Об учебно — методическом комплекте 21 век



В пояснительной записке Федерального компонента государственного стандарта определена концепция целей общего образования. Она подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Проект «Начальная школа ХХ1 века» направлен на развивающее обучение, на концепцию перспективной начальной школы. Авторский коллектив поставил перед собой задачу: найти возможно более целесообразный путь устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы.

Одно из противоречий: цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника. Каковы же эти требования?

Общая культура и эрудиция ребёнка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.

Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Каким же видят разработчики данного проекта выпускника начальной школы?

Школьник, переходящий в среднюю школу, должен отличаться от себя самого того, который пришёл в первый класс. (Важно, чтобы в ребёнке произошли изменения, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.)

К концу обучения школьник должен отличаться от своих сверстников (Имеется в виду его индивидуальность).

Ребёнок младшего школьного возраста ХХ1 века к концу обучения должен отличаться от своих сверстников ХХ века отношением к той деятельности, которой он должен заниматься в школе.

Наша школа всегда считала, что приобретение знаний и умений, то есть усвоение содержания различных учебных предметов, и есть развитие. Поэтому приобретённая цель начального обучения звучала так: научить младшего школьника читать, считать, писать, дать ему элементарные знания об окружающем мире.

Проект «Начальная школа ХХ1» века помогает реализовать приоритетные цели и дать качественное образование:

Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.

Формирование готовности к самообразованию.

Это обеспечит развитие школьника – появления качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии.

В начальном образовании важным принципом является интеграция. Использование интеграции связано с решением организационных вопросов (уменьшения нагрузки школьника, …).

В проекте «Начальная школа ХХ1 века» интеграция является его сущностной характеристикой, поскольку её применение связано с существенными особенностями методических подходов авторов. Это:

Интеграция позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. Она позволяет «объединить усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности школьника. Например, интегрированные предметы «Грамота», «Чтение и письмо», в результате изучения которых у учащихся формируются основные компоненты учебной деятельности (желание умения учиться).

Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника, создаёт условия для усиления значения разнообразной деятельности, как способа познания разных сторон окружающей действительности. Такую возможность предоставляют разные интегрированные предметы, например, «Окружающий мир», «Технология».

Авторы комплекта улелили особое внимание отработке путей формирования ученика как субъекта деятельности, то есть строили процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся обсуждения, размышления, поиск, открытия.

Одним из путей решения этой задачи является дифференциация обучения, рассматривающаяся как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса. Учебно- методический комплект «Начальная школа ХХ1 века» обеспечивает два типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу «больше — меньше», а по принципу «труднее — легче». Сущность заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Второй тип раскрывается при работе со специальными рабочими тетрадями, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Особенностью тех заданий является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Известно, что такими процессами являются восприятие и память. Авторы УМК предусмотрели организацию деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры, развивающие логическое мышление и воображение. Итак, в учебно- методическом комплекте «Начальная школа ХХ1 века» реализованы следующие идеи:

Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей школьника, его индивидуальности и способностей;

Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.

УМК «ХХ1век» помогает развить такие умения, как умения принимать и решать учебную задачу, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, умения работать с моделями, контроль и самоконтроль, оценка и самоанализ.

Вместе с тем, работая по учебно-методическому комплекту «Начальная школа ХХ1 век», мы столкнулись с тем, что при изучении языковых единиц на уроках русского языка не допускается одновременное решение других задач. На наш взгляд это может отразиться на формировании навыка грамотного безошибочного письма.

При изучении математики необходимо отметить очень разнообразный развивающий материал, но вместе с тем хотелось бы, чтобы было больше упражнений, направленных на развитие вычислительных навыков, задач разного типа.

Кроме того, было бы лучше, если бы учебники первого класса были меньшего формата для удобства работы с ними.




map