Обобщение педагогического опыта по теме Формирование навыка чтения у младших школьников



Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт

усовершенствования учителей»

Формирование навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий

Автор опыта: Емельянова Марина Анатольевна

учитель начальных классов

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»

Старый Оскол

2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте…………………………………………………3

2. Технология опыта…………………………………………………….. 8

3. Результативность опыта………………………………………………11

4. Библиографический список………………………………………….14

5. Приложение к опыту …………………………………………………18

Раздел I.

Информация об опыте

Тема опыта: «Формирование навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий».

Условия возникновения и становления опыта

Опыт возник в условиях муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23». Школа находится в старой части города Старый Оскол Белгородской области по адресу: улица Революционная, 72. Обучение организовано в одну смену. Одной из основных учебных дисциплин является чтение.

Исследование проводилось учителем начальных классов Емельяновой Мариной Анатольевной на уроках чтения. В экспериментальном классе на начало педагогического эксперимента (3 класс) обучалось 7 учеников (4 мальчика и 3 девочки); на сегодняшний день (1 класс) в классе 8 человек, из них 4 мальчика, 4 девочки. Все обучающиеся имеют легкую степень умственной отсталости, у четырех из них сложный дефект.

Чтение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. Нарушение правильности чтения затрудняет осознание читаемого текста, а также выработку навыка беглого и выразительного чтения. Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводит к нарушению сознательности чтения. Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям.

Результаты первоначальной диагностики сформированности компонентов навыка чтения обучающихся 3-го класса в 2010-2011 учебном году показали, что 100% детей испытывают значительные затруднения в процессе чтения. Из них лишь 14% обучающихся имели средний уровень сформированности навыка чтения, показатель или очень низкий или ниже среднего у 42,8%. Чтение обучающихся проверялось индивидуально. Материалом для обследования служили специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию. Проводилось индивидуальное обследование, которое предполагало определить сформированность фонематического восприятия.

При обследовании фонематического слуха использовались общепринятые логопедические методы:

1) Определение отсутствия или наличия заданного звука в словах (слогах)

2) Повторение звуков или пар звуков, не имеющих акустико- артикуляционного сходства (с-м, щ-р, у-ч), а затем близких по звучанию и артикуляции (с-ш, з-ж, с-з, р-л, д-т)

3) Различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу и подбор к ним картинок

4) Повторение сходных по звучанию слов

5) Выделение гласного звука, стоящего в начале (конце) слова

6) Выделение согласного звука, стоящего в начале (конце) слова

7) Составление слова из заданного количества звуков (к, о, т; м, а, к; д, о, м) [38]

Обследование уровня сформированности зрительного восприятия детей с недостатками интеллекта проводилось по следующим параметрам:

1) Зрительный гнозис:

-называние предметов по их контурам

-называние недорисованных предметов

-называние перечёркнутых изображений

-выделение предметных изображений, наложенных друг на друга

-распределение предметов по величине

-подбор картинок к цветовому фону

-нахождение заданной фигуры среди других

-работа с разрезными картинками

2) Буквенный гнозис:

-выделение букв, наложенных друг на друга

-конструирование (реконструирование) печатных букв из бумаги

-определение букв в непривычном расположении

3) Зрительная память

-запоминание картинок

-расположение букв в заданной последовательности

4) Пространственное ориентирование

-умение ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, середина) (Приложение №1).

Анализ результатов исследования сформированности компонентов навыка чтения позволил выявить характерные для школьников с недостатками интеллекта особенности: фонематический слух ребенка с нарушением интеллекта находится на низком уровне развития; недостатки фонематического слуха приводят к затруднению дифференциации звуков, что способствует появлению специфических ошибок в устной и письменной речи. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на его темп и сознательность, правильность и выразительность.

Учитель направила свою работу на поиск эффективных форм и методов, способствующих развитию компонентов навыка чтения средствами игровых технологий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Актуальность опыта

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию таких детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Уроки чтения в младших классах вспомогательной школы организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Дети с нарушение интеллекта вследствие сниженного познавательного интереса самостоятельно не обращаются к книге за получением новых сведений. Они выполняют только задания учителя по классному и внеклассному чтению и другим учебным предметам, что оказывается явно недостаточным для выработки техники чтения. В связи с этим возникает вопрос о такой организации урока, когда все ученики прочитывают текст неоднократно и остаются активными на протяжении всего урока.

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект.

Изучение состояния теоретической разработанности исследуемой темы, а также практической ее реализацией в специальной (коррекционной) школе VIII вида, позволило выделить следующие противоречия:

— между необходимостью оптимизации учебного процесса в системе начального образования, в том числе и в специальной (коррекционной) школе VIII вида, и недостаточной сформированностью навыка чтения как ведущего речевого умения, необходимого для усвоения программного материала в начальном обучении;

— между настоятельной потребностью в овладении навыком чтения учащимися с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с программными требованиями и недостаточной методической разработанностью, а также отсутствием конкретного материала в учебных книгах, позволяющего организовать отработку навыка чтения на основе использования игровых технологий.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении педагогических условий эффективного формирования навыка чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий в начальной школе.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2010-го по 2013 год.

I этап — начальный (констатирующий) – сентябрь — ноябрь 2010 года. На начальном этапе была выявлена проблема, произведен подбор диагностического материала и выявлен уровень сформированности компонентов навыка чтения у обучающихся с недостатками интеллекта.

II этап – основной (формирующий) (декабрь 2010 — март 2013 года) – подбор форм и методов для развития навыка чтения, апробация игровых технологий, способствующих формированию каждого из компонентов навыка чтения, проверка на практике их эффективности.

III этап – заключительный (контрольный) (апрель — май 2013 года) – итоговые проверочные задания для выяснения уровней сформированности компонентов навыка чтения, обобщение и систематизация полученных данных.

Диапазон опыта. Диапазон опыта работы учителя Емельяновой М.А. охватывает систему уроков чтения обучающихся 1-4 классов с легкой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Теоретическая база опыта.

Проблему формирования навыка чтения рассматривали в своих работах А.К.Аксенова, В.Я.Василевская, А.А.Катаева, Н.Г. Галунчикова, Н.К.Сорокина, М.Ф.Гнездилов, Р.И. Лалаева, В.Г.Петрова, А.И.Граборов. Они представили методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенности его развития в начальной школе.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, изучив взгляды учёных на эту проблему, автор пришла к выводу о необходимости разработки оптимальных методов и форм работы с учётом возможностей и психологических особенностей младших школьников с недостатками интеллекта, гарантирующих качество образования.

Существует ряд причин, влияющих на низкий уровень развития навыка чтения, а именно: природный темп деятельности, регрессия, отсутствие антиципации, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития оперативной памяти. Необходимо с первых дней ребёнка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их устранению.

Чтение, как вид деятельности, можно определить как процесс декодирования, то есть воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Он состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи); слияние нескольких букв в слог (навык слогослияния); слияние нескольких слогов в слово; интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу [25].

Как отмечает А.А. Катаева, основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, мнезиса [27].

А.Н.Корнев отмечает, что дети с интеллектуальной недостаточностью не слышат в слове его звукового состава, поэтому они не могут овладеть слитным чтением. Обратной стороной этого явления является овладение буквенными обозначениями [34].

Р.И.Лалаева отмечает, что ребёнок с проблемами в умственном развитии в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормально развивающийся, но гораздо медленнее. Ступени обучения чтению растягиваются во времени и промежутки между ними и более продолжительны. Вследствие этой замедленности каждая из ступеней получает наиболее полное и отчётливое выражение [20].

В.В. Воронкова выделяет 5 групп учащихся вспомогательной школы и рекомендует соответствующие приёмы их обучения [15].:

1. Дети с нарушениями фонематического слуха.

2. Дети с трудностями произношения.

3.Учащиеся с нарушениями зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

4. Учащиеся с затруднением моторики глаза.

5. Учащиеся, у которых в большей степени нарушена познавательная деятельность.

Н.М.Барская, Л.А.Нисневич отмечают, что у учащихся школ VIII вида не возникает интереса к звуковой оболочке слова [9]. Дети не могут понять, что всякое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, безотносительно к словам, обозначающим знакомые предметы и явления.

Олигофрены читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного и начала второго слова, теряют строку. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учащихся массовой школы, становятся многочисленными, типичными для учеников вспомогательной школы и представляют собой явление довольно стойкое, сохраняющееся даже в старших классах и тормозящее развитие всех компонентов навыка чтения [20].

Таким образом, теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующие особенности формирования навыка чтения у учащихся с нарушением интеллекта: медленное запоминание букв, смешивание сходных по начертанию графем, недостаточно быстрое соотнесение звука с буквой, искажение звукового состава слов, трудности соотнесения прочитанного слова с конкретным предметом, признаком, действием.

На основании анализа теоретической литературы было установлено, что уроки чтения способствуют коррекции нарушений звукопроизношения, лексико – грамматической стороны речи, формируют речевые и коммуникативные умения, обеспечивающие обучающимся с ограниченными возможностями здоровья более успешную социальную адаптацию.

Новизна опыта состоит:

— в разработке комплекса упражнений, позволяющих воспитывать у детей активный интерес к процессу чтения, развивать у них навыки исследовательской деятельности, формировать чувство языка;

— в применении на уроках чтения системы игровых приемов для формирования компонентов навыка чтения обучающихся 1-4 классов с легкой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Применение данного опыта работы возможно в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения детей 1-4-х классов с легкой и умеренной умственной отсталостью. Он может быть использован на различных уроках и на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности и работе в среднем звене с обучающимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки. Предложенная технология обучения детей может быть использована родителями для совершенствования навыков чтения. Использование опыта дает возможность педагогам повысить эффективность работы по формированию навыка чтения, и, как следствие, добиться повышения качества чтения средствами игровых технологий у школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел II

Технология описания опыта

Цель опыта: формирование навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

— выявить особенности формирования навыка чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

— учитывать индивидуальные возможности учащихся в соответствии с физиологическими особенностями развития;

— подобрать специальные методические приемы, активизирующие различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой и способствующие отработке всех его качеств: правильности, сознательности, беглости и выразительности;

— создать благоприятную атмосферу, направленную на активизацию интереса учащихся к овладению чтением;

Понятие «педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности [11].

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся всех компонентов навыка чтения являлась речевая зарядка.

В задачи речевой зарядки входило установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова [59].

Речевая зарядка отлично служит и целям коррекции личности умственно отсталого ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно.

Виды упражнений для речевой зарядки выбирались с учетом общего состояния навыка чтения у детей, и в частности характера их ошибок, а также в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста.

Приведенные ниже игровые технологии способствуют не только формированию навыка правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию умения прогнозировать слова.

«Слог потерялся», «Буква потерялась». На доске записывались слова из текста с пропущенной буквой или слогом. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква (слог) потеряна. «Кто самый внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной — двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, потемнело — потеплело). Дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.

«Шепни на ушко». На доске записываются слова и закрываются полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали.

«Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).

Рассмотрим фрагмент урока по теме: И. Соколов – Микитов «Зима в лесу». В начале урока проводится речевая разминка:

Отправляла мама – квочка

В школу милого сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле – еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

После первичного прочтения стихотворения учителем детям дается задание:

— Прочтите стихотворение шёпотом.

— Прочтите, начиная тихо, постепенно увеличивая громкость.

— Прочтите, начиная громко, постепенно затихая.

— Прочтите стихотворение в замедленном темпе.

Автором опыта были разработаны проверочные задания для определения сформированности каждого из компонентов навыка чтения (Приложение №1).

Данные задания развивают тонкость движения глаз, формируют навык побуквенного анализа, способствуют закреплению в памяти целостных образов букв, распределению внимания, расширению поля зрения, развитию словесно-логической памяти, и, в целом, повышают учебную мотивацию.

Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение. Обычно дидактические игры максимально оречевляются, т.е. проговаривают свои действия (Приложение №4).

Рассмотрим фрагмент урока по теме: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». На этапе актуализации опорных знаний обучающимся даются опорные слова и картинки.

Опорное слово: землянка. Картинки: землянка, старик, старуха, корыто, синее море.

Сначала проводится беседа по вопросам:

— Что старик закидывал в море?

— Сколько раз старик закидывал невод?

— Что было в неводе 1-ый раз? (опорное слово: тина)

Далее учитель проводит дидактические игры:

Дидактическая игра «Найди, выбери нужное»

На столе: сетка, тина, трава морская, игрушка – золотая рыбка.

— Положи в невод тину.

— Что было в неводе 2-ой раз?( опорное слово: морская трава)

— Что поймал старик в 3-ий раз? (опорное слово: золотая рыбка)

Дидактическая игра «Дополни, чего не хватает на картинке?»

— Чего же не хватает на картинке? (корыта)

Автор опыта использует в своей работе игры на развитие речевого слуха («Слова могут звучать громко и тихо», «Слова могут звучать быстро и медленно», которые развивают голосовой аппарат и речевой слух; игры на развитие фонематического слуха («Найди и назови нужное слово»,

«Кто лучше слушает?», «Назови первый звук в слове», «Какой звук есть во всех словах?», которые способствуют развитию фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков; игры для формирования правильного звукопроизношения ( «Доскажи словечко», «Жуки», «А что там?»), которые

развивают устную речь, происходит формирование четкости артикуляции.

Как показала практика, отклонения в развитии детей, страдающих нарушением интеллекта, спонтанно не преодолеваются, Они требуют от педагогов специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.

Включение в работу игровых приемов способствует развитию общей моторики, мелкой моторики, развитию психических процессов, эмоциональной устойчивости. У обучающихся развивается слуховое внимание, мелодико-интонационная выразительность, плавность речи, координированность движений, обогащается пассивный и активный словарь.

Работа по развитию навыка правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения протекала в единстве. Нельзя сказать, что формированию или развитию какого-либо из данных навыков отводилось определённое место. Главной задачей уроков было – воспитание полноценного навыка чтения, т.е. единства всех его качеств: правильности, беглости, сознательности и выразительности.

Раздел III

Результативность опыта работы

О результатах коррекционной работы по развитию навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий можно судить по представленным ниже данным.

Обследование контингента обучающихся на начало эксперимента представлено в Приложении №1.

Результаты обследования обучающихся представлены в таблицах 1-3. Автором опыта разработаны уроки по чтению и дидактические игры (Приложения №4-5).

Ниже представлены сравнительные данные средних показателей уровня сформированности компонентов навыка чтения обучающихся по годам обучения в процентах.

Уровень сформированности навыка чтения

Год обучения

2010-2011

2011-2012

2012-2013

высокий

0

0

12,5

средний

14,0

28,5

25,0

ниже среднего

42,8

35,0

25,0

низкий

42,8

36,5

37,5

Таким образом, была обнаружена положительная динамика в формировании компонентов навыка чтения. В результате работы произошли качественные изменения в развитии навыка чтения исследуемого контингента обучающихся. Высокий и средний уровни возросли соответственно на 14% и 9%; наблюдается снижение количества обучающихся, показавших по результатам диагностики низкий и ниже среднего уровни развития навыка чтения.

Результативность деятельности по чтению оценена участием школьников в различных конкурсах.

Год

Название мероприятия

Фамилия, имя участника

Достижения

2011

Уровень образовательного учреждения Конкурс чтецов, посвященный Дню матери

Натаров

Дмитрий



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map