Образовательная система Школа 2100_30433



ЧТО НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

ОБ УЧЕБНИКАХ «ШКОЛЫ 2100»

Как устроен учебник?

Цель учебников – не только помочь ребенку изучить предмет, но и научить его решать самые разные проблемы. А для этого каждому человеку необходимо уметь:

организовывать свои действия – ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат (такие задания обозначены в учебниках оранжевым кружком);

работать с информацией – самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее (такие задания обозначены в учебниках синим кружком);

общаться и взаимодействовать с другими людьми – понимать их, договариваться и сотрудничать с ними (такие задания обозначены в учебниках зеленым кружком);

развивать качества своей личности, оценивать свои и чужие слова и поступки (такие задания обозначены в учебниках красным кружком);

серым кружком обозначены вопросы и задания на усвоение знаний и развитие умений по предмету (русскому языку, математике и др.).

Если в тексте учебника нет прямого ответа на вопрос, то такое задание (вопрос) является продуктивным.

Порядок выполнения продуктивного задания

Осмысли задание (объясни своими словами то, что требуется сделать).

Найди информацию, необходимую для выполнения задания.

Преобразуй ее так, чтобы получить ответ (найди аргументы, выдели главное и т.д.).

Запиши (в виде таблицы, списка и т.д.) все, что нужно для получения ответа, или мысленно составь ответ. Используй слова: «я считаю, что…», «потому что…», «во-первых, …», «во-вторых, …») и т.д.

Дай полный ответ, не ожидая наводящих вопросов.

Старайтесь действовать по этому плану, когда делаете уроки вместе с ребёнком.

В наших учебниках новый материал не предлагается сразу в готовом виде.

Как правило, параграф начинается с заданий, которые дают возможность ученику провести небольшое исследование и сделать свой собственный вывод. Это развивает интерес к учебе, умение самостоятельно мыслить, высказывать свое мнение, работать совместно с другими детьми.

Вот как построена работа на уроке, когда дети вместе с учителем открывают новые знания. Учебник поможет вам действовать так же если, например, ребенок болеет и вы изучаете новую тему самостоятельно.

В первую очередь, ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА.

В учебнике есть специальный текст, вопросы и задания к которому подводят ребят к формулировке проблемного вопроса.

Следующий этап – поиск ответа на вопрос. Для этого ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ.

Этот этап очень важен для повторения и обобщения знаний. Он позволяет выстроить в голове ребёнка прочную систему знаний по предмету и вспомнить именно тот материал, который нужен для открытия знаний по новой теме.

Следующий этап – РЕШение ПРОБЛЕМы И открытие НОВого ЗНАНИЯ.

Ребёнок должен сделать самостоятельный вывод или сформулировать правило, определение, закон и т.д. Главная задача взрослого – сделать так, чтобы это непременно случилось, и маленький ученый получил бы удовольствие от своего исследования. Это необходимо прежде всего для того, чтобы процесс обучения приносил ребёнку радость и развивал интерес к новым и новым открытиям!

Как только самостоятельный вывод сделан, необходимо удостовериться в его правильности: а так ли это и где это можно проверить? Тут вновь на помощь приходит учебник. В нём есть авторский вариант вывода, правила и т.д. (специальный текст в рамке): СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ.

Теперь надо проверить, как мы можем использовать то, что сами открыли: ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ, РАЗВИВАЕМ УМЕНИЯ.

В этой части параграфа авторы поместили большое количество заданий, из них можно и нужно выбрать только подходящие по уровню сложности.

Что такое принцип минимакса?

Происхождение слова понятно: оно состоит из двух – минимум и максимум. В учебниках есть необходимый минимум (обязательный для всех) и предложенный максимум (для желающих).

Родители должны знать, что заданий в учебнике много, а тексты предоставляют избыточную информацию, чтобы не пришлось обращаться к дополнительным источникам. Главная задача – не сделать всё, а направить ребенка только на те задания и тексты, которые он должен выполнить, а остальные – если захочет.

Значит, не всё, что есть в учебнике, нужно обязательно выучить и выполнить!

Учебники не предполагают больших домашних заданий!

Если вы видите, что ребёнок постоянно получает большие домашние задания, это скорее всего означает, что учитель не берет во внимание принцип минимакса и, не успевая всё сделать на уроке, переносит остальной материал на домашнюю работу. Так быть не должно!

Учебники помогают научиться работать с информацией.

Очень важно при работе с учебником умело задавать вопросы ребенку, не подталкивать, а направлять. Каждый следующий вопрос – ступенька к правильному выводу и логичному ответу. Если школьник что-то забыл (а все помнить невозможно), взрослый может подвести его к тому, что надо узнать, какая именно информация нужна, и каким способом её затребовать. При этом большое значение имеют способность правильно сформулировать проблему; умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы; умение определить, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать; умение найти недостающую информацию; умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы; умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.






map