Образовательная программа по внеурочной деятельности Первые шаги в мир информатики



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новобурковская средняя общеобразовательная школа»

Бакчарского района Томской области.

636222, Томская область, Бакчарский район, село Новая Бурка, улица Ленина, дом 25.

тел.; факс: 8-38-249-45-146

e-mail: [email protected]

сайт: http://bak-nbschool.edu.tomsk.ru/

РАССМОТРЕННО УТВЕРЖДЕННО

Методическим советом Директор МКОУ «Новобурковской сош»

МКОУ «Новобурковской сош» Балабанова Н.М. /_________/

Протокол №_____ от________201__. «__» ______________201_г.

ЗАВУЧ по УВР /_____/ Грошева М.В / М.П.

Программа по внеурочной деятельности

«Первые шаги в мир информатики»

(для детей 2-3 класса)

Составитель:

Учитель информатики

Грошева Мария Викторовна

/______________/

e-mail: [email protected]

сайт: http://nsportal.ru/grosheva-mariya-viktorovna

с. Новая Бурка – 2012г.

Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………………3

Актуальность программы………………………………………..3

Практическая значимость………………………………………..3

Вид программы……………………………………………………3

Цели и задачи……………………………………………………..4

Особенности организация внеурочной деятельности…………4

Ожидаемые результаты программы……………………………..5

Формы контроля…………………………………………………..5

Учебно-тематический план…………………………………………..…6

Содержание программы…………………………………………………8

Методическое обеспечение программы………………………………..9

Список литературы……………………………………………………..10

Пояснительная записка

Актуальность программы.

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Первые шаги в мир информатики» становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.

Практическая значимость

Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов практических навыков, связанных с обработкой информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных методов и средств обучения.

Вид программы.

Программа модифицирована, в основу положены: — примерная программа по информатике и ИКТ для начальной школы; — авторская программа Горячева «Информатика в играх и задачах»; — конструктор внеурочной деятельности школьников автор Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Программа изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся. Коррективы вносятся в программу самим педагогом.

Цели и задачи.

Цель: Начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте)

Задачи:

овладение умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;

освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Особенности организации внеурочной деятельности

Программа «Первые шаги в мир информатики» рассчитана на детей 2-3 класса. В этом возрасте дети выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. При восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация. Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором имеется 5 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя, мультимедийный проектор, экран. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 10-15 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением 1 занятия в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Из них аудиторных -28 . внеаудиторных-5.

Содержание занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Ожидаемые результаты программы

В ходе реализации программы «Первые шаги в мир информатики» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.

На I уровне воспитанники имеют представление:

— о работе на компьютере;

— о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;

— об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

— об основных моделях коммуникативного поведения.

Формы контроля.

Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся –собеседование. Текущий и итоговый в форме: анкетирование, тестирование, написание, редактирование и иллюстрирование статей (WORD, POINT), создание презентаций POWER POINT, участие конкурсах: графических рисунков, открыток, реализация творческого проекта «Создаем газету» Теоретические знания оцениваются через выполнение тестов, кроссвордов и т.п., участие в межрегиональном конкурсе «КИТ».

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема модуля

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Знакомство с компьютером

Вводное занятие. Правила поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером. Компьютерная мышь. Включение и выключение компьютера.

1

0.5

0.5

2

Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Клавиатура. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

1

0.5

0.5

3

Программа — графический редактор Paint.

Экскурсия по территории школы «Предметы вокруг нас». Знакомство с программой — графический редактор Paint.

1

1

4

Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов.

1

0.5

0.5

5

Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint.

1

0.5

0.5

6

Создание рисунков

Поход в лес для выбора «Что рисовать?»

1

1

7

Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Вставка графического объекта.

1

0.5

0.5

8

Создание рисунка на тему «Природа».

1

0.5

0.5

9

Создание рисунка на тему «Моя семья».

1

0.5

0.5

10, 11

Создание рисунка по выбору на конкурс рисунков «Мамочка – это для тебя».

2

1

1

12

Посещение выставки рисунков «Мамочка – это для тебя»

1

1

13

Знакомство с компьютером

История появление компьютера.

1

1

14

Посещения школьного музея.

1

1

15,16

Файлы. Папки. Имя файла. Операции над файлами и папками: создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и папок.

2

1

1

17

Создание текстов

Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Клавиатурный тренажёр.

1

0.5

0.5

18

Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв. Клавиатурный тренажёр.

1

0.5

0.5

19

Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов. Клавиатурный тренажёр.

1

0.5

0.5

20

Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Клавиатурный тренажёр.

1

0.5

0.5

21

Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Клавиатурный тренажёр.

1

0.5

0.5

22,23

Создание печатного текста: поздравление с праздником. Клавиатурный тренажёр.

2

1

1

24

Вставка картинки в текст. Клавиатурный тренажёр.

1

0.5

0.5

25

Создание печатных документов с графическим объектом.

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка.

1

1

0.5



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map