Нравственное воспитание детей и подростков



«Нравственное воспитание детей и подростков» на 2009-2012 годы

1. ПАСПОРТ

Наименование Программы

Нравственное воспитание детей и подростков

Государственный заказчик Программы

Администрация МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»

Исполнитель Программы

МОУ «ВСОШ № 1»

Основные разработчики Программы

Речкалова М. Г

Цель Программы

 

   Задачи Программы

 

 

 

 

 

 

 

Важнейшие целевые показатели

Создание системы нравственного воспитания детей и подростков, направленной на формирование нравственно развитой и практически деятельной личности

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

сбор и анализ информации о состоянии нравственного воспитания в МОУ «ВСОШ № 1»

выработка организационно-управленческой модели совершенствования нравственно-воспитательной работы;

создание в школе единого воспитательного пространства, прежде всего путем выявления, систематизации и распространения эффективного воспитательного опыта по нравственному воспитанию;

формирование потребностей и мотивов нравственного поведения

создание условий для реализации нравственного поведения детей

формирование патриотических чувств у детей и подростков на основе уважительного отношения к культурно-историческим ценностям, историческому прошлому России.

Важнейшими целевыми показателями будут:

снижение агрессивности поведения учащихся детей и подростков, профилактика криминализации подростково — юношеской среды;

рост социального оптимизма подрастающего поколения;

повышение компетентности детей и подростков в области нравственности.

формирование у детей и подростков ответственности за свое здоровье

активизация интереса детей и подростков к знаменательным событиям истории Отечества

Сроки реализации Программы.

2009 — 2012 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение всем детям и подросткам школы возможности проведения организованного досуга;

Уменьшение количества правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

2. Общие положения

2.1. Объект, предмет регулирования Программы:

Объектом программы являются учащиеся МОУ «ВСОШ № 1».

Предметом регулирования программы является нравственное воспитание учащихся в рамках единого образовательного пространства школы

2.2. Понятия и термины, используемые в Программе:

Программа нравственного воспитания детей и подростков — выстроенная система организационно-педагогических мер и действий участников воспитательного процесса, направленных на обретение детьми и подростками опыта нравственного поведения и мышления;

Духовно-нравственное воспитание личности — процесс непрерывного восхождения личности к высшим ценностям человеческого бытия;

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Программа разработана на 2009-2012 годы, которые во многих отношениях могут стать решающими для развития традиций нравственно — эстетического и гражданско — патриотического воспитания детей и подростков.

Нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.

В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

Динамические изменения в экономической и социокультурной ситуации в Российской Федерации вызвали серьезные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях. Молодое поколение оказалось во власти стихийных рыночных отношений, которые оказывают неблагоприятное влияние на нравственное развитие общества.

Резкое изменение требований к растущему человеку со стороны модернизируемого общества вызвало противоречивую реакцию со стороны молодого поколения. Это и синдром социальной дезадаптации, и депрессия, агрессивность в молодежной среде. Резко возрос и уровень социогенных заболеваний. При оценке нынешнего состояния нравственного воспитания детей и подростков можно выделить основные проблемы:

утрата нравственных идеалов, размывание традиционных ценностей общественного бытия,

необходимость содержательной и структурной перестройки культурно-образовательной сферы жизнедеятельности детей и молодежи, приобретение опыта эффективной работы в современных финансово-экономических условиях;

В основу Концепции воспитательной системы лежат идеи личностно-ориентированного гуманистического подхода, целевым ориентиром которого является «Образ выпускника».

Мы полагаем, что образ выпускника может складываться из пяти потенциалов: познавательного, нравственного, коммуникативного, художественного и физического.

В качестве принципов, определяющих цели, стратегии, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:

* Принцип гуманизации образования;

* Принцип культуросообразности;

* Принцип природосообразности;

* Принцип системности;

* Принцип успешности и адаптивности, которые становятся ведущими.

Таким образом, школа включает в себя комплекс воспитательных задач, определяющих содержание воспитательного процесса в каждой возрастной группе:

1 СТУПЕНЬ начальное воспитание и образование ( 1-4 классы)

Цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.

Задачи:

— оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;

— развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности;

— формирование потребности в творческой деятельности;

— развитие художественно-эстетической деятельности;

— воспитание общительности, желание оказывать помощь друг другу;

— способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям,

— воспитание любви к природе, к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат

Выпускник 1 ступени

Нравственный (ценностный) потенциал.

Познавательный потенциал.

Эстетический потенциал.

Физический потенциал.

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как: «Родина», «доброта», «природа», « милосердие», «гуманность». Умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать правила поведения в обществе.

Приобщение к русской национальной культуре, создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем их мире. Что такое семья. Отношения в семье. Православные традиции семьи.

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природе и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру.

Пропаганда здорового образа жизни. Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим дня», «вредные привычки».

2 СТУПЕНЬ воспитание и образование в среднем звене (5-9классы)

Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой в отдельности личности.

Задачи:

— оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки;

— оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;

— создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;

— создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся;

— формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков;

— Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

Выпускник 2 ступени

Нравственный потенциал.

Познавательный потенциал.

Эстетический потенциал.

Физический

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение».

Более широкое раскрытие и понимание сущности нравственных качеств и черт, терпимость, проявление таких качеств, как: доброта, честность, порядочность, вежливость.

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природе и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру.

Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу.

3 СТУПЕНЬ воспитание и образование в старшем звене (10-11 класс)

Цель: воспитание духовно богатой , свободной , физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.

Задачи:

— обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся;

— создание условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки.

Выпускник 3 ступени

Нравственный потенциал.

Познавательный потенциал.

Эстетический потенциал.

Физический потенциал.

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «любовь», «творчество», наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину и ответственности за ее благосостояние.

Понимание сущности нравственных качеств и черт, терпимость, проявление таких качеств, как: доброта, честность, порядочность, вежливость.

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

Мотивация на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенству.

Ожидаемые результаты:

1. Подготовка выпускников школы к труду, выполнению гражданских обязанностей, непрерывному образованию, семейной жизни, рациональному проведению досуга.

2. Формирование потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных сферах деятельности.

3. Воспитание адекватной самооценки, активной жизненной позиции.

Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программ

Учебные предметы

Лекции, беседы, круглые столы

Экскурсии

Олимпиады

Праздники

Социально-значимые дела

Классные часы, школьные мероприятия нравственной направленности

Педагогические технологии:

Проектно – исследовательская деятельность.

Коллективно- творческое дело.

Деятельностный подход в обучении.

Педагогика сотрудничества

Технология проблемного обучения

ИКТ

4. Этапы реализации программы

Подготовительный этап (2009 г)

Проанализировать работу и результаты по нравственному воспитанию школьников, выявить проблемы.

Наметить план для начального этапа осуществления программы.

2.Основной этап (2010 г – 2011 г)

Составить план мероприятий по нравственному воспитанию

Организовать для педагогического коллектива школы семинары по проблеме нравственного воспитания школьников.

Разработать материал для классных часов и внеклассных мероприятий.

3.Заключительный (2012г)

Анализ проделанной работы и подведение итогов.

Критерии эффективности реализации программы

Формирование созидательной нравственной позиции учащихся , основанной на принципах национальной духовной культуры.

Умение и желание проектировать строить свою жизнь на основе духовных ценностей русской культуры.

Совершенствование духовно- нравственного просвещения, образования и воспитания.

Знание родословной своей семьи.

Мероприятия по реализации программы

п/п

Наименование мероприятия

Начальная школа

1

Линейка «Первый звонок»

2

Россия – Родина моя

3

Правила поведения в школе

4

О братьях наших меньших

5

О дружбе и друзьях

6

Школа вежливости

7

Мамины глаза + папина улыбка ….

8

Необычные истории обычного школьного дневника

9

О вредных и невредных привычках

10



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map