Обобщение педагогического опыта



Формирование УУД у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

В 2011 — 2012 учебном году в школе введён ФГОС. Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД (универсальных учебных действий) в целом является системно — деятельностный подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю проектированию современного урока в аспекте реализации задач ФГОС, формированию УУД, ценностных ориентаций обучающихся. Реализация ценностных ориентиров в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных действий.

Прежде чем планировать урок, я четко для себя определяю, что должна получить в конце урока, то есть за основание беру конечный результат, а уже отсюда определяю какие формы, методы будут применяться на уроке. Определяю с помощью, каких средств буду воздействовать на деятельность учащихся для достижения результата. Определяю, какой вид учебной деятельности будет присутствовать на уроке.

Первостепенная задача учителя — создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД. Если принять эту задачу и понять, что необходимо для ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на организационном этапе урока.

(дети произносят хором)

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

У.— Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей и высказыванием своего мнения у обучающихся формируются регулятивные УУД:

— осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Урок я начинаю с психологического настроя, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.

У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы:

Побуждающий диалог.

Подводящий диалог.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся).

Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования УУД:

познавательных:

— выполнять классификацию;

— обосновывать основание для классификации;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивных:

— осуществлять самоконтроль;

— овладевать умением прогнозировать.

Далее я создаю условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у обучающихся сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи.

Я обдумываю, какая из предложенных формулировок вопроса способствует формированию личностных УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивных:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

— определять последовательность действий на уроке.

У.– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

Д.— Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».

У. – Какие учебные задачи поставите перед собой?

Д.— Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.

На своих уроках я реализую исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой взгляд, нужен сегодняшнему ученику. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

На уроках я практикую работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего — умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Использование парной формы контроля позволяет мне решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение изученной и новой информации; «Научился» — осознание результативности деятельности.   

На своих уроках уделяю внимание работе с текстом .

Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает формирование всех видов УУД.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.

Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных сложных задач современной школы.

Главной целью своей педагогической работы считаю формирование у школьников мотивации к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Обязательно провожу общие физминутки, физминутки для глаз, пальчиковую гимнастику.

Активно использую на уроках информационные технологии, что позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. При подготовке к урокам использую интерактивную доску, электронные ресурсы учебного назначения:  презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, ресурсы Интернет,  электронные энциклопедии.

С целью мониторинга развития ученика активно использую Портфолио, инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в безотметочной системе обучения, для других учащихся – возможность самооценки. Работа по созданию порфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и средство для поддержки высокой учебной мотивации учащихся, расширение возможности обучения и самообучения, поощрение активности и самостоятельности ребят, формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Благодаря созданию портфолио имею возможность проследить личностный рост каждого ученика.

Значимая роль во всестороннем развитии детей отводится внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. В 2011 году для учащихся 1 класса организовала 5 кружков, в 2012 году для учащихся 2 класса — 4 кружка различной направленности: научно-познавательной, художественно-эстетической, общественно-полезной, проектной. Пятый год вместе с детьми выезжаю в РЦДТ. Внеклассной работе уделяю большое внимание: стараюсь помочь учащимся в полной мере проявить свои творческие способности, развивать инициативу, самостоятельность. Результатом внеурочной деятельности является то, что мои ученики становятся участниками и победителями классных, школьных, муниципальных творческих и интеллектуальных конкурсов.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения провожу большую работу: классные часы « Правда и ложь», « Что такое трудолюбие», « Учимся быть добрыми», «Секреты моего успеха», « Жестокость – это не про меня», « Поклонимся великим тем годам» , индивидуальные беседы, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности, организация совместных праздников с родителями («Мы школьниками стали», «Праздник первой оценки», «Милой маме посвящается», «Итоги уходящего учебного года»), дни открытых дверей, внеклассных мероприятий, выступления перед воспитанниками ДОУ, пожилыми людьми, ветеранами, проживающими в Кунибском доме-интернате, в Доме Культуры с. Куниб.

Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.






map