Обобщение педагогического опыта по теме Применение здоровьесберегающих технологий в уч



Здоровье детей катострофически падает. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы – быть руководителем жизни на пути к будущему».

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?». Ещё А.Шопенгауэр говорил: « Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространённость хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1.4 раза, а среди школьников-подростков в 2.1 раза. Т.о. около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию и 20% имеют инвалидность. Инвалидность среди детей за последние 5 лет возросла в 2 раза.

Очевидна целесообразность более глубокого и детального рассмотрения Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования вопроса о влиянии учебно-воспитательного процесса на здоровье школьников.

В ФГОС общего образования сказано: «Единственный и абсолютный в своём значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества».

Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в гимназии:

Проведение ежегодного медицинского обследования;

Профилактические прививки;

Учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;

Нормализация учебной нагрузки учащихся;

Организация горячего питания ( начальная школа – 2-х разовое питание);

Организация и проведение Дней здоровья и школьных спортивных праздников;

Участие в городских спортивных праздниках;

Беседы о здоровье с учащимися и родителями; приглашение медработников на кл.часы и родительские собрания;

Оформление классных и школьных уголков здоровья;

Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов и приёмов обучения.

Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все педагоги нашей начальной школы используют здоровьесберегающие технологии или их отдельные элементы.

Здоровьесберегающие технологии, используемые учителями начальной школы гимназии:

Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и внеурочных мероприятий;

Строго нормированный объём домашних заданий, при необходимости осуществляется индивидуальность домашнего задания;

Проведение зарядки перед 1-ым уроком;

Проведение физминуток на уроке в момент утомления;

Проведение гимнастики для глаз;

Организация достаточной не травмоопасной двигательной активности;

Частая смена видов деятельности на уроке»

Развитие мелкой моторики руки;

Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особеннстей здоровья ребёнка;

Прогулка на свежем воздухе с включением подвижных игр.

С 2010 года 3 начальных класса гимназии участвуют в городской оздоровительной программе «Здоровый школьник» ( 2 «Б» класс – кл.рук. Ашрафуллина Елена Михайловна, 3 «А» класс – Климина М.Ю. , 3 «Б» класс – Костина В.М., в этом учебном году с нами начал работать ещё 1 педагог – Верхотурова Наталья Анатольевна, кл. руководитель 2 «В» класса).

(Информация о программе – в презентации (см.приложене)).

Данная программа позволяет осуществлять оздоровление младших школьников посредством организации витаминизации. Дети пьют витамины в течении всего учебного года, обрабатывают слизистую носа противовирусной мазью, 2 раза в год пьют кислородный коктель. Программа разработана заместителем главного врача семейной клиники «ТАНАР» Набиевой Р.Р.Благодаря этой программе получены очень хорошие результаты. Наши учащиеся стали гораздо реже болеть ОРЗ и пропускать занятия в школе. Тем самым удалось укрепить не только иммунную систему, но и повысить качества успеваемости в данных классах.

Приглашаем и других коллег к сотрудничеству с намиудем рады поделиться опытом работы.






map