Образовательная среда в начальной школе



2012

МБОУ Видновская СОШ № 2

Мареева Ольга Николаевна

[Образовательная среда в начальной школе.]

Из опыта работы ШМО учителей начальных классов.

Ключевым понятием для реализации индивидуального подхода, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного самостоятельного выбора. Признание за ребенком права на проявление самостоятельности, основанной на его стремлении реализовать индивидуальные интересы и потребности, ставит перед нами чрезвычайно важную проблему — как использовать интересы и потребности ребенка на благо его развития, как избежать превращения детской самостоятельности во вседозволенность и произвол? Личностно-ориентированный подход решает эту проблему следующим образом: ребенку предоставляется право на свободный и самостоятельный выбор из целого ряда возможных альтернатив деятельности (поведения), и он осуществляет свой выбор, исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей. Однако, сам подбор этих альтернатив, поле выбора ребенка, его структурирование и организация осуществляется педагогом в соответствии с теми образовательными задачами, которые он ставит. Таким образом, осуществляется тонкий и подвижный баланс между личной инициативой ученика и профессиональной инициативой учителя.

Очевидно, что в этом случае роль учителя существенно изменяется. Учитель уже не непосредственно управляет учеником: сам принимает решения, делает выбор, планирует и контролирует каждый шаг своих учеников. Учитель управляет учеником косвенно, через создание соответствующей образовательной среды, через построение системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе принимать осознанные решения, делать ответственный выбор. По словам Л.С. Выготского, «социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом. Как садовник был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребенка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая и примешивая почву и удобрение, т.е. косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребенка.

Именно такую многокомпонентную среду стремимся создавать мы в начальной школе – основе основ школьного обучения.

Школьное методическое объединение учителей начальных классов нашей школы – насчитывает 8 опытных, творческих педагогов, из которых 5 имеют высшую квалификационную категорию. Четыре педагога являются победителями муниципального, регионального и российского этапов конкурсного отбора учителей в рамках ПНПО «Образование». В рядах педагогов есть победители конкурса «Моя классная – самая классная» на муниципальном и региональном уровне, победители конкурса наставников.

Одной из основных целей работы ШМО считаем создание условий для наиболее полного развития учащихся, имеющих разный уровень познавательных способностей, создание условий, формирующих, благоприятную психологическую обстановку, стимулирующую развитию способностей учащихся.

Как же мы решаем данную задачу?

ШМО осуществляет учебно-методическую работу по следующим направлениям:

Изучение нормативных документов, инструктивно-методических писем и рекомендаций;

Составление рабочих программ;

Изучение и внедрение в практику работы современных образовательных технологий;

Ознакомление с новинками методической литературы и периодической печати;

Организация обменом опыта и внедрение передового опыта;

Планирование, разработка, обсуждение трудных тем курсов.

Традиционным для ШМО учителей начальных классов стало проведение тематических заседаний методического объединения. В план работы включаются темы, связанные с процессом формирования индивидуальной траектории учащихся:

«Создание условий, формирующих благоприятную психологическую обстановку, способствующую развитию способностей учащихся»;

«Использование информационных технологий с целью организации совместной деятельности учителя и учащихся»;

«Развитие личности ученика, формирование умения учиться, сохранение физического и психологического здоровья школьников».

«Оптимизация учебного процесса с целью создания условий для успешного развития учащихся с высоким уровнем обученности».

В течение учебного года учителя начальных классов разрабатывают на теоретическом и практическом уровне личные методические темы и выступают с отчётами на заседаниях ШМО и заседаниях педагогического совета. Вот некоторые методические темы, связанные с вопросом интенсификации учебного процесса, индивидуального подхода к учащимся, реализованные нашими педагогами за недавний период:

«Формирование функционально грамотной личности в начальной школе». Ремизова Е.В.

«Адаптационные занятия в первом классе». Мареева О.Н.

«Занимательные и нестандартные задачи в учебнике «Моя математика». Дронникова Е.И.

«Творческие домашние задания в начальной школе». Мареева О.Н.

«Проектная деятельность на уроках в начальной школе». Дронникова Е.И.

«Нетрадиционные уроки в начальной школе». Сквознякова Н.И.

«Использование ИКТ на уроках русского языка» Заигралова А.В.

«Использование интерактивной доски на уроках окружающего мира». Якушина О.И.

Индивидуализация, дифференцированное обучение – все эти понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. Им посвящено множество книг и статей, научных исследований и экспериментов. Но в массовой школе учитель оказывается в весьма затруднительном положении. Он вынужден учитывать индивидуальные особенности учащихся в своей работе и трансформировать в соответствии с ними саму учебную программу, что представляет для учителя значительную нагрузку. Более того, являясь по своей роли центральной фигурой в классе, учитель все время вынужден выступать в качестве главного инициатора деятельности детей, постоянно принимать решения, чем, как и с кем ему заниматься.

Очевидно, что на практике один учитель при всем своем таланте просто физически не имеет возможности принимать ежедневно и ежечасно 25-30 различных решений за каждого ученика в классе. В результате неизбежно появляется такая категория, как «средний ребенок», усредненные интересы и потребности которого являются для педагога главным ориентиром в его работе.

В связи с этой объективной и очень непростой проблемой важно выбрать оптимальный учебно-методический комплект.

В результате четырехлетней работы в рамках эксперимента по совершенствованию содержания образования, посещения курсов, встреч с авторским коллективом учебно-методических пособий, мы пришли к выводу, что деятельность учителя и ученика на уроке именно в рамках Образовательной системы «Школа 2100» носит развивающий, функциональный, коммуникативный характер. В основу заданий учебников положена деятельность, как самостоятельная, так и совместная с учителем. Материал подаётся проблемно, педагог может организовать поисковую, мыслительную деятельность, что даёт возможность ученику самому сформулировать мнение или предположение, открыть новое знание.

Учебный материал побуждает творчество, фантазию, учитывает различные интересы и психологические особенности ребенка. Это позволяет создавать благоприятные условия на разных уроках для развития учащихся в соответствии с их познавательными намерениями, разнообразить формы организации занятий, стимулировать развитие познавательных интересов. В процессе развивающего обучения у младших школьников складываются познавательные интересы на уровне любознательности. Данная система содержит в себе большие потенциальные возможности, как для формирования познавательных интересов, так и для формирования мировоззрения младших школьников.

Деятельность в рамках образовательной системы «Школа 2100» позволяет заложить основы функционально грамотной личности, обладающей целым набором важнейших качеств:

— самостоятельность в принятии решений;

— умение отвечать за свои решения;

— способность нести ответственность за себя и своих близких;

— готовность к действиям в нестандартной ситуации;

— обладание приёмами учения и готовность к постоянной переподготовке;

— обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.

На практике мы видим, что дети, обучающиеся в рамках Образовательной системы «Школа 2100», отличаются от своих сверстников, осваивающих школьный курс по традиционным учебникам. И это понятно: технологии в Образовательной системе «Школа 2100» опираются на умение определять задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку. Учебный процесс выстраивается на основе диалога между учителем и учениками, между самими учениками, в ходе которого участники процесса пытаются понять друг друга, принять позицию другого или покритиковать её, договориться о совместной деятельности, т.е. ещё до введения ФГОС НОО мы могли целенаправленно формировать УУД, умение учиться.

Педагоги начальных классов строят образовательный процесс с использованием ключевых педагогических технологий ОС «Школа 2100»:

Проблемно – диалогическое обучение;

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Технология продуктивного чтения.

Целью данной технологии является обучение самостоятельной работе с текстом.

Сущность применения передовых образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Проектная деятельность – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

1.Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

2.Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.

3.Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами. Цель проектной деятельности: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Современный урок немыслим без применения ИКТ как при подготовке, так и при проведении. Все педагоги владеют базовыми навыками работы на компьютере, применяют широкий спектр цифровых образовательных ресурсов, проводят он-лайн уроки. В распоряжении учителей начальных классов 2 интерактивных доски, в каждом кабинете есть выход в Интернет. Проведение уроков с использованием интерактивной доски способствует повышению интереса учащихся к предмету, позволяет организовать совместную деятельность учителя и учеников. Наиболее активно используются возможности интерактивной доски на уроках математики, окружающего мира.

Широко используют педагоги возможности сети Интернет для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. Да и многие ученики начальных классов могут составлять презентации к урокам. Новые технологии прочно вошли в практическую деятельность учителей, использование передовых педагогических технологий способствует формированию у учащихся умения учиться.

IV. В 2011 году в нашей школе создано НОУ «Почемучки», целью которого следующие:

1) выявление и поддержка учеников, имеющих мотивацию к занятиям исследовательской деятельностью;

2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

3) поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Ярким получилось подведение итогов работы НОУ – защита проекта «История вопроса», который проходил в мае 2012 года.

Итогом работы НОУ в 2011 – 2012 учебном году стало общее мероприятие по защите проектов в рамках общешкольного проекта «История вопроса». 28 апреля учащиеся 2 – 4 классов выступили по своим темам:

2 А « О чём расскажут кактусы»

2 Б «Что такое хорошо»

3 А «С чего начинается Родина»

3 Б «Что я знаю о войне 1812 года»

4 А «Кто на свете всех сильнее»

4 Б «Как возник театр».

В течение 2011 – 2012 учебного года учащиеся начальных классов нашей школы, члены НОУ, активно участвовали в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. Традиционно активно дети участвуют в интеллектуальных конкурсах:

Всероссийский лингвистический конкурс «Русский медвежонок»

Международный математический конкурс «Кенгуру».

Всероссийский конкурс «Ч и П» («Человек и природа»).

Международный лингвистический конкурс «Английский бульдог».

Международный конкурс «Кенгуру — выпускникам».

Интеллектуальный марафон.

Участие во Всероссийских олимпиадах для учащихся начальных классов, проводимых Центром поддержки талантливой молодёжи.

V.Социальное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования

Учителя начальных классов осуществляет тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования ленинского муниципального района: «Импульс», «Гармония», стадион «Металлург», клубы «Десантник», «Орлёнок», Детская библиотека, ИКЦ.

Учащиеся начальных классов – активные участники, победители и призёры муниципальных, региональных творческих конкурсов:

Муниципальный конкурс. «Самый читающий класс». Классы Дронниковой Е.И., Сквозняковой Н.И., Мареевой О.Н. становились призёрами конкурса, а в 2011 году 2 А класс (клук. Мареева О.Н.) стал победителем конкурса. Ученицы нашей школы Бессонова Анна и Шишкова Анастасия становились победителями в номинации «Самый читающий ученик».

Участие в «Зубовских чтениях»

«Самый читающий класс».

«Праздничный наряд для Лесной королевы»

«Рождество Христово».

«Пасхальная радость».

Аргунова Надежда заняла 1 место в номинации «Семейный кулич», Цатурян Арсен – 3 место.

Краеведческий конкурс «Люблю тебя, мой край родной!». Воротынцев Даниил – дипломант конкурса в 2010 году.

«Страницы летописи родного края». 2011 год. Работа Ивлева Владимира «Земляки» заняла 1 место.

Конкурс «Письмо водителю», посвящённый Всемирному Дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий;

Муниципальный творческий конкурс «Ленинский район глазами детей»;

Творческий конкурс «Открывая Америку», организованный областной детской библиотекой;

Конкурс на самый активный класс «Маячки», организуемый союзом женщин Подмосковья.

Мы считаем, что закономерным итогом планомерной творческой работы учителей начальных классов нашей школы можно считать высокий уровень качества знаний учеников начальных классов. Итоги 2011 – 2012 учебного года.

Таким образом, показателями успешной работы педагогического коллектива учителей начальной школы можно считать:

Увеличение числа учащихся – участников конкурсов и олимпиад.

Стабильные показатели успеваемости и повышение качества знаний учащихся.

Развитие познавательной сферы учащихся выпускных классов.

Сохранение положительной мотивации учащихся.

Инновационная деятельность педагогов.

Системный подход к анализу и планированию деятельности начальной школы.

Формирование позитивного образа школы через создание комфортных условий обучения и воспитания детей.

Проанализировав работу учителей начальной школы можно сделать вывод: методическая работа учителей направлена на стимулирование самообразования, на формирование устойчивой мотивации к совершенствованию, своей научно-теоретической, методической и психолого-педагогической деятельности, раскрытие творческих способностей учителей.

Коллективу педагогов начальных классов близка основная идея авторского коллектива Образовательной системы «Школа 2100», который конечной целью обучения видит «выращивание функционально грамотной личности», что в обобщенном виде означает: «Человек, способный решать разные задачи, возникающие в жизни, оставаясь при этом человеком».

Цель работы ШМО 2012 – 2013 на учебный год:

«Создание культуротворческой образовательной среды, способствующей становлению личности младшего школьника».






map