Новой школе — новый учитель все начинается с нас



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Творческая работа

«Новой школе — новый учитель: все начинается с нас!»

учителя начальных классов

Лосенковой Ирины Николаевны

2013 год

Философы древности утверждали:

если в стране плохие портные,

ее народ не имеет добротной и красивой одежды,

если плохие булочники,

люди едят не самый вкусный хлеб,

но если у государства плохие учителя,

оно не жизнеспособно.

И сегодня все начинается с учителя……..

Утро….. Начало нового трудового дня. В школе еще пока царит тишина. На часах – четверть девятого. А ровно в 8-30 мы с детьми как обычно поздороваемся и дружно пожелаем, друг другу здоровья, улыбнемся и с хорошим настроением начнем наши занятия. Все это, обязательно, будет уже скоро…..

А с чего же все начиналось? И почему именно профессия учителя? Мне с детства нравилось рассаживать на диване свои игрушки, и, торжественно вручив им ручки и бумагу, вслух объясняла материал, вызывала к доске, ставила оценки. Выбор профессии для меня определил пример моей первой учительницы. Некрасова Галина Николаевна до сих пор остаётся в моей памяти, как самый добрый, ласковый, умный, в меру строгий и очень справедливый человек. На её уроках всегда было интересно, увлекательно. Она сумела привить мне желание к учёбе, интерес к познаниям. Сомнений в выборе профессии не было. Вообще, я очень благодарна своим школьным и вузовским учителям. Это именно они помогли понять простую истину: учителю, чтобы постоянно отдавать, быть неистощимым источником знаний, умений и, конечно, человеческих качеств, ему самому нужно постоянно обогащать свои «сосуды» ума и души, одним словом, быть вечным учеником.

Теперь я – учитель. Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моему ребенку. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

Теперь я – друг и наставник, несущий ответственность за детей вместе с их родителями. Об этом помню каждый день. У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них — новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками. Моя задача состоит в том, чтобы настроиться на внутренний мир ученика, принять его таким, каков он есть, как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного. Ведь только любовь к ученику и стремление раскрыть образ сложного, уникального и вместе с тем прекрасного мира будут способствовать становлению настоящей личности.

Главное для меня как педагога – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Януш Корчак: «Пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно».

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру божью», вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Только то — общество способно двигаться вперёд, где целью школы является вырастить ученика, способного превзойти своих учителей.

Мы живем в быстроменяющемся мире, в мире высоких технологий и информации. Объем новой информации удваивается каждые два года. Для наших учеников это означает, что половина из того что они изучают в школе сейчас потеряет актуальность к моменту выхода их в большую жизнь. Десять самых востребованных современных профессий еще не существовали в 90-е годы. Возможно, мы и сейчас готовим ребят к профессиям, которые еще не появились. Учитель уже не единственный источник информации. Мы заставляем учащихся запоминать имена и факты, но они не способны применять эти знания в жизни. Так с ЧЕГО или с КОГО начинается решение всех этих проблем?

Может быть, оно начинается с нас – учителей? Учителей способных или стремящихся принять изменения современного общества, владеющих информацией о новом современном мире. Так какой же он – новый мир учителя? Прежде всего, это, конечно же, школа. НОВАЯ ШКОЛА, идея о которой была объявлена национальной образовательной инициативой. Новая школа означает не просто новое здание или современное оборудование. Это также стандарты второго поколения, поддержка одаренных детей, укрепление их здоровья и …НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ! Учитель с новым, измененным мировоззрением сотворчества и сотрудничества, с новым мышлением и способностью к инновационной деятельности. И пусть учитель сегодня не единственный источник знаний, но все еще только он может организовать ребят к нахождению и выбору нужных источников знаний. Он может научить ребят учиться на протяжении всей их жизни.

Новый учитель – это, как и прежде, педагог, владеющий психолого-педагогическими знаниями и понимающий особенности развития детей, способный поддержать ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Это человек, увлекающийся не только своим предметом, но и имеющий широкий кругозор. Творческий! Одним словом, универсальный человек, но с ярко выраженной индивидуальностью, имеющий свою какую-то изюминку!

Думаю, что успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Перед учителем встает вопрос: как учить? Задача учителя не просто формировать или развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок, чтобы, став взрослым, он смог занять достойное место в обществе. Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. А развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Быть одним целым – ты и дети – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом. Получится это только у влюблённого в свою профессию учителя. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. И когда эти два желания совпадут, мне кажется, получится прекрасный результат.






map