Новая роль педагога в условиях внедрения ФГОС



Статью подготовила Курилкина Ирина Викторовна, преподаватель истории и обществознания ОГБОУ НПО профессионального училища №12 города Барыша

Новая роль педагога в условиях внедрения ФГОС

Внедрение в систему российского профессионального образования новых образовательных стандартов предполагает иной подход и к его содержанию. Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конечной целью всей системы преобразований является  обеспечение выпускников необходимым в современных условиях уровнем готовности к самостоятельной активной и продуктивной жизнедеятельности. Основой обновления выступает компетентностный подход в подготовке специалиста.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты было проведено анкетирование среди обучающихся с целью выявления того, каким представляется обучающимся имидж современного педагога .Был проведён опрос среди обучающихся о качествах педагога: профессиональные, личностные и нравственные. К профессиональным качествам были отнесены: знание педагогом своего предмета, умение доступно и интересно излагать материал, требовательность; к  личностным  — доброта, порядочность, чувство юмора, эмоциональность; к нравственным —  педагогический такт, создание комфортного микроклимата в группе, обязательность, интерес к личности обучающегося. Результаты анкетирования показали, что на одном уровне по значимости находятся такие категории как профессионализм педагога и его личностное отношение к обучающемуся. Большое внимание обучающиеся уделяют наличию личностных качеств у педагога : пониманию, отзывчивости, уважению к личности обучающегося, коммуникабельности, умению заинтересовать собой, умению объективно оценивать.

Так в чем же должен заключаться современный подход педагога в подготовке специалиста? Исследовав этимологию слов «компетентный» (от лат. competens, competentis – надлежащий, способный, знающий, сведущий в определенной области); и «подход» (в словарном толковании В.И. Даля  – «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то, определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной-двух категориях),  приходим к выводу о том, компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. В системе образования происходит смещение принципа  адаптивности выпускников на принцип их компетентности в своем виде профессиональной деятельности.

В этой ситуации изменяется подход и к условиям преподавания. Вполне очевидно, что высокий профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его компетентности. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Компетентность педагога – это что – то новое, представляющее собой систему знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной    деятельности.

При освоении новых образовательных стандартов  становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной траектории.  В новых условиях преподавания педагог и обучающийся выстраивают взаимоотношения на основе диалога, партнерства и сотрудничества. Преподаватель, выступая в роли менеджера, тьютора, фасилитатора, организовывает индивидуальную программу изучения.  

Литература 

1.      Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.   –   2003. –  № 5.

2.Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в России в начале XXI века: основные тенденции и проблемы / Е.Е. Вяземский

// История: прил. к газ. «Первое сент.». — 2010. — 16-31 марта (№ 6). — С. 33-38.




map