Новой школе — современное общение



Алтунина М.А., учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 1245, г. Москва

«Новой школе» — современное общение.

Ключевые слова новой программы развития столичного образования: «доступность», «прозрачность», «ответственность» — стали основными принципами работы современного учителя, который заботится об успехе своих учеников. Но привести ребенка к успеху в школе один учитель не сможет без постоянного взаимодействия с родителями.

Первая встреча с родителями всегда самая волнительная. Как построить взаимоотношения так, чтобы приобрести в лице родителей заинтересованных участников, надежных помощников? Ведь только сотрудничество, основанное на уважении, доверии и ответственности служит в интересах развития ребенка. И этот вопрос мы задаем себе снова и снова, набирая своих будущих первоклассников. Новое время ставит перед нами новые задачи, предъявляет новые требования, даёт новые возможности для общения. Еще 10 лет назад мы не могли и предположить насколько тесно в нашу школьную жизнь войдут информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), изменится форма организации учебно-воспитательного процесса.

И вот снова первое родительское собрание, но школа сильно изменилась: компьютерами обеспечены не только учителя, но и дети, доска и та уже не меловая, а интерактивная. Это значит, что можно не только словесно рассказать о традициях школы, но и выйти через Интернет на школьный сайт и посмотреть нормативные документы, заглянуть на странички «Режим работы школы», «Учителя», «Наши успехи и достижения» и многие другие; можно поставить фильм, созданный выпускниками о школьных буднях и праздниках; можно познакомиться с методическим обеспечением и программами обучения, с их авторами-разработчиками, посмотрев видеозаписи, интервью. Информационно-коммуникационные технологии открывают много возможностей в образовательном процессе не только для учителя.

Дети уже с 1 класса начинают осваивать клавиатурный набор текста; на уроках окружающего мира проводят наблюдения и опыты с помощью цифровых измерительных приборов: цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры, учатся фиксировать полученные результаты. Изучая искусство, особое внимание уделяют современным видам в частности, цифровой фотографии, видеофильмам, мультипликации. При изучении всех школьных предметов широко используют различные источники информации, в том числе из Интернета.

Средства ИКТ являются самыми перспективными и для реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Использование информационно-коммуникационных технологий развивает обучающихся, готовит их к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

А что же родители? С переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС), ключевой идеей которого стал общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством, родители становятся активными участниками образовательного процесса, влияющими на содержание образовательной программы и условия ее реализации. В информационном образовательном пространстве (школьный сайт, электронный дневник, личное информационное пространство класса) родители имеют свободный доступ к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы. На страничке класса могут увидеть работу своего ребёнка , как на уроке так и во внеурочной деятельности. Школьная жизнь ребёнка освещается в виде презентаций, видеосюжетов, фоторепортажей. Совместно с родителями создаются картотеки ссылок на ресурсы, которые могут быть полезны и интересны как в учебе, так и в организации досуга с детьми: куда пойти с ребенком в выходные дни, какие выставки проходят в Москве, какие поделки можно сделать вместе с детьми, где можно узнать все о ФГОС и многое другое.

Особенно актуальным, в условиях сильной занятости родителей, стало такое новшество как участие в форумах, когда дистанционно можно обсудить различные вопросы, связанные с обучением и развитием ребят, открытый диалог с учителем позволяет найти множество интересных решений. «Открытость» в общении стало неотъемлемой частью взаимодействия с родителями.

Изменилась и форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий, тренингов. Так в ноябре прошли мастер-классы, когда за компьютером сидели отец и дочь, мать и сын, вместе осваивали новое оборудование. Сколько было восторга! Ведь далеко не все родители умеют работать на macbook, а создание проектов зачастую требует совместного творчества. Уже в первом классе были созданы совместные «детско-родительские», как сказали ребята, проекты с использованием компьютера «Моя семья», «Мир увлечений», «Дорога в школу».

Особое место сегодня занимает дистанционное обучение. Оно обеспечивает проведение учебного процесса на расстоянии, на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий. Такая форма организации обучения помогает получить полноценные знания детям, которые длительное время отсутствуют на занятиях в школе по болезни. В скором будущем, наверное, ребенок сможет, даже находясь дома, участвовать в обсуждении школьного материала во время урока. Но уже сейчас родители наших учеников имеют возможность открыть свой персональный компьютер и провести прямой сеанс связи с учителем, узнав об успехах или трудностях своего ребёнка.

Главное, что общение теперь происходит не от собрания к собранию и можно уверенно говорить о взаимопонимании и заинтересованности учителя и родителей в совместном деятельном сотрудничестве, которое позволит воспитать личность, способную реализоваться в современном мире.

Хотелось бы пожелать успехов в работе коллегам. Дерзайте, не бойтесь новых технологий! Это интересно! Мы учим по-новому детей и вместе с ними учимся сами!




map