Нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №60 городского округа Тольятти

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовила: учитель начальных классов

Логунова Елена Александровна

Тольятти

2013 год

Составной частью программы НОО является программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся. Она разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК

«Школа 2100».

Итог работы в данном направлении зафиксирован в портрете выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы должен:

— уметь учиться;

-владеть опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах городского и регионального уровней;

— обладать основами коммуникативной культуры;

— быть любознательным;

— любить свой край и свою Родину;

— уважать и принимать ценности семьи и общества;

— быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

— выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и

окружающих.

Общей целью современного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания на этапе начального общего образования:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ведущую роль в реализации воспитательной программы играет образовательный процесс, реализуемый на основе УМК «Школа 2100» в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий.

УМК «Школа 2100» создан на основании системно-деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Переступив порог лицея, первоклассники сразу встретились с игрой. На уроке знаний ребята путешествовали через весь земной шар на веселом поезде, встретились с островами школьных предметов, вернулись в родной Тольятти, увидели его красивые дома и улицы, попрощались с детским садиком и вошли в светлую, просторную школу.

Родная наша школа начинает новую жизнь — творческую, интересную, плодотворную.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Содержательность и осознанность нравственного «образа — Я» у второклассников — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях («хороший — не очень хороший») существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников начальной школы: «быть доброй, дорожить дружбой», «нельзя обижать маленьких»). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: «Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути». Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: «Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир — прим. автора), потому что банкист богатый и хорошая работа».

Несомненно, важное место в воспитании гражданина России принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Так, например, учебники «Русский язык» несут особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывают толерантность, учат решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и интерес к творческой работе.

Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Вместе с тем, задания на уроках должны давать «пищу для ума», побуждать учеников к размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки — это тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов, «сближать» далекие предметы по сходным признакам.Огромную роль на уроках играют и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», развиваю у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, — недаром исстари пословица ведется…». Это начало помогает детям понять смысл произведения. В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. Знакомясь на уроке со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается. Читая стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные – самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу. Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям. Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», обсуждаем интересные и важные для детей вопросы. Что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным? Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Воспитание духовно — нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они осознают идею художественного произведения и мотивируют поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дети как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами (Он хороший), то помогаем дополнительными вопросами. Беседу строим так, чтобы этические представления приобретали для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому используем разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, характере их поступков, совести, сложности различных ситуаций. Например, рассказ К. Паустовского «Кот–ворюга», в беседе подчеркиваем, что на добро кот ответил добром, он совершил неожиданный и благородный поступок – прогнал кур. Использовали следующие вопросы : Какой был кот? Понравился ли он вам? Как поступили ребята с котом? Что в этих поступках было правильно и неправильно? Почему кот — ворюга, перестал воровать? Эти и подобные вопросы пробуждают у детей интерес поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Произведения К. Паустовского заключают в себе огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить школьника, стать мощным средством его развития.

При изучении стихотворения Пушкина «Зимнее утро» можно прослушать, например,пьесу Чайковского «У камелька», веряв то, что это усилит эмоциональное восприятие стихов учениками. А можно просто спросить: «Ребята, а вам когда-нибудь доводилось бывать зимой в деревне?» Если такие найдутся, то возникает разговор о чистом, без налета сажи снеге, о дыме, который пахнет дровами, о печках, в которых пляшет живой огонь, и сполохи его играют на потолке, завораживая и нас, современных людей, так же, как тех, кто жил во времена Пушкина. И вот уже такими родными, теплыми становятся строки «Вся комната янтарным блеском озарена… веселым треском трещит затопленная печь…». Теперь можно послушать и Чайковского, ведь в воображении ребят возникли картины, которые помогут им с интересом слушать музыку. Стихотворение понравилось детям, вызвало у них теплые чувства, все с удовольствием работали над составлением партитуры текста, пытаясь вложить в свое исполнение пережитые эмоции. А дальше положено было задать на дом выучить стихотворение наизусть. Но я решила пойти на риск, задав выучить стихотворение по желанию и пообещав, что найду возможность выслушать каждого, кто захочет представить свой личный вариант исполнения. Надежды мои оправдались полностью: ребята выучили стихотворение, и я сдержала слово, выслушав их после уроков,причем мои исполнители иногда просили возможность перечитать, если находили свою интонацию или логическое ударение неподходящим.

Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять больше внимания, в том числе и на уроках математики. 

Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна:

через отбор содержания материала, 

через структуру урока, 

через использование случайно возникших воспитательных ситуаций 

через личность самого учителя. 

Урок математики — место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На нем дети приучаются к самостоятельной работе, приучаются соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнения, помогать другим и самому принимать помощь, учатся радоваться успехам товарища и стойко переносит собственные неудачи. 

Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках математики помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважение к родителям, заботе о младших и старших. Приведу пример: Учебник «Математики» 3кл, Т.Е.Демидов, задача: «Лика собрала 140 сердоликов и сделала из них мозаику для холла спортивной базы. 

Сколько сердоликов собрала Майя, если для своей картины она собрала на 98 сердоликов меньше?”

Расшифруйте слово, и вы узнаете фамилию известной российской теннисистки. 

П 740-120*3:6 В990:3+370 Р 105*6-106*5 А 3*230-720:6 О130*7-290 Ш560:4+5*90 590 570 100 570 680 620 700 570

Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение нудных вычислений и преобразований способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. 

Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащихся воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. 

Первый в учебном году урок математики я посвящаю теме «Почему нельзя жить без математики?». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. На уроке в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, что математика — это не только «нужно», но еще и интересно. В обучении математике, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач. Решение задач, включающих исторические сведения, краеведческо-экологических задач способствуют расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, а пробуждает чувство сопричастности к величию своей страны. 

Приведу примеры задач. 1. Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 3-го а класса сорвали 45 цветов, а 3-го б класса-46цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветов? 

2.Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1см требуется примерно100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? Ряд заданий по математике задает образцы здорового образа жизни и имеет прикладной характер. Например, подготовься к походу, что возьмешь, сколько будет весить твой рюкзак, составь диаграмму своего распорядка дня и т. д. 

Учебники курса «Окружающий мир» дают мне возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю.

Музыка и изобразительное искусство помогают решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.

Во внеклассной работе большое значение имеет духовно — нравственное воспитание через общественно-полезный труд (уборка класса, территории, экологические десанты), через игру, через подготовку и проведение различных КТД и участие в социально – значимых акциях.

Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции. У нас это:

— Дни знаний, здоровья, матери;

— праздники «День именинника», новогодний карнавал, спортивные: «В здоровом теле-здоровый дух», «Папа, мама, я – спортивная семья», Масленицы, праздник книги;

— интеллектуальные марафоны, ярмарки;

— научно – практические конференции и др.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия.

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь). В своей работе я использую разные виды экскурсий.

В первую неделю сентября с 1 классом провожу экскурсию по лицею. Дети знакомятся со своей классной комнатой. Актовым залом, библиотекой, кабинетом директора лицея, столовой и кабинетом врача. Во время экскурсии рассказываю своим ученикам об элементарных правилах культурного поведения: как надо обращаться ко взрослым, как здороваться при встрече, как прощаться с ними и одноклассниками.

1. Экскурсии в природу. Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Традиционно провожу осеннюю, зимнюю и весеннюю экскурсии в лес, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. Очень любят мои ребята ходить в минипоходы, составляя команды по интересам. Такие поездки в лес способствуют экологическому воспитанию учащихся. Наблюдая за природой, ребята в дальнейшем с удовольствием принимают участие в школьных акциях «Кормушка», сбор макулатуры и др.

2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Часто мы с ребятами посещаем краеведческий музей, музей Репина в Ширяево..

3. Обзорные экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и хорошеет наш город. Это способствует формированию чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и чувства патриотизма.

4. Экскурсии в городскую детскую библиотеку.

Уже в 1 классе первоклассникам нужно прежде всего знать конкретные требования, на основе которых складываются нормы поведения. Так существует правило: «Будь чутким , заботливо и внимателшьно относись к другим». Тут же конкретизирую правило: «Уступай место в транспорте взрослому», Обращаясь с просьбой, не забудь сказать «пожалуйста». «Уходя из дому, скажи, куда пошёл и когда придёшь, не заставляй домашних беспокоиться».

Коротко и в доступной форме рассказываю о той заботе, которую проявляют взрослые работники лицея о своих воспитанниках. Вот почему в ответ дети должны быть хорошими их помощниками в поддержании порядка и чистоты в классе и коридорах: не сорить, не пачкать парты, в столовой не оставлять грязную посуду, а сразу же уносить на мойку. С 1 класса организую дежурство по столовой и в классе и рассказываю об обязанностях дежурных. И сейчас мои ученики не уйдут из столовой, не убрав за собой столы. Правила товарищества, правила дружной работы, правила честной игры, правила вежливости я разработала для ребят своего класса и мы работаем над ними.

Кроме экскурсии по лицею провожу экскурсии в парк, лес, краеведческий музей, обзорную экскурсию по городу. Данные мероприятия сплачивают детей, заставляют внимательнее относиться друг к другу.

Каждый год в нашу школу приходят новые ученики, делающие свои первые робкие шаги во взрослой жизни – первоклассники. Они ещё не знают друг друга, но уже хотят не только учиться, узнавать что-то новое и увлекательное, но и найти настоящих друзей, с которыми будет интересно сидеть за одной партой и весело проводить свободное время.

Как будет формироваться детский коллектив? Какими вырастут наши воспитанники? Эти вопросы, несомненно, волнуют без исключения всех педагогов. И для того, чтобы дети росли умными и интеллигентными, добрыми и отзывчивыми, умели сопереживать чужому горю и вовремя прийти на помощь, педагогами нашей школы используются разнообразные формы внеклассной работы. В нашем классе большое внимание уделяется совместному посещению театров в свободное от учёбы

время. Правила поведения рассматриваем в дальнейшем на классных часах и во 2, и в 3 и, и в 4 классах.

По нашим наблюдениям, это способствует формированию мотивационной сферы, развитию познавательной активности, расширению кругозора учащихся, способствует нравственному, эстетическому и интеллектуальному воспитанию, а также оказывает благотворное влияние на формирование детского коллектива. Такая деятельность должна быть хорошо продумана и чётко спланирована. Для этого ещё задолго до начала учебного года мы разрабатываем программу театрально – экскурсионного сопровождения, которая ориентирована на решение задач

воспитания, учебный план, возрастные особенности и интересы детей. Эта программа предполагает посещение театров хотя бы один раз в месяц.

Репертуар спектаклей подбирается таким образом, чтобы дети могли познакомиться с лучшими театрами города, с историей их создания, научились различать разные виды театрального искусства (драматический, музыкальный, теневой, кукольный).

Современная жизнь требует воспитания творчески активного человека, умеющего гибко реагировать на быстро меняющиеся потребности общества.

Воспитание творческой самостоятельности, инициативности, познавательной активности, развитие социальных навыков невозможно без приобретения школьниками опыта проектно-исследовательской деятельности. В работе над детскими проектами пройден большой путь: от проекта – реферата до проекта – исследования; от группового проекта – до индивидуального.

Впервые начиная в 2003-2004 учебном году работу над проектом, мы выбрала тему, объединяющую окружающий мир и математику (составление задач). Проект носил название «Живи, планета». За последние 5 лет учащимися были созданы такие проекты, как «История танца», «Сладкая жизнь», «Что в имени твоём?», «Влияние лошади на человека» и др. В прошлом учебном году классом было представлено 10 проектов, получены призовые места.

Очень важным этапом я считаю создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, именно в этом пространстве осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности (это класс-кабинет, его внешний вид и содержание, различные информационные стенды, и т.п.). В этом направлении приходится много работать.

В своей работе я постоянно обращаюсь к опыту великих педагогов. Позволю себе привести обширную цитату из наследия В.А. Сухомлинского,который утверждал: «В практической работе нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы

раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности,учим их азбуке морали:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок,каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать иотца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым

Очень важным этапом я считаю создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, именно в этом пространстве осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности (это класс-кабинет, его внешний вид и содержание, различные информационные стенды, и т.п.). В этом направлении приходится много работать.

При анализе нравственного опыта первоклассников, проводившемся в начале учебного года, опрошенные (24 человека) разделились на три группы – дети с низким (34%), средним (55%) и высоким (11%) уровнем нравственного опыта.

В конце учебного года динамика роста нравственности у учащихся была

очевидна. На низком уровне оказались14%, на среднем уровне – 23%, на высоком уровне стало 63%. Систематическое приобщение детей к нравственным знаниям в учебном процессе и во внеклассной работе говорит о том, что уровень нравственного воспитания достаточно высокий. Однако теоретические знания ещё преобладают над практическими умениями, поэтому работу по формированию нравственности необходимо продолжать.

Наши ученики станут высоконравственными личностями – вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду и любить свою Родину. Не это ли главная воспитательная цель работы учителя?

В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят постепенно складываются товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, реже ссорится, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту класса и старшего в группе.

В этом учебном году во внеурочной деятельности я работаю по программе «Страна этикета».

Во время занятия Школа человечности: забота о слабых, дети очень хорошо показывали свою заботу к младшим братьям и сестрам, давали верные ответы на вопросы: в чем проявляется забота?, кого считаете слабее и беспомощнее себя?. На занятии «Выбери меня» было видно, что каждому ребенку очень хотелось, чтобы в качестве верного друга был именно он, и обижались, если в группе выделяли всего несколько таких детей, с которым хотел бы дружить каждый из группы. На занятии «Час общения» проводилась игра Комплимент, на которой дети очень несмело говорили друг другу добрые слова. Мною был задан тон, и дети несмело вторили ему. Зато в комплиментах учителю они не стеснялись.Больше всего детям понравилось занятие «Сотвори в себе солнце!.» На занятии дети придумывали ситуации из жизни, и сами находили выход из них. На этом занятии дети чувствовали себя раскованнее. Целью занятия было формирование у воспитанников способов оптимального поведения в различных ситуациях, закрепление нравственных норм и привычек, полученных в ходе предыдущих мероприятий.На занятиях с детьми велась работа по сплочение коллектива, на воспитании правил поведения друг с другом и другими людьми. Дети, сначала ведут себя скованно, стесняются друг друга, не решаются участвовать в играх на сближение. Но, как правило, к концу занятий дети чувствуют себя комфортнее, стараются активно отвечать на вопросы, некоторые смело обыгрывают жизненные ситуации. Из чего я сделала вывод, что такие занятия нужны и, проводить их нужно чаще, чтобы помочь детям раскрепоститься и не стесняться проявлять себя среди других.Беседы: «Друг — это слово большое»(3 класс), «Что такое хорошо и что такое плохо?»(1 класс), «Полезные привычки» (2 класс), «Миф о сотворении человека»(4 класс), «Я и мир моих отношений»(4 класс).Беседуя с детьми, я поняла, что детям не хватает доверительного общения: нет способностей, раскрыть свою проблему, понять и решить ее.

В стандарте второго поколения одной из задач является формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Немаловажная роль в этом принадлежит совместным усилиям школы и семьи: педагога, ученика, родителя. Вместе с детьми родители выбирают посильную задачу и реализуют её, оценивая свои возможности. Совместный момент преодоления трудностей приводит к накоплению опыта в написании с ребёнком домашнего сочинения, подготовка проекта, работа с портфолио ученика, участие в дистанционных олимпиадах и творческих конкурсах. Творческий процесс становится осознанным, интересным, мотивированным.

Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что на сегодняшний день с введением в школе предмета «Основы духовно – нравственной культуры России», у меня, как у классного руководителя, возникают сложности в том, что родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. А вторая — это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу сначала анкетирование, а затем родительские лектории «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей», на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

И хочется подчеркнуть большое влияние на духовно – нравственное воспитание детей домашней обстановки и отношений в семье. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, как это делают все классные руководители, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на классные КТД, обращаюсь, если нужно за помощью, помогаю им, обращаю внимание родителей на то, что нельзя подрывать учительский авторитет такими заявлениями: «Мало ли, что говорит учитель, делай, как я сказала» или «Знаем мы, чему вас там учат…». В последнее время очень часто приходится сталкиваться с обманом родителей, а значит и их детей: «Скажи учительнице, что мы были у врача» или «Скажи, что голова болела». Ребёнок учиться лгать и с этим всё труднее бороться. Зачастую вся работа с детьми на уроках, занятиях внеурочной деятельностью проходит даром.

И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности это личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость и заботливость, такими же будут и отношения учеников между собой. Имеющийся опыт заставляет смотреть на многие вещи по-другому, где-то приходится ломать сложившиеся стереотипы, пересматривать своё отношение к тем или иным вопросам, но это ничего, главное, чтобы результат был положителен.

Детство — это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Это и есть важнейшее условие успешного развития России.

Основная цель моей работы воспитание нравственных ценностей у детей и как мне кажется я её добилась, пусть не в той мере в какой хотелось бы, но добилась, а результаты налицо: ребята добрые, воспитанные, умеют заботиться о младших, уважают старших, способные , талантливые.

5. Нравственный портрет воспитанного младшего школьника

Добрый, не причиняющий зла живому

Честный и справедливый

Любящий и заботливый

Трудолюбивый и настойчивый

Творящий и оберегающий красоту мира

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

Смелый и решительный

Свободолюбивый и ответственный

Самостоятельный и законопослушный

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» — класса, школы, города/села, России)

Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

В заключении мне хотелось бы привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.Дети, привыкшие к критике,Учатся осуждать.Дети, враждою воспитанные,Знают, как нападать.Дети, в насмешках выросшие,Впитывают робость.Много и часто стыдимые С виною своей неразлучны.Те, кто воспитан терпимостью,Постигают науку терпения.Воспитанные ободряющим словомУмеют верить в себя.Дети, взращенные похвалою,Умеют видеть хорошее.А воспитанные справедливостьюУчат детей доверию.Дети, воспитанные одобрением,Живут с собою в ладу.Одаренные дружбой, душевным теплом Находят в мире любовь.




map