Новые подходы к обучению ТРИЗ-тенология и ТРКМ Деятельностные технологии обучения



Использование современных технологий и новые подходы в процессе обучения.

Также как и все, задумалась в октябре месяце: «Как же буду реализовывать ФГОС нового поколения, ведь я в следующем году набираю 1 класс?». Понимала, что надо поставить всё «с ног на голову». Ведь работаю уже 22 года и трудно поменять всё в своей работе. Ездила по семинарам, смотрела уроки коллег, но ничего для себя не находила. Много лет работала над мотивацией учения школьников и понимала, пока не заинтересую детей, ничему их не научу. К сожалению, как бы учитель ни старался, но если у ребёнка не вызван интерес к учению, никакие методы не помогают. А несколько лет назад слышала о ТРИЗ-технологии. Стала искать. И нашла не только её, но и ещё очень интересную технологиюТРКМ, элементы которой я применяла в работе, не догадываясь, что существует целая и очень эффективная технология. Не стала ждать. Попробовала работать по ней уже со своими четвероклассниками, получила очень хорошие результаты. Особенно они стимулируют сильных учащихся, на которых у нас на уроке всегда остаётся очень мало времени. Могу вас уверить, очень интересные деятельностные технологии, такие о которых сейчас говорят в свете ФГОС. Хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги. Конечно, многие об этом слышали, но если кто-то не знает, предлагаю познакомиться, попробовать, и, если они вам помогут, я буду очень рада. Я хочу в этом году начать работу по УМК «Перспектива», думаю, что эти технологии очень хорошо совместятся с этим комплектом.

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.

Другими словами нужен ученик, который не только овладел знаниями, умениями и навыками, но хочет и умеет самостоятельно добывать их.

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель -ученики и т.д.

Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Если брать во внимание на исследования болгарских учёных, то можно остановиться на таких цифрах

10% учащихся усваивают учебный материал прослушав объяснение учителя, 30% учащихся надо не только прослушать, но и просмотреть, 70% учащихся требуются несколько приёмов для запоминания, им надо не слушать и смотреть, а потрогать, обсудить, даже поспорить, то есть быть активными участниками педагогического процесса.

И, мы в общем это наблюдаем, в нашей работе. Есть в классах группа детей, которая понимает учителя «с полуслова», а порой им достаточно просто прочитать материал учебника, но это единицы. Большая же часть детей усваивает материал не сразу, не прочно, а часть детей так и ходит в «отстающих».

Все эти новшества в образовательном процессе заставляют нас использовать новые подходы в обучении, из которых вытекают современные технологии обучения.

Рассмотрим современную технологию развития критического мышления (ТРКМ)

Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Оостановимся на тех приёмах, которые используются на уроках в начальной школе. Заметьте «используются».

Технология развития критического мышления

на уроках в начальной школе.

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия.

На уроках литературного чтения, окружающего мира, истории замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна, инсерт.

К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 3 классе. На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?» Мы с вами по другому называем это проблемным вопросом, а теперь это метод кластера.

минеральные

вещества

бактерии

почва

соли

камни

земля

батер

На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. Проводится работа с учебником, по описанным в учебнике опытам проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.

бактерии

необходимы

бактерии

бббактерии

почва

На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:

мин. соли

глина

мин. вещ.

соли

вода камни

камни

камни

земля

песок

перегной

воздух

Выясняется, что со временем камни разрушаются. После проведенной работы учащиеся в группах заполняют таблицу:

№ опыта

Содержание опыта

Результат опыта

Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно,при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В ходе работы над текстом ребёнок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Приведу примеры синквейнов, составленных учащимися 3 класса в ходе изучения древнерусских былин и древнегреческих мифов.

1. Геракл.

2. Умный и благородный.

3. Вырос, послужил, прславился.

4. Совершил подвиги и стал бессмертным.

5. Герой!

1.Илья. 1. Святогор.

2. Могучий, храбрый. 2. Сильный, мужественный.

3. Ехал, сражался, победил. 3. Встретил, побратался, умер.

4. Всем людям радость дарил. 4. Он обладал волшебной силой.

5. Герой! 5. Богатырь.

1. Святогор.

2. Большой и сильнейший.

3. Уснул, побратался, ложился.

4. Святогор – неземной могучий богатырь.

5. Гора!

Данная технология замечательно работает и на уроках математики. На этапе вызова ставится проблема. На втором этапе она решается в малых группах в зависимости от темы урока. На этапе рефлексии осуществляется возврат к поставленной проблеме, подводятся итоги работы, выводы и применение на практике.

В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

Данная технология позволяет использовать приёмы работы в группах, коллективной работы и индивидуальной работы.

Цели и задачи этапов (стадий) технологии ТРКМ.

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

« Кластер», « Корзина идей», , « Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

… ветер может разрушить горы?

… опавшие осенью листья вредят почве?

… 1см почвы образуется за 300 лет?

… норы животных, живущих в почве, разрушают её?

… растения участвуют в образовании почвы?

… почва и камень родственники?

… почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

— Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

— Мы говорим почва. А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

… земля

… растительная земля

… вещество

… суша, а не вода

… место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

— Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

— Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.

Приём «Кластер»

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»

Тайга

Широколиственный

Смешанный

Лес

Изображение на карте

Географическое положение

Климатические условия

животные

растения

животные

животные

растения

растения

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Прием «Сводная таблица»:

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Приём «Инсерт».

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Окружающий мир, 3класс, «Почва».

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

Приём «Инсерт»

— Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» — уже знал; «+» — новое для меня; «-» — думал иначе; «?» — не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

— Что было для вас знакомым из прочитанного?

— Что нового вы узнали для себя из этого текста?

— У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».

Приём таблица «ЗХУ»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

— Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

— Это рассказ;

— Ванька писал письмо дедушке в деревню;

— Ванька жаловался на тяжёлый труд;

— Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

— Обязанности Ваньки;

— Обстановка — интерьер;

— Поведение;

— Поступки;

Приём «Концептуальная таблица».

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес».

Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map