Неуспевающий школьник



Общая характеристика неуспеваемости

Проблема школьной неуспеваемости возникла давно, еще с начала развития просвещения на Руси, при появлении школ. В некоторых школах России уже в 15-18вв. обращалось внимание на обучение неуспевающих детей. Это можно увидеть в братских школах.

В братские школы принимались дети всякого звания, но перед учителем все дети (богатые и бедные) были равны. За каждым учеником было закреплено определенное место, назначенное ему по успехам. Кто больше будет знать, тот выше будет сидеть, а кто меньше знает- сидит ниже. Вот так решалась проблема неуспеваемости в то время.

Проблема неуспеваемости так же встречается в Московской академии 17-18вв. В эту академию принимали детей от 12 до 20 лет, они учились долго и не стеснялись пребывать в одном классе по нескольку лет (известны случаи, когда учащиеся пребывали в одном классе 7-10 лет). Впрочем, многих исключали, некоторых с особой «торжественностью» — «Даниловского, ярко нерадивого и ленивого учащегося, выключить, выгнав его из академии в присутствии учеников до ворот метлами».

В академии проблема неуспеваемости решалась просто — либо оставляли на второй год, либо исключали.

Известно, что наилучшие результаты в плане коррекции ЗПР достигаются в том случае, если работа начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить тогда, когда ребенок, поступивший в первый класс массовой школы, оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками.

Неуспеваемость — острейшая проблема и современной школы, вызываемая многими причинами, в том числе и социальными.

Отставание — невыполнение требований, которые имеют место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Отставание представляется, таким образом, как дискретная единица, момент процесса, перерыв непрерывности и как сам процесс в его непрерывности. Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

Для того чтобы ученик успевал, надо чтобы он не отставал. Отставание можно предотвратить, зная причины, факторы, вызывающие неуспеваемость. Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку.

Обучаемость- это система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при наличии знаний, положительной мотивации и др. необходимых условий.

У.В.Ульенкова справедливо отмечает, что если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие результаты, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть классифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте.

Пониженная обучаемость — проявляется в особенности процесса познания как на перцептивном. Так и на интеллектуальном уровнях и выражается в утилитарном отношении к познавательным задачам, в поверхности, в разобщении и не устойчивости усваиваемых знаний, в неумении самостоятельно овладеть рациональными способами и слабой податливости к их коррекции

А.Л.Венгер (2000) пишет о том, что возрастные и индивидуальные психологические особенности традиционно изучаются порознь, вне связи друг с другом. В этом он видит причину того, что у нас отсутствуют надежные основания для прогнозирования хода развития отдельного ребенка даже в том случае, если его индивидуальные особенности, имеющиеся на данный момент, выявлены достаточно полно. Он призывает тесно» привязывать» все используемые психокоррекционные методы не только к индивидуальным, но и к возрастным особенностям ребенка.

Снижение ценности образования в обществе не может не влиять на отношение к нему учащихся. Многие молодые люди считают обучение в школе ненужной тратой времени. Известны случаи, когда отличников в классе преследовали, избивали, многие школьники не хотели хорошо учиться, чтобы не потерять друзей, не оказаться в изоляции в детской среде.

А ведь школа- это исток общественного развития, учреждение воспитания и развития творческой, инициативной, самостоятельной личности, активно участвующей во всех общественных и государственных делах.

Д.Б.Эльконин подчеркивал, что процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс и при этом невозможны «рекламации»- нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. В то же время бывает трудно спрогнозировать: справится ли ребенок самостоятельно с той нагрузкой или переживаемое ребенком окажет существенное негативное влияние на ход психического развития. Поэтому необходимо психологическое сопровождение развития таких детей. Одни психологические причины вызывают функциональные особенности, и они, в свою очередь, могут стать причинами других психических нарушений.

Контроль над динамикой психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции недостатков с целью создания оптимальных возможностей и условий для всех учащихся. Обучение в школе — важный этап в жизни ребенка. Только в обучении ребенок усваивает задачи и мотивы человеческой деятельности, нормы отношений между людьми, вообще все достижения культуры и науки. Обучение это всеобщая форма развития ребенка; вне обучения нет никакого развития. Обязанность учителя состоит в том, чтобы осуществлять дифференцированный подход к учащимся, обеспечивать помощь отстающим и развитие способностей и талантов одаренных детей.

Л. С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, преследующего как основную и важнейшую цель развитие ребенка, предложенная им схема диагностического изучения ребенка сохраняет свою актуальность и сегодня. Это идеи относительно практической реализации принципов коррекционно-педагогической помощи проблемным детям:

-Создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребенка;

-Индивидуализация воспитательных приёмов и методов;

-Создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка;

-Необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;

-Ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания;

-Воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребенка.

Чтобы помочь отстающим, неуспевающим детям нужно знать, почему возникает неуспеваемость, каковы её истинные причины и уметь корректировать неуспеваемость в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной деятельности.






map