Новогоднее турне Как елка наряжалась



Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Новогоднее турне

“Как елка наряжалась”

Воспитатель: Чебаненко. О.А.

Цель: познакомить детей с историей появления елочных игрушек;

расширение кругозора детей;

воспитывать любовь к истории России.

Слайд 1.

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы совершим путешествие в историю создания елочной игрушки. Разве можно представить современный Новый год без этого украшения?! По ходу нашего занятия мы с вами украсим нашу елочку игрушками, которые уже ушли из нашей жизни. Но может быть где-то еще, и сохранились эти игрушки: музеи, деревни, села, коллекционеры.

Слайд 2.

Воспитатель: Сегодня елочные игрушки можно купить во многих магазинах, мы видим разнообразие форм, цветов, оттенков.

Слайд 3.

Воспитатель: “Все уверены, что елочные игрушки появились в России вместе с январским Новым годом, то есть в 1700-м. До этого Новый год отмечали 1 сентября. Но это – очень большое заблуждение!” – с ходу заявляет Сергей Романов. Он историк, коллекционер елочных украшений с 20-летним стажем.

Сергей Романов изучал историю новогоднего праздника и выяснил: после того как Петр Первый издал указ о праздновании Нового года 1 января, торжество сводится к празднованию людей, приближенных к императору.

Слайд 4.

Воспитатель: Только сто лет спустя в праздничные деньки елка появляется повсеместно. Все случилось благодаря немцам в XIX веке. Из Германии приходит мода устанавливать елки во всех домах. Дерево появляется 31 декабря вечером, на ветки вешают сладости и фрукты, во время праздничной ночи вкусности съедают, а елку поутру выбрасывают за ненадобностью. С праздником жаль расставаться так скоро, и вкусности упаковывают в бумагу, коробки. Содержимое все так же съедается, а обертки остаются висеть на дереве еще несколько дней. Вот эти незатейливые украшения и положили начало целому направлению в прикладном искусстве – елочным украшения.

Слайд 5.

Воспитатель: Период первый: дореволюционный. В России обычай наряжать елку стал общепринятым с 1813 года. Постепенно пряники, сладости, орехи стали заменять нарядными игрушками, стеклянными в первую очередь, так как главное в празднике – сверкание, мерцание, блеск, движение, игра света.

Слайд 6.

Воспитатель: Одними из первых в России елочные игрушки стали создавать мастера Круговской волости. Промысел распространился в деревнях Московской и Тверской губернии, которые образовали так называемый Клинский куст. История его восходит к началу XIX века, когда в своем имении, в селе Александровке, адмирал князь А. С. Меньшиков в 1818 году основал стекольный завод. Мастера были из крестьян – 80 человек из окрестных деревень.

Слайд 7.

Воспитатель: В это же время купец Григорий Орлов открыл рядом с заводом мастерскую, где вдували из цветного стекла сережки и бусы. Тщательно подобранные по величине, форме и цвету, они нанизывались на нитку. Так было положено начало формовке размягченного стекла. Это мастерство передается из поколения в поколение. Второй стеклянный завод был открыт в 1887 году тем же Орловым в Клину. Мужчины выдували формы, а женщины занимались декоративной отделкой.

Слайд 8 – 9.

Воспитатель: Период второй: 1920-1930-е годы. Совнарком 24 января 1918 года выпускает декрет, по которому вводится новый календарный стиль.

1 января стало рабочим днем. Именно поэтому интерес отмечанию праздника ослабевает. После смерти Ленина, в 1925-м, Новый год отмечать запретили и, соответственно из продажи исчезли и елки, и игрушки.

Но ровно через 10 лет Сталин передумал. Для восстановления елочного ритуала требовалось наладить производство новых елочных украшений.

Клинская фабрика “Елочка”, возобновила работу по производству елочных игрушек, эта фабрика до сих пор является единственным местом изготовления елочных бус.

Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен “дрезденский картонаж” – игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к “телу” из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже – фарфоровыми.

Слайд 10-11.

Воспитатель: Были игрушки и из ваты, накрученный на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков.

На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную – в отличие от пятиконечной советской.

Слайд 12-14.

Воспитатель: Если у истоков ремесла стояли мужчины, то в послевоенное время (1950-е) работали на фабрике преимущественно женщины. В ассортименте стала преобладать кухонная тематика.

Слайд 15.

Воспитатель: В начале 1960-х в ассортименте елочных игрушек появились космонавты.

Слайд 16.

Воспитатель: В 1970-е годы популярная тема – дружба народов.

Слайд 17-18.

Воспитатель: Игрушки 1980-х годов – герои любимых сказок.

Слайд 19.

Воспитатель: Яркость игрушек 1990–х годов.

Давайте немного отдохнем и проведем игру «Наряди елочку».

(Дети делятся на команды, нужно на скорость нарядить импровизированную елочку(ребенка) игрушками. Та команда, которая справится быстрее, та и победила.)

Слайд 20.

Воспитатель: Современный завод по производству елочных игрушек «Иней», который находится в Подмосковье недалеко от города Павловский Посад.

Слайд 21.

Воспитатель: Елочные игрушки на фабрике «Иней» делаются вручную. Это очень трудоемкая и тяжелая работа, но в то же время необычайно увлекательная. Даже в создание простенького новогоднего шарика или фигурки нужно вложить много сил.

Давайте пройдем по цехам фабрики елочных игрушек и понаблюдаем за тем, как обычные стеклянные трубки превращаются в разноцветные игрушки — непременный атрибут новогоднего праздника.

Слайд 22.

Воспитатель: Самая тяжелая работа – у стеклодувов. Они целыми днями сидят возле горелки, растапливают стеклянные трубочки и выдувают из них шарики. В цехе очень жарко и стоит невыносимый шум от работающей вытяжки.

Слайд 23.

Воспитатель: Стеклянную трубочку необходимо как можно лучше растопить на пламени горелки. Странно, но почему-то стеклодувы не пользуются перчатками, хотя стекло сильно нагревается.

Слайд 24.

Воспитатель: Потом нужно быстро выдуть шарик.

Слайд 25.

Воспитатель: Потом на глазок оценить популярный экземпляр. Если он получится кривоватым – снова в огонь и снова дуть. Если все нормально, отложить шарик в коробочку. Что бы получилась фигурка, горячий шарик помещается в клещи и надувается прямо в них. В результате работы стеклодувов получаются прозрачные елочные игрушки, которые смешно называются – голье.

Слайд 26.

Воспитатель: Стеклодувы уже наловчились на глазок оценивать свою работу. Если игрушка не надута до конца, ее необходимо поддуть. Стеклодув заинтересован в качественной работе.

Слайд 27.

Воспитатель: Ручным способом в условиях высокой влажности производится серебрение. Сегодня применяются перламутровое, матовое напыление, блестящие, искрящиеся присыпки. Вот мы и познакомились с историей появления елочных украшений, а итогом нашего занятия мы сделаем современную елочную игрушку, которая будет блистать и сверкать на нашей новогодней красавице.

Слайд 28-29.

Воспитатель: Как чудесное эхо веков светятся яркие шары, большие и меленькие игрушечные планеты на елочном небосклоне. Они мерцают, лучатся, вспыхивают радугой причудливо ломаных солнечных линий, словно говорят уставшему миру технической цивилизации об утраченной ценности, единстве, гармонии и любви. Ребята, что больше всего понравилось на нашем занятии, что нового узнали? (Ответы детей.) До новых встреч! Всего вам доброго!






map