Образовательная программа Клавишный синтезатор



Программа по предмету синтезатор 3 годаАқмола облысының Степногорск қаласының

Бiлiм бөлiмi МККК «Балалар музыка мектебi»

Отдел образования города Степногорска

ГККП «Детская музыкальная школа»

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Клавишный синтезатор»

Возраст учащихся от 7 до 15лет

Срок реализации 5 лет

Автор программы:

Преподаватель фортепиано, синтезатора ГККП ДМШ гтепногорска

Володина Эвелина Юрьевна

Год создания программы 2010

Степногорск — 2010г.

Рецензия

на образовательную программу

«Клавишный синтезатор»

преподавателя ДМШ г.Степногорска

Володиной Э.Ю.

Программа «Клавишный синтезатор» разработана и внедряется преподавателем фортепиано Володиной Э.Ю. Учреждением, реализующим программу, является Детская музыкальная школа г.Степногорска. В программе достаточно убедительно обоснованы ее актуальность, системность, стабильность, востребованность и эффективность.

Важная особенность программы состоит в том, что она включает обязательное использование произведений народной музыки Казахстана, пьесы казахстанских композиторов.

Программа соответствует стандартам дополнительного образования. Её отличает чёткая структура, включающая все необходимые компоненты: цель и задачи, тематическое планирование, ожидаемые результаты обучения. Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.

Тематический план учитывает основные требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии. Выделены основные направления содержания, необходимые для создания условий, способствующих формированию и развитию творческой личности в процессе обучения игре на синтезаторе.

Достаточно глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценка знаний и умений учащихся.

Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет педагогические, психологические и организационные условия, необходимые для получения воспитательно-развивающего результата. В программе представлен примерный репертуарный план, предложена система оценки образовательного процесса. Программа удовлетворяет всем требованиям и рекомендуется к реализации.

Программа по предмету синтезатор 3 года

Алякин Вячеслав Алексеевич

ГККП ДМШ

Директор

Программа по предмету синтезатор 3 годаПрограмма по предмету синтезатор 3 года

« г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс………………………………………….3

Отличительные особенности программы…………………………………….3

Цели и задачи программы…………………………………………………….4

Основные этапы программы…………………………………………………..4

Особенности методики…………………………………………………….……..5

Форма занятий……………………………………………………………..…….5

Структура занятий…………………………………………………………….5

Основные формы работы…………………………………………………..…6

Дополнительные формы работы……………………………………………..8

Психолого-педагогические особенности каждого этапа обучения…………9

Учебно-тематический план…………………………………………………….11

Примерный перечень музыкальных произведений каждого года обучения…………………………………………………………………………..23

Прогнозируемые результаты………………………………………………….28

Система оценки результатов учебной работы……………………………….28

Зачёты, прослушивания, академические концерты…………………………28

Критерии оценки (в соответствии с программными требованиями

по каждому этапу обучения)………………………………………………………29

Дополнительные критерии оценки игры в ансамбле………………………30

Техническое обеспечение программы………………………………………..30

Условия реализации программы………………………………………………31

Организационные и материально-технические условия…………………..31

Организационно-административные условия……………………………….31

10. Список литературы……………………………………………………….…….32

11. Методические пособия и сборники……………………………………………33

Пояснительная записка

1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

«Личность ученика развивает только

развивающаяся личность педагога».

В. Г. Ражников

Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию, умения творчески и оригинально мыслить. Педагог-музыкант должен обладать соответствующим уровнем музыкальной компетентности, являющейся одной из сторон его профессионализма.

В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. Приобщение учащихся к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования, что и привело автора к необходимости создания образовательной программы.

Программа предназначена для обучения игре на синтезаторе в Детских музыкальных школах Казахстана. Адресована учащимся, не имеющим начальной музыкальной подготовки.

Программа несёт художественно-эстетическую направленность.

В основе данной программы лежат образовательные программы «Программа по классу специального фортепиано для детских музыкальных школ» Министерства просвещения Казахской ССР, Алма-Ата, 1980г., «Программы фортепиано для учебных заведений культуры и искусства дополнительного образования» Министерства культуры Московской области, Москва, 2002г.

1.2. Отличительные особенности программы

Отличительная особенность данной программы от программ: Красильникова И.М. «Электронные музыкальные инструменты», 2001г., Порунова А.В., Поруновой И.В. «Клавишный синтезатор-предмет по выбору для учащихся фортепианного отделения», Будкиной Е.М. «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор» заключается в том, что она предполагает обязательное использование, наряду с российской и зарубежной музыкой, сочинения казахстанских композиторов.

Клавишный синтезатор выступает основным инструментом обучения, срок реализации программы 5 лет и рассчитана она на учащихся от 7 до 15 лет. При желании учащегося, обучение может быть продолжено. К обучению допускаются здоровые дети, без физических и умственных отклонений.

1-2 год обучения – младшие классы.

3-5 год – старшие классы.

1.3. Цели и задачи программы

Целью данной программы является освоение навыков игры на синтезаторе, направленных на формирование всесторонне развитой, творческой личности.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

формирование музыкальных навыков и умений;

совершенствование исполнительской техники;

развитие музыкальных способностей (память, слух, чувство ритма);

воспитание слушательской и исполнительской культуры;

формирование устойчивого представления о работе синтезатора, его устройстве, основных функциях;

овладение базовыми навыками аранжировки;

овладение навыков импровизации;

развитие творческой деятельности – сочинение и подбор по слуху мелодий;

воспитание уважения к музыкальной культуре казахского народа.

Программа предусматривает проведение занятий в форме индивидуального урока педагог-ученик. Продолжительность занятий 45 минут, два раза в неделю.

1.4. Основные этапы программы

Период обучения делится на три этапа:

I этап – 1-2 год обучения – начальное обучение, освоение первоначальных навыков.

II этап – 3-4 годы обучения – этап основного обучения.

III этап – 5 год обучения – этап музыкального совершенствования.

2. Особенности методики

2.1. Форма занятий

Главная задача, стоящая перед современной музыкальной педагогикой – всестороннее комплексное воспитание учащихся. Важную роль в этом процессе играет совершенствование преподавания на основе широкого использования методов и форм обучения, способствующих развитию у детей интереса к музыке и пробуждению их творческих сил.

Формы воспитательной и музыкально-образовательной деятельности можно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся.

Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с учеником. Такая форма работы создаёт необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка.

Методы и приемы, используемые на занятиях:

наглядный: исполнение музыки, наглядные пособия;

словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание;

практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения.

2.2. Структура занятий

Структура занятий: разбор и разучивание произведения; чтение с листа; музыкально-теоретический анализ; аранжировка, импровизация, сочинение. Каждый урок включает проверку домашнего задания, освоение нового материала, повторение, закрепление изученного.

Занятия состоят из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности заданий. Учитывая индивидуальные способности, знания и умения учащихся, прилежание и желание заниматься, возраст, разный уровень подготовки — необходимо осуществлять дифференцированный подход обучения, который выражается в составлении индивидуальных программ и планов. Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи, должен включать классическую, народную, современную музыку, а также, музыку композиторов Казахстана. Главным критерием подбора музыкальных произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры учащихся жанров и направлений, должна служить яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащегося и особенностям данного клавишного синтезатора.

Решение технических задач происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Возможности клавишного синтезатора позволяют ознакомить учеников с музыкальными произведениями различных художественных стилей, способствующих всестороннему музыкальному развитию личности, его эстетического вкуса. Основными ступенями изучения художественного произведения является:

выбор произведения;

предварительная подготовка к его изучению;

анализ и выбор средств выражения (Tone, Style);

подбор вспомогательного технического материала (Intro, Original, Fill, Ending)

подбор режимов игры (Split, Dual);

творческое, исполнительское воплощение.

2.3. Основные формы работы

Исполнение музыкальных произведений в электронной музыке тесно связано с аранжировкой, которая представляет собой сложную творческую деятельность, включающую четыре основных действия:

анализ текста оригинала (форма, фактура);

составление проекта аранжировки;

подбор звуковых средств;

исполнительские параметры;

звукорежиссёрская работа;

проверка и корректировка результата.

Особенности методики заключаются в том, что учащийся должен уметь не только исполнять произведения, но и делать аранжировки. Приступать к аранжировке следует только после того, как ученик получил необходимые знания основ теории музыки – гармонии, формы, фактуры.

Импровизация, как наиболее творческое проявление исполнительских способностей, является одновременно и началом, и необходимым атрибутом композиции. Тем самым, музыкант-импровизатор овладевает той стадией творческого процесса, в которой композитор ищет, экспериментирует, но не фиксирует результат своей работы в виде законченного сочинения. Таким образом, основой для приобретения навыков импровизации является прежде всего индивидуальная предрасположенность учащегося к творчеству. Характер и предрасположенности учащегося обязательно должны учитываться в ходе занятий импровизацией.

Главное в том, что синтезатор способен выполнять функцию сольного инструмента и функцию оркестра. Последнее особенно важно, так как режим автоаккомпанемента создает адекватный эффект метро-ритмического движения оркестровой ритм секции (“драйф”). Именно драйф не позволяет ученику пренебрегать метром, ритмом и формой при импровизации, учит работе с инструментальной группой, совершенствует и укрепляет теоретические сведения в области гармонии, музыкальной формы, жанров, музыкальных инструментов.

Занятия импровизацией должны совмещаться с теоретическим обоснованием изучаемого материала, включая работу по слуховому и гармоническому анализу музыкальных произведений (как по нотам, так и по аудиозаписи), письменные задания и упражнения. Значение письменных упражнений, как правило, преуменьшается. Нельзя забывать, что на начальном этапе обучения письменные упражнения (вариации на тему, заготовленные импровизационные фрагменты) вызывают рост творческих способностей, пробуждают фантазию, позволяют конкретно и детально поработать над каждым тактом, каждой фразой или ладо-гармонической проблемой. Не стоит пренебрегать и такой простой формой музицирования, как подбор на слух популярных тем и мелодий. Причем, педагог должен приучать учащегося к максимально точному и выразительному исполнению музыки, независимо от того, играется она по нотам, подбирается на слух или импровизируется.

При планировании заданий по импровизации с учащимися большее значение приобретают усвоенные навыки импровизации и степень специфических способностей данного ученика к импровизации. Не следует торопиться с введением новых элементов, прежде всего, нужно добиваться от ученика уверенного освоения пройденного. В то же время для более одаренных к импровизации учеников, допустимо более быстрое прохождение материала и определенное «забегание» вперед (в пределах программы одного-двух последующих классов). В процессе обучения учащийся должен уметь предслышать гармонию, угадывать дальнейшее развитие мелодической линии, импровизировать в различных жанрах — от бытового танца до бытового романса.

В процессе обучения важную роль играет ансамблевое музицирование. Это может быть ансамбль, состоящий из педагога и воспитанника, ансамбль из двух и более синтезаторов, ансамблевая игра с различными инструментами. Такое исполнение даёт возможность учащемуся расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать слуховой самоконтроль, развить и закрепить навыки чтения нот с листа.

Приобретение исполнительского опыта происходить во время выступлений учащегося на концертах. Присутствие публики повышает ответственность ученика за исполнение. Праздничная, доброжелательная атмосфера настраивает его на хороший результат, на положительные эмоции и переживания, которые являются главным фактором, способствующим высокой эффективности воспитания и обучения.

Содержание деятельности педагога составляют реальные творческие поступки. Они проявляются в создании им творческой ситуации на уроке, делающей невозможным обыденное отношение ученика к музыке. Творческая ситуация на уроке включает в себя:

«диагностику» личностного состояния ученика, направленность его мотивации (его настрой, самочувствие, актуальные потребности — с чем пришел на урок, что его волнует, в чем причина скованности и т.п.);

снятие или ослабление действий личностных преград;

придание уроку временной формы, с кульминациями и спадами в работе, с чередованием напряжения и расслабления на разных уровнях общения, игры, показов, внушения, входа и выхода из проблемных моментов.

Творческая ситуация проявляется в установлении преимущественно диалогического общения. Диалог в педагогическом общении понимается как свободная заинтересованность педагога в мнении и инициативе ученика, т.е. во встречном движении педагогическим указаниям и предложениям.

Непременным условием подлинного педагогического творчества является знак ценностного отношения педагога к ученику. В своей работе педагогу необходимо обращать внимание на психологическое состояние учащегося, тем самым, обеспечивая социально — психологический комфорт на уроке.

2.4. Дополнительные формы работы

К дополнительным формам работы относятся коллективные посещения концертов, музыкальных мероприятий, тематических экскурсий, участие в театрализованных представлениях, родительских собраниях.

Особое место отводится формированию умения учащегося самостоятельно работать над музыкальным произведением. Выдающиеся музыканты-педагоги говорили что: «В области музыкального исполнительства учитель должен дать ученику основные общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно…» — Л.В.Николаев; «Что может сделать педагог? В лучшем случае — открыть дверь. Но ученик должен сам пройти через нее» — А. Шнабель. В этих высказываниях показана необходимость личностного способа отношения музыканта к произведению.

Задача педагога — научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным произведением. Умение самостоятельно работать дома формируется у ребёнка с помощью педагога под его систематическим наблюдением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность и выполняемость домашнего задания.

Для реализации этого принципа необходимо учитывать следующее:

объем материала;

срок выполнения;

сложность задачи и работоспособность воспитанника;

условия, в которых выполняется домашнее задание (наличие инструмента).

К самообразованию – самостоятельным занятиям учащегося можно также отнести чтение книг, журналов о музыке и музыкантах, об искусстве; поиски в интернете информации о цифровой музыке; самостоятельное изучение инструкции пользователя к домашнему синтезатору.

3. Психолого-педагогические особенности каждого этапа обучения

I этап обучения – 1-2 годы

Начальное обучение включает в себя введение ребёнка в мир цифровой музыки, знакомство с выразительными средствами клавишного синтезатора в доступной художественно-увлекательной форме.

Именно в младшем школьном возрасте происходит художественно-эстетическое развитие детей. Дети этого возраста обычно очень интересуются пением, музыкой, игрой на детских музыкальных инструментах. В процессе музыкальных занятий у детей формируются определенные личностные установки, такие, как установка на выполнение определенных норм поведения, согласование своих действий с интересами коллектива.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов — восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Развитие этих процессов очень важно для обучения детей музыке, игре на музыкальных инструментах. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Ребёнка этого возраста отличает исключительная конкретность восприятия музыкальных образов, чуткость к вокальному звучанию мелодий, сосредоточение слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре, ритму и интонациям музыкальных произведениях.

II этап обучения – 3-4 годы

На этом этапе обучения у ребёнка появляется способность к познанию музыки, сочетающем образно-эмоциональное и логически-смысловое её восприятие. Учащиеся совершенствуют полученные на I этапе обучении практические умения и углубляют музыкальные знания. Особое место занимает развитие технических навыков – свободное владение клавиатурой синтезатора и панелью управления. Техника игры на синтезаторе близка технике игры на фортепиано, особое внимание уделяется преодолению зажатости рук и корпуса, освобождению запястья, свободные пальцы.

Ученик осваивает приёмы аранжировки и импровизации, пробует сочинять. Техника сочинения укрепляется, в ней могут появиться отдельные приметы продуманности замысла, авторской воли, поисков сочинительской свободы.

Естественная для этого возраста попытка осмысления своего «Я» в бесконечном по времени, пространству, динамике страстей мире не может не найти отражения в сочинительской деятельности. К импровизации и сочинению в этом возрасте впервые присоединяется желание и возможность интерпретации не по названию, а по сути деятельности. Только в этом возрасте мировосприятие учащегося может обеспечить ему незаимствованную, самостоятельную потребность высказать услышанное по-своему, выразить себя в сочинении другого человека, через его музыкальный взгляд на мир.

II этап формирует понятие особенностей музыкального языка: жанровый колорит, интонационно-ритмический рисунок, развитие основной темы, а также навыки самостоятельной работы. Совершенствуется работа ученика над аранжировкой, что способствует развитию музыкального воображения и мышления.

III этап обучения 5 год

III этап — является завершающим в процессе обучения и, часто, приходится на переходный возраст учащихся. Требования к ученику повышаются во много раз. Основной характеристикой данного этапа является психологическая готовность к самоопределению, стремление к самостоятельности, растущие потребности в общении и самоутверждении.

Задачей, стоящей перед педагогом на этом этапе, является организация процесса обучения таким образом, чтобы ученик в полной мере овладел знаниями и навыками игры на синтезаторе; приобрёл хорошую музыкально-теоретическую базу; в дальнейшем расширял свой музыкальный кругозор; мог применить полученные практические и теоретические знания в разных видах музыкально-творческой деятельности. Что очень важно для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы. Повышенные требования в отношении качества домашней работы и степени самостоятельности её выполнения, способствуют формированию у учащегося принципов объективной оценки своей деятельности и способов её коррекции.

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Темы

Количество

часов

всего

теория

практика

1.

Знакомство с инструментом – клавишный синтезатор

4

2

2

2.

Посадка, постановка игрового аппарата

4

2

2

3.

Изучение клавиатуры

2

1

1

4.

Основы музыкальной

грамоты

18



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map