конфликты со сверстниками, учительницей, беспричинные слезы, бесконечные болезни, низкий темп усвоения школьной программы… И многое, многое другое. Всем этим явлениям можно дать общее название – школьные трудности.

    Но школьные трудности не сводятся только лишь к низким способностям к обучению ребенка. Неспособность и неуспеваемость – это чаще всего результат нашего невнимания, безразличия, нашего непонимания, а порою наших амбиций и давления на ребенка.

— Каковы же причины нежелания детей учиться?

Они совершенно не знают, для чего это нужно.

Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. 15-20 лет назад туманное понятие какого-то «долга» (не то перед страной, не то перед будущими поколениями) было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну: «Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и всё! Вот я, думаешь, хочу каждый день в полшестого вставать и ходить на работу? Однако иду! Потому что должен. И ты должен – учиться!» И за этим утверждением и для отца, и для сына стояла какая – реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих его людей, смутно понимал, о чём идёт речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца. Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, — пустой звук.

Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно «устроены» в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своём не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через 5-6 лет, да ещё как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для их разума.

Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одарённые дети, — это отсутствие интереса к учёбе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае )если ребёнок действительно одарён) – подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребёнка. Вернётся интерес к учёбе – вернётся и успеваемость.

Иногда успеваемость детей страдает от неумения ребёнка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Ребёнок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребёнок живёт в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда преимущественно беда, а не вина сына или дочки. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чём можно обвинить его самого.

Иногда причиной учёбы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребёнка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребёнка могут быть достаточно высоки, го область его интересов узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят приятное впечатление своей самостоятельностью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в «отстающих»

     В последние годы педагоги, медицинские работники, психологи, ученые все чаще говорят о трудностях обучения в школе. Едва ли не каждый третий ребенок не верит в свои силы, так и не научился как следует читать и писать – и не имеет шансов успешно закончить школу и получить достойную специальность, профессию. И проблема эта не только педагогическая, но и медицинская, и психологическая, и, прежде всего, социальная. А самая главная беда – младшие школьники с еще неокрепшей психикой остаются пока один на один с их школьными трудностями, а родители не умеют или не хотят помочь им.

    В учебных неудачах наших детей родители чаще всего склонны винить школу. И неудивительно: школе с такими детьми, не вписывающимися в общепринятые рамки, не имеют возможности заниматься по индивидуальной траектории. Да и программы, методики, рассчитанные на мифического среднего ученика, усугубляет проблему. Но, обвиняя только школу и перекладывая на нее всю вину, родители этим самым самоустраняются от помощи собственным детям. А между тем, неуспеваемость школьника – скорее общая беда: и детей, и родителей, и учителей, а впоследствии и всего общества.  

    А искать корни проблемы надо в прошлом – в раннем детстве, а иногда в неблагополучном течении беременности мамы. Родители зачастую не знают или не понимают причин многих школьных трудностей. Особенности развития ребенка до школы, состояние его здоровья почти никогда не принимаются во внимание. При этом мама и папа считают, что виноваты либо учитель (плохо учит, придирается, чересчур требователен) , либо общая система обучения (плохая школа, плохие учебники) , либо сам ребенок (ленивый, нерадивый, неспособный). Чтобы разобраться в истинных причинах неуспеваемости, необходимо посмотреть со стороны на себя, сделать экскурс в прошлое, вспомнить, как развивался малыш, какие проблемы возникали в его воспитании, что рассказывали о нем воспитатели в детском саду.

Итак, каковы же причины школьной неуспеваемости?

—Нарушение зрения, слуха.

—Речевые нарушения: заикание, недостаточное умение выражать свои мысли, затруднённое понимание речи других людей.

—Специфические расстройства. Например. Дислексия – такому ребёнку труднее овладеть чтением. Чем другим детям. Дисграфия – трудности при овладении письмом. Дискалькулия – расстройства счёта.

—Преобладание у ребёнка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.

—Прежде всего, большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития ребенка и состоянием его здоровья.

Об этом, как ни странно, родители не знают или не думают. Да и редко какая мама во всех подробностях помнит ранние годы ее малыша. На вопрос учителя, школьного психолога о том, как рос и развивался ребенок, ответ чаще всего дается односложный : « Нормально». А потом с помощью наводящих вопросов удается выудить у мам сведения о том, что были осложнения при родах, либо тяжелые заболевания до года, травмы головы, имеются хронические заболевания и многое другое. То есть состояние ребенка родителями оценивается в настоящий момент времени без учета того, каким оно было до школы. И уж никак родители не связывают плохой почерк, неуспеваемость, плохое поведение ребенка с этими проблемами; а потому требуют невозможного и от своего ребенка, и от школы.

   Конечно, многие родители видят в раннем детстве, что их ребенок чрезмерно беспокойный, непоседливый, раздражительный или, наоборот, вялый. Что он плохо засыпает или очень беспокойно спит. Что их малыш позднее, чем другие дети, начал говорить. Но родители, утешая себя, объясняют это тем, что сын или дочка еще маленькие, и это никакая не болезнь, «все пройдет»… И только когда наступает время идти в школу, у них появляются проблемы. И возникающие с началом обучения трудности являются для многих родителей неожиданностью и вызывают не просто огорчения, но и недовольства ребенком. Отсюда и жалобы: их ребенок ленится, рассеянный, не хочет учиться, упрямится, капризничает, проявляет черты характера, которых раньше не замечали.

Если вы хотите помочь сыну или дочке, необходимо оставить раз и навсегда эти разговоры и осознать, наконец: у ребенка, начинающего обучение, не может быть просто лени, просто нежелания учиться, просто рассеянности. Все это, как правило, связано с состоянием его здоровья, психологическими и возрастными особенностями, порой сами взрослые наделали ошибок в воспитании: предъявляли чрезмерные требования, или, наоборот, игнорировали процесс развития.

Много хлопот доставляют родителям и школе гиперактивные дети. На уроках ребенок постоянно отвлекается, ходит по классу, берет все, что попадает под руку, пристает к другим детям, не может сосредоточиться ни на минуту, не выполняет до конца задание или делает это небрежно. Родители в растерянности – ведь воспитанию сына (дочери) уделялось столько внимания! Правда, вспоминают они, ребенок рос очень болезненным: в течение первого года был чрезвычайно беспокойным, крикливым, не спал по ночам. Повышенная возбудимость, непоседливость, неустойчивость внимания вызывали неудовольствие и у воспитателей детского сада; они постоянно жаловались, что его ни на минуту нельзя оставить без присмотра, т.к. он сразу начинал драться, ломать игрушки. Родители, вместо того, чтобы разобраться в причинах происходящего, начинают применять к ребенку более жесткие воспитательные меры. Однако, совсем это не баловство, а нарушение поведения, свидетельствующее о расстройстве нервной системы. И надо, не откладывая, проконсультироваться с детским психоневрологом.  Иногда ребенок показывает себя неглупым, развитым, поступая в первый класс, он уже умел читать, хорошо считал, однако учебный материал практически не усваивает, т.к. совершенно не может сосредоточиться – вертится, мешает другим детям. Родители воспринимают поведение ребенка как нерадивость, баловство, стараются применить жесткие меры наказания. Их отношения с ребенком превращаются в сплошной крик, дерганья; однако никакие меры не помогают. Чадо очень искренне раскаивается, обещает вести себя хорошо, но тут же забывает свои обещания, и начинается все сначала. Чем больше родители наказывают, тем хуже становится его поведение. К тому же он делается все более нервным и раздражительным, жалуется на головные боли, плохо спит ночью. И только тогда родители решают повести сына или дочку к врачу. А иногда оказывается, что ребенок нуждается в срочном лечении, а все его трудности поведения объясняются расстройством нервной системы. Совершенно необходимы для гиперактивных детей упражнения на релаксацию, расслабляющий массаж, аутогенная тренировка. Полезны эти упражнения и вполне здоровым и успевающим школьникам, т.к. они позволяют снять последствия школьных нагрузок, предупредить возникновение переутомления. Если время не позволяет вам сводить ребенка к специалисту, вы можете научиться этому сами, а потом выполнять с ребенком эти упражнения 2-3 раза в неделю дома.

    —Следующую группу неуспевающих составляют дети, у которых причиной развития невротических расстройств и впоследствии неуспеваемости в школе являются психогенные факторы. К ним относятся:

    -психические травмы, вызванные испугом, страхом;

    -тяжелые ситуации, свидетелем, а  то и участником которых оказался ребенок – ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких;

    -жестокое, несправедливое обращение.

    Так, причиной невроза у ребенка очень легко может стать вражда между родителями. Эту вражду он чутко чувствует и тяжело переносит. Часто супруги, желая сохранить формальную семью ради детей, строят отношения, которые внешне, для окружающих, выглядят благополучно. При этом если вражда между мамой и папой замаскированная, то последствия еще тяжелее. Ребенок ощущает себя беспомощным, живет в постоянном напряжении. Как отмечают психологи, в семьях разбитых, но сохраняющих формально единство, именно сын или дочь становятся соединительным звеном – без них семья не смогла бы существовать. А для маленького ребенка – это слишком большая эмоциональная нагрузка. Особенно тяжелая ситуация складывается, если родители при разводе втягивают детей в свой конфликт.

    Как понять вот такое обстоятельство: многие дети сталкиваются с разными ситуациями, но для одних они проходят без последствий, а других травмируют? Обычно дают срывы ослабленные, часто болеющие, тревожные, мнительные дети. И очень велика чувствительность, ранимость нервной системы у младших школьников. В этом возрасте высоко развита чувствительность к эмоциональным проблемам взаимоотношений с близкими, с матерью. А с началом обучения на прежние стрессовые факторы могут наложиться школьные перегрузки, повышенные требования к оценкам и чрезмерный контроль за приготовлением уроков, проблемы психологической адаптации. Если родители пустили адаптацию после пережитого стресса на самотек, поведение ребенка постепенно меняется. Сначала такой ребенок отличается пассивностью, несобранностью, плаксивостью. В школе сначала возникают стойкие проблемы с успеваемостью, а затем появляются и двойки. Ученик это очень переживает, постоянно волнуется, беспокоится о результатах, у него повышенная тревожность. Иногда он жалуется на головные боли, ухудшается сон, повышается утомляемость. Родителям необходимо заметить отклонения как можно быстрее. Чем раньше будет оказана ему помощь специалиста, тем легче будет ребенку учиться.

  Еще одна причина проблем в обучении – наши родительские амбиции. Вот один пример. Единственный ребенок у немолодых родителей, он был всеобщим любимцем. С ним работали, всем демонстрировали его успехи, постоянно им восхищались. В детский сад он не ходил, т.к. постоянно болел простудными заболеваниями, но ребенка не закаляли, оберегали от сквозняков, создавали ему тепличные условия. Поскольку мама с папой считали, что сын очень развит, в школу его решили отдать в 6 лет. При этом взрослые были уверены сами и заверили мальчика, что он будет только отличником. Однако на практике оказалось все по-другому: тот трудно привыкал к одноклассникам, которые не хотели признавать его превосходства (как это дома признают родители). Да он и не умел делать многого, что умели делать другие ребята, привык, чтобы его кормили, ходил неряшливый, не умел самостоятельно одеться, с трудом выдерживал необходимую школьную дисциплину. Ему быстро надоело сидеть на уроках; а учительница отнеслась к нему как ко всем, хотя он ожидал к себе такого же отношения, как в семье. Мальчик стал раздражительным, плаксивым, упрямым, говорил, что ненавидит школу. Однажды пожаловался, что у него болит голова и живот. Его оставили дома. На второй день повторилось то же самое. Каждый день появлялись новые жалобы, а в выходные дни был всегда здоров. Это характерная картина так называемого школьного невроза.

—    Еще одна причина школьных трудностей – семейные проблемы. Надо отметить, что какой бы аспект школьных трудностей мы не затрагивали – почти всегда в той или иной степени сказывается влияние семьи, семейного «климата». Чаще всего трудности в школьном обучении испытывают дети   из неблагополучных семей. И особый разговор о детях, у которых пьющие родители. Дело в том, что именно психическое здоровье ребенка – тот определяющий фактор, от которого зависит благополучная адаптация к школе и успешное обучение. И именно по нервно – психической сфере детей резко бьют обстоятельства жизни пьющих пап и тем более мам. И как итог – беспризорность детей, интеллектуальный и эмоциональный голод, грубая педагогическая запущенность, замедленное развитие. В таких условиях даже те ребята, у которых сохранен нормальный интеллект, оказываются неготовыми  к обучению в школе. Для этих детей характерны:

    -общая ослабленность, отставание в росте и физическом развитии;

    -предрасположенность к частым заболеваниям, особенно хроническим

    -явные нарушения сна: дети плохо засыпают, вскрикивают во сне, просыпаются в страхе;

    -замедленное развитие моторных, речевых функций, познавательной деятельности.  

    Очень часто у этих детей отмечается дневное и ночное недержание мочи. Доказано, что именно в подобных случаях алкоголизм родителей играет далеко не последнюю роль.

    Зачем так подробно рассказывать об этом вам, родителям, на школьном собрании? Психологи и учителя утверждают: многие мамы в семьях, где отцы страдают алкоголизмом, не отдают себе полного отчета в том, что с началом обучения ребенка они обязательно столкнуться с большими трудностями. Непоседливые, суетливые, рассеянные, невнимательные дети из таких семей с первых же дней вызывают озабоченность учителей. Обращает на себя внимание бедность их речи, ограниченность словарного запаса, недостаточность знаний об окружающем мире, несформированность многих навыков, без которых невозможно успешное обучение, да и вообще не очень-то большое желание учиться. В начале школьного обучения такие дети ведут себя весьма непосредственно: часто играют на уроках, не понимают  «школьной ситуации», не могут критически оценить свои действия и поступки. К учебе относятся беспечно, их не волнуют неудачи. Необходимо понять, что такой ребенок требует бережного и внимательного подхода, а окрики и наказания, на которые в таких семьях не скупятся, не помогут. Так складывается стрессовая ситуация, замкнутый круг для ребенка: дома его наказывают, не пускают гулять, лишают удовольствий, отдыха; в школе « за хулиганство» выгоняют с урока, стыдят перед классом.

    Конечно, с такими детьми тяжело. Но все равно есть только один путь: это терпение, выдержка. Как бы ни было тяжело. Недопустимо на срыв ребенка отвечать собственным срывом! Постарайтесь больше общаться, играть с ним, развивать его речь. Если он чего-то не понимает, повторите, объясните. Необходимо, чтобы такой трудный ребенок имел любимое занятие, увлечение. Не забывайте похвалить его за малейший успех в любом деле (не обязательно в учебе) и поддержать в нем уверенность в своих силах. И не бойтесь пойти за советом к врачу-психоневрологу или психологу. Не откладывайте этот визит, не надейтесь, что все пройдет! Вы только потеряете время. Квалифицированный совет специалистов, а при необходимости и лечение вам помогут обеспечить ребенку посильные для него условия обучения; а это крайне важно.

   — Нередки случаи, когда именно семейная ситуация, дефекты семейного воспитания, становятся причиной школьных бед ( не обязательно только в неблагополучных семьях). Внешне семья может быть очень хорошей, но вот ребенку в ней живется не очень сладко. Психологическое напряжение между членами семьи создает неблагоприятный для развития ребенка фон, нарушает необходимые эмоциональные контакты. В таких семьях часто не могут найти единую линию: бывает, мать наказывает, отец жалеет, и наоборот. Ребенок очень быстро находит выгодный для себя стиль поведения, приспосабливается, выкручивается, а затем переносит этот стиль поведения на общение со сверстниками. Родители порой упрекают друг друга за плохое воспитание в присутствии ребенка. Недостаток воспитания со стороны отцов в таких конфликтах «уравновешивается» с помощью физического наказания. Ничего, кроме озлобления. Унижения. Ребенок при этом не испытывает. Примириться с этим он не может – и начинает ненавидеть и учебу (из-за которой страдает) , и родителей.

    В таких семьях нет радости. Легкости отношений, взаимной поддержки и привязанности. Вместо этого – постоянное недовольство, напряжение. Угрюмость. Дома дети не шумят, не смеются. Не веселятся, а в школе разряжаются в кругу товарищей злобой, агрессивностью, драками. Или, что еще хуже, замыкаются на своих горестях, и тогда учителю трудно обнаружить причины проблем в обучении.

    В бесконфликтных семьях также могут быть свои ошибки воспитания. Бывают мамы, принимающие все проблемы ребенка близко к сердцу, легко расстраиваются, постоянно беспокоятся за него. Они волнуются по бесконечным поводам: вдруг он опоздает в школу, не успеет что-то сделать, не решит контрольную. Такие мамы стараются во всем помочь, оградить сына или дочку от самостоятельного решения проблем, лишая их инициативы и в выполнении домашних заданий, и в быту, и в выборе друзей. Они вместе с ним делают уроки — и очень огорчаются, если все равно нет желаемой оценки. Если учитель или психолог укажут на это маме, то она удивится «Я же не ругаю его(ее), не наказываю». Но из-за полученной тройки или двойки мама так расстраивается, что у ученика формируется чувство вины, комплекс неполноценности. Часто он начинает скрывать от мамы проблемы, оттягивает их решение. Фактически мама боится школьных проблем и утяжеляет ситуацию, а у ребенка укрепляет чувство неуверенности в своих силах, в своих знаниях.

    Ситуации, когда успехи детей не соответствуют ожиданиям родителей, могут быть самыми разными. Часто родители ошибочно полагают, что лучший способ заставить хорошо учиться маленького ученика — страх. Они не бьют ребенка, а всего лишь пугают: тем, что он получит двойку, что его выгонят из школы, что он никем не сможет стать. А ведь это психологическое битье нисколько не лучше физических наказаний. Маме очень хочется, чтобы ее ребенок хорошо учился. А он не может оправдать ее притязаний и боится матери. И этот страх парализует волю ребенка, ослабляет активность, уверенность в себе.

    Что можно посоветовать таким беспокойным мамам? Главная трудность для родителей в такой ситуации состоит в умении соединить требовательность с уважением к детям и сохранить при этом душевный, сердечный с ним контакт. Утрированнное чувство долга, чрезмерная принципиальность и моральное давление на школьника оборачивается для него страхом «быть не тем» , страхом несостоятельности, а также тревожным предчувствием возможных неудач и поражений. Тогда устранение страхов и  положительные результаты в обучении становятся для учителя непростой задачей, требующей часто помощи врача- психоневролога.

    Порой психологическое битье вовсе и не воспринимается родителями как сильнодействующее средство. Они не чувствуют состояния ребенка, а внутренние переживания последнего становятся непреодолимой проблемой. У Агнии Барто есть стихотворение, прекрасно иллюстрирующее подобную тактику родителей и переживания самого ребенка. Внимательно вслушайтесь в эти строки. Не узнали ли вы себя?

Мой папа рассердился

Я заработал двойку

Из-за трёхзначных чисел.

Мой папа рассердился,

Но голос не повысил.

Уж лучше бы мой папа

Кричал, ногами топал,

Швырял бы вещи на пол,

Разбил тарелку об пол!

Нет, он молчит часами…

Он слова не проронит,

Как будто я не Павлик,

Как будто посторонний.

Он, мне не отвечая,

Меня не замечая,

Молчит и за обедом,

Молчит во время чая.

Он с безразличным видом

Меня оглянет мельком,

Как будто я не Павлик.

А стол или скамейка.

А мне молчанье в тягость!

Я с горя спать улягусь!

    Итак, итог: что же внутри семьи может привести к школьным трудностям?

    Непонимание. Родители не видят истинных причин трудностей, списывая все на лень, нежелание, «дурные наклонности». Такое поведение мамы и папы ведет к стойкой стрессовой ситуации, а затем либо к неврозу, либо к замыканию ребенка в семье.

    Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Благие намерения родителей научить сразу всему: и музыке, и хореографии, и живописи, и иностранному языку – наталкиваются на школьные трудности как на непреодолимое препятствие; но взрослые чаще всего без боя не сдаются, а жертвами становятся их дети.

    Неприятие детей. Рассказываем маме о тактике общения с дочкой и советуем поцеловать ее на ночь, приласкать. А в ответ неожиданное: « Не могу я ее целовать. Она как волчонок, физически чувствую ее неприятие». В основе такой ситуации – глубокий, уже давний конфликт, который мать не смогла или не захотела снять, смягчить. И это постоянное напряжение в отношениях матери и дочери, это противостояние в дальнейшем привело сначала к школьному стрессу, а потом к неврозу. Если мама не возьмет на себя инициативу в исправлении ситуации, чего ждет она от ребенка?

    Негибкость родителей. Представьте себе семью, где властвует строгость, требовательность, где любая оплошность ставится в укор, вызывает всеобщее осуждение, где нет альтернативы и никаких поблажек, глее старший всегда прав, а младший не имеет права высказывать свое мнение. Так формируется забитый, безвольный, неуверенный в себе или, наоборот, озлобленный, постоянно сдерживающий протест человек. И в первом, и во втором случае преодолеть любые трудности ему будет, скорее всего, не по силам. В подростковом возрасте запущенная ситуация приведет к бунту.

    Неровность отношений, непоследовательность в обращении с детьми. Чаще такое бывает в семьях, где родительское рвение проявляется время от времени. Возник воспитательный порыв – и потребованы дневник и тетради, устраивается головоломка, ставятся условия и даются обещания. Но проходит несколько дней – и опять ребенок никого не интересует! У мамы свои дела и заботы, у папы – свои. « Сыт, одет, обут – и ладно, времени нет разглядывать, как он там пишет, с ошибками или без. Выучится – хорошо, не выучится – сам виноват». А у сына или дочки задержка речевого развития, и грозит им второй год в классе. Кратковременные головомойки абсолютно ни к чему не приведут, ситуация неуспеха в обучении чем дальше, тем больше усугубляется. Как же нам понять суть нашего отношения к ребенку? Для начала сделайте одно, трудное, но возможное, вылезьте из своей взрослой скорлупы и посмотрите на себя глазами ребенка. Это поможет ему лучше наказаний и уроков, и, наоборот, бесконечной опеки и лишения инициативы. Итак, мы рассмотрели несколько случаев, где основной причиной школьных трудностей являются отношения в семье.

—Однако, среди младших школьников нередки нарушения, в основе которых лежат остаточные явления   раннего органического поражения центральной нервной системы. Причины такого явления следует искать еще в период беременности и родов: во время беременности мама испытывает сильный токсикоз (тошнота, рвота), возникает угроза выкидыша, ребенок рождается в состоянии асфиксии. Обычно с первых дней дети очень беспокойны, крикливы, плохо спят. Бывает, что говорить начинают только к 3 годам. Часто состояние ребенка ухудшается к весне: нарастает двигательная расторможенность, он становится неуправляемым. То же происходит и в школе. После летнего отдыха состояние школьника несколько улучшается, а потом все повторяется снова. Таким детям необходимо постоянное наблюдение у врача, систематическое и последовательное лечение.

    Опыт показывает: каким бы расстройством нервно-психической сферы ни страдал ребенок: заиканием или энурезом, неврозом или чем-то другим, — это для него уже само по себе травмирующий фактор, вызывающий тяжелые переживания. Поэтому родители, учителя и воспитатели должны понять: от любых строгостей никакого толку не будет. Такого ребенка ни в коем случае нельзя ругать или наказывать, недопустимо, чтобы другие дети дразнили его, смеялись или давали обидные прозвища. При невротических расстройствах нельзя фиксировать внимание детей на их дефектах. Чем меньше ребенок о них думает, тем меньше они проявляются. Чрезвычайно важно создать вокруг этих детей в школе и дома уравновешанную, спокойную  обстановку, обеспечить им достаточный по продолжительности сон, отдых и правильный режим питания, уменьшить учебную нагрузку. Чтобы обеспечить это, необходимо понимание и терпение со стороны родителей и тесные, постоянные контакты с учителями.  

    Необходимо помнить еще вот о каком обстоятельстве: разные по природе невротические нарушения требуют порой противоположных способов коррекции; и определить, как именно лечить ребенка, страдающего тем или иным расстройством, может только врач.

  —  Трудности обучения ребенка в школе могут быть связаны не только с неврозами, но и с общей ослабленностью организма. Учитель в этом случае жалуется, что ребенок на уроках вялый, отвечает невпопад, как будто спросонок. И ошибки какие-то нелепые: то все хорошо, а то- с простейшим примером не может справиться. Уже после первого урока он, по-видимому, настолько устает, что ложится на парту, а на следующих уроках совсем не может работать. Подобные ученики встречаются очень часто. Рассеянные, забывчивые, с очень неустойчивой успеваемостью; усталость у них возникает уже на первом уроке, а сами уроки им кажутся непомерно длинными. Нередко такие дети жалуются на головные боли, головокружение. У них резко снижается работоспособность, замедлен темп деятельности; как правило, они не успевают выполнять задание вместе с классом. Во время урока дети отвлекаются на любые внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе: при письме не дописывают слова, пропускают буквы, слоги. Иногда ребенок очень старательно готовит дома какой-нибудь урок, а у доски теряется, путается, ничего не может ответить. Подобного рода нарушения здоровья медики называют астеническим состоянием. 

    Нередко таких детей считают неспособными, ленивыми, а в некоторых случаях даже и умственно отсталыми. Но это ложное мнение: их неудачи – из-за резкого снижения работоспособности. Рабочие возможности этих детей, динамика их работоспособности совсем иные, чем у здоровых. При астеническом состоянии работоспособность детей вообще невысока, да еще и неустойчива: снижается уже к концу первого урока. А в некоторых случаях наблюдается резкое ( на 70% ) повышение интенсивности работы – при столь же резком снижении ее качества.

    Астеническое состояние (слабость, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость и т.п.), трудности поведения, снижение успеваемости могут проявиться у детей, перенесших различные инфекционные заболевания ( грипп, корь, скарлатину и др.). Как уже говорилось выше, не составляют исключения и безобидные, по мнению многих, простудные заболевания. Родителям надо помнить, что после болезни организм особенно ослаблен и дополнительные нагрузки не по силам. И не надо рваться изо всех сил догонять ушедших вперед.

    Нередко родители используют в обучении таких детей бесконечные вечерние занятия. Боясь, что их ребенок отстанет, папа с мамой берутся за работу учителя, дают дополнительные упражнения, заставляют сына или дочку переписывать каждую неаккуратную строчку. А в итоге ребенок еще больше слабеет, утомляется, у него понижается сопротивляемость организма. Главная рекомендация для родителей этих детей- правильно организовать режим дня, уменьшить учебную нагрузку, ввести дополнительный отдых, дневной сон, увеличить прогулки на воздухе, а нагонять учебный материал постепенно.

    К сожалению, родители в таких случаях, как правило, видят «дурные наклонности» ребенка: жалуются, что он ленивый, неорганизованный, непонятливый. И не обращают внимания на его вялость, бледность, синяки под глазами, не верят в головные боли. В основе плохой учебы лежит не малое усердие, а слабость нервной системы. И главная помощь таким детям – не дополнительные занятия и сидение за уроками до упора, а организация щадящего режима. И уж совершенно не надо бояться пойти за помощью к врачу- психоневрологу. Чем раньше это сделаете, тем быстрее поможете ребенку.

 —   Одной из серьезных причин трудностей обучения в школе является задержка психического развития. В результате неблагоприятного воздействия вредящих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие самых тонких человеческих функций. И причина очень часто не медицинская, а социальная: неблагополучие среды, в которой воспитывается ребенок4 дефицит материнской ласки, внимания, тепла; недостатки ухода за малышом в младенчестве ( ребенок сытый, сухой, а остальное, как считают молодые мамы, неважно); эмоциональная заброшенность ( это бывает в семьях, где мама сразу вышла на работу, а ребенка поручили няне – незнакомой, чужой для него женщине). Все эти факторы тем сильнее действуют, чем младше ребенок. Оттого так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в круглосуточных яслях и детских садах. В раннем возрасте последствия такого воспитания будут не столь заметны, как в школе.

    Группа детей, имеющих задержанное психическое развитие, чрезвычайно разнородна. Однако есть общее, что характерно для всех: к моменту поступления в школу у них, как правило, не происходит формирования «школьно значимых» функций. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты двигательные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, желание играть, стремление только к удовольствиям, не развита познавательная активность. На уроках они пассивны  или, наоборот, излишне беспокойны, совершенно не могут сосредоточиться на задании; все, о чем говорится в классе, словно бы проходит мимо них. Чтобы помочь таким детям, требуется целый комплекс мероприятий: назначение курса лечения, организация помощи логопеда, индивидуальные занятия в посильном для них темпе. Главное условие при этом: не переходить к изучению нового материала, пока не будет усвоен прежний, постоянно возвращаться к пройденному, поощряя за малейший успех, вселяя уверенность в своих силах.

    Положение таких детей, действительно, очень трудное. Ощущение, что они хуже всех, гнет постоянного неуспеха, который они ощущают едва ли не с первых школьных дней, подавляет их умственную активность (и так невысокую), создает условия для неправильного формирования личности. Без своевременной квалифицированной помощи такой ученик отстает все больше и больше: не понимает объяснений учителя, не может найти контакта с детьми, которые смеются над его ответами, дразнят, не хотят с ним дружить. У ребенка совершенно пропадает интерес к учебе, он становится грубым, упрямым, нервным — и, в конце концов, начинает ненавидеть школу. Не находя признания в классе, начинает искать признание среди друзей, которым не нужны его хорошие отметки.

    Наблюдения психологов показывают: неблагоприятное положение детей с задержкой психического развития в среде сверстников рождает у них так называемые гиперкомпенсаторные реакции. Это выражается в том, что, стремясь обеспечить себе хоть какой-то успех, такие дети еще прочнее привязываются к тем занятиям, где они не хуже других. Поэтому, когда взрослые корят: «Учиться не хочет, а играть всегда готов!» — эти упреки не по адресу, потому и играет, что здесь он – не хуже других, а в школе – надеяться не на что… Игра для ребенка не забава, а возможность хоть в чем-то добиться успеха. Увы, с каждым годом взросления, а особенно в опасном подростковом возрасте, такие самоутверждающие занятия становятся все менее безобидными.

—    Есть еще один тип неуспевающих — «играющие» дети. Они, в общем, положительно относятся к школе, но постольку, поскольку занятия напоминают игру. А любимое их время- перемена. Такой школьник оказывается для родителей и учителей крепким орешком — обычные педагогические подходы, привычные методы обучения не дают эффекта. Поневоле встает вопрос: что же делать с ребенком, может ли он вообще обучаться в массовой школе? Вопрос этот очень сложный, и в каждом случае надо разбираться индивидуально. Мышление, память, внимание у детей не нарушены, речь достаточно хорошо развиты. Но учеба не вызывает у них положительных эмоций. Им нравится только резать и клеить, играть с ребятами и на переменах носиться по коридору. Учиться им скучно, уроки кажутся очень длинными. Занимаются они только тогда, когда «интересно»; но и здесь их хватает ненадолго. Очень несдержанны, начинают отвечать, не дослушав вопроса, и почти всегда невпопад. К оценкам совершенно равнодушны. На уроках много отвлекаются. Такого рода детскость, психическая незрелость, как правило, не требуют специального лечения и, к счастью, постепенно проходит. А все же без помощи родителей и учителей ребенка оставлять нельзя; ваш контроль – доброжелательный, спокойный – должен быть направлен на формирование у таких детей самостоятельности, дисциплинированности.

    Итак, какие рекомендации можно дать родителям, чьи дети испытывают те или иные трудности в обучении? Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить, что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям, но больше всех страдает ребенок. Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни педагог, ни мама с папой внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Что-то родителями списывается на возраст- дескать, не привык, маленький; что-то – на воспитание; что-то – на нежелание со стороны ребенка. В итоге упускается очень важный момент – начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью. Именно в этот момент родители должны быть особенно внимательны и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на проблемы, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка – тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, формирует у него неуверенность, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо дается, на все остальные.  

    На трудности обучения письму и чтению необходимо реагировать как можно быстрее  потому, что с них начинается серьезное отставание ребенка, потеря интереса к учебе и веры в свои силы. Если при этом наказывают учителя (двойки) и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадет надолго, а порой и навсегда. Ребенок сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все страдания – бесполезными. Теряет интерес, а значит – отставание углубляется.

    Психологические исследования показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе дает установку на то, что он неспособный, у него никогда ничего не получается. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете укоряющим взглядом, интонацией, жестом, тяжелый взор и крепко сжатые губы, когда вы проверяете домашнее задание, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценки не ругаю, но ведь не вертеться –то на уроке он может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что его ругаете, в чем упрекаете- за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял, как решать пример. Смысл один: меня ругают, значит, я плохой, ни на что не гожусь, хуже всех.

    В общем, вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Даже при схожих причинах внешний облик школьных трудностей может быть различен. Например, у детей с недостатками звуко-буквенного анализа будут при письме не только ошибки в виде замен отдельных букв, перестановок, слияния предлогов, но и плохо сформированный почерк, замедленное письмо. Кроме того, затруднено и формирование навыка чтения: ученики будут «спотыкаться», переставлять и путать буквы, а значит, плохо понимать смысл фразы и текста. Эти же причины могут затруднять и обучение математике, особенно с того момента, когда нужно будет самому прочесть и понять условие задачи.

    Главное для вас – как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу – для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы коррекции. Если такой возможности нет, постарайтесь разобраться сами, с помощью учителя. Но не торопитесь с выводами, внимательно наблюдайте. Очень часто весь комплекс школьных трудностей возникает словно бы без особой причины, а просто потому, что  ученику не по силам темп и интенсивность работы класса. А в своем индивидуальном темпе ребенок прекрасно работает. К сожалению, в школе в условиях классно-урочной системы обучения это сделать сложно. Между тем, постепенное вхождение в школьную программу, индивидуальная рабата дома – благо для таких детей. Но болезненнее, чем дети, переживают эту ситуацию родители. Они видят: ребенок отстает все больше и больше, состояние его ухудшается – но не решаются на некоторое время ( иногда достаточно нескольких недель) забрать его из школы и поработать с ним дома. Такие ситуации могут возникнуть и после тяжелой болезни. Но не следует сразу взваливать на выздоравливающего весь груз пройденного и нового; лучше позаниматься еще месяц-полтора дома, постепенно увеличивая нагрузку. Иначе трудности будут углубляться- это неизбежно.

    Чем же могут помочь родители, если все же появились школьные трудности?

    Первое. Не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача – помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

    Второе. Вам предстоит длительная совместная работа ( одному ребенку не справиться). Не рассчитывайте на мгновенный успешный результат. Он появится не сразу и будет, может быть, незначительным на ваш взгляд.

    Третье. Ваша главная помощь: поддержать уверенность ребенка в своих силах, снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать – это не помощь, а основа для новых конфликтов. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы:» Нет никаких сил…», « Все нервы вымотал…». Обычно эти занятия кончаются слезами:» Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает и тресну». Если вы, взрослый, не можете сдержаться, как быть ребенку, что чувствует он? При этом все родители жалеют себя и никто – ребенка.

    Четвертое. Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении- больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

    Пятое. Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать. Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать – с мамой или с папой. Мамы обычно более мягкие, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого. Что нужно еще учитывать при приготовлении домашних заданий? Ребенок только в редких случаях будет знать, что ему задано. Но за этим нет злого умысла. Дело в том, что домашние задания даются, как правило, в конце урока, когда в классе шумно, а ребенок уже устал и не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне говорит, что им ничего не задали. Или он еще не умеет записать задание, не успевает – и стыдится в этом признаться. Что можно сделать? Справьтесь о домашнем задании у школьного друга, расскажите ему, почему ваш ребенок не успел записать задание. Попросите учителя обратить на это внимание. При приготовлении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ . Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха. Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Не забывайте – паузы после 20-30 минутной работы обязательны.

    Шестое. Не считайте зазорным попросить учителя спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с педагогом, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните

    Седьмое. Самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы они вознаграждали сына или дочку не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Даже если ребенок не получит после ваших занятий ожидаемой оценки, но он старался, приложил много усилий, поощрите его. Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели, Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка. Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.

    Восьмое. Ребятам с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Не начинайте день с нотаций, ссор, а прощаясь перед школой , воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т.д. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?» Пожалуй, самое трудное время – вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками, а потом сын или дочка долго не могут успокоиться и уснуть. В таких случаях ребенку особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкают его «как маленького» и, укладывая спать, посидят рядом несколько минут, выслушают, рассеют их страхи. Можно предоставить ребенку некоторую свободу ( разрешив ложиться не ровно в девять, а чуть позже – в пределах разумного). Не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.

    Девятое. Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул. В крайнем случае, не перегружайте его в эти дни. Каникулы – для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам. Главное – сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.

    ИТАК, внимание и понимание – самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут.

    И еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех. Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалиста и выполняйте все рекомендации. Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды.  

4.Подведение итогов собрания.

Родителям предлагается определить ценность сегодняшнего собрания с точки зрения практической помощи в вопросах воспитания и обучения детей.

— Узнали вы сегодня что-нибудь новое?

— Была ли эта информация для вас полезной?

— Заставила ли она вас задуматься, оценить своё отношение к ребёнку по-новому?

Решение собрания:

1. обсудить причины неуспеваемости ребёнка с членами семьи и спланировать дальнейшее поведение.

2. стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интересней, богаче.

3. обсудить с членами семьи необходимость контролировать свою речь в конфликтных ситуациях с ребёнком.      






map