Образовательный педагогический проект Театрализация как метод адаптации литературных и



Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений изучаемых по программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Введение

Актуальность проекта.

Во время обучения детей из ДДИ №4 г. Павловска по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой учителя сталкиваются со многими проблемами, обусловленными не только серьезными множественными нарушениями развития учащихся, но и синдромом «госпитализма», включающего в себя как сенсорную, так и эмоциональную депривацию.

Во время изучения таких предметов как «альтернативное чтение» и «музыка и движение» у учащихся возникают трудности с восприятием литературных и музыкальных произведений, даже рассчитанных на ранний возраст, поэтому и возникла идея данного Проекта.

Приведем краткую характеристику класса:

В классе обучается пятеро детей, три мальчика и две девочки. Возраст учащихся составляет от 8 до 15 лет. Все дети проживают на территории ДДИ №4 г. Павловска.

Все учащиеся имеют тяжелые и множественные нарушения развития: двигательные нарушения (дцп), тяжелые нарушения речи (практически, ее отсутствие), нарушения функций анализаторных систем (тактильной чувствительности, не грубые нарушения зрения), эписиндром, расстройства эмоционально- волевой сферы, нарушения социального поведения, одна девочка (Даша К.) имеет синдром Дауна.

Каждый из детей имеет свою структуру нарушения, особенности поведения, развития коммуникативных навыков. В связи с этим внутри класса можно выделить три микрогруппы. В первую микрогруппу входит один ученик — Миша Р. У него отсутствуют грубые нарушения со стороны слуха и зрения, он достаточно легко вступают в контакт с окружающими людьми, может участвовать в групповых занятиях. Однако его двигательная активность несколько ограничена, при довольно сохранном интеллекте. Главная задача при работе с ним: переход от действий по подражанию и полусопряженных действий (например: рисование и изготовление поделок) к действиям по словесной инструкции учителя. Вторая микрогруппа представлена одной девочкой (Дашей К.) имеющей синдром Дауна. Из-за гиперактивности и двигательной расторможенности она требует постоянного внимания. Главная задача с ней: воспитание усидчивости, повышение концентрации внимания, выполнение требуемых действий, контроль агрессии. К третьей микрогруппе можно отнести двух новых учеников (Алексей Л. и Максим Б.) и одну девочку – Елену Т. Лена имеет довольно сохранный интеллект и очень серьезные двигательные нарушения. Алексей Л. и Максим Б. имеют сходные возможности интеллекта и затрудненную двигательную активность. Мальчики находились на индивидуальном обучении, в связи с чем они очень ревностно относятся к отсутствию постоянного внимания со стороны учителя. Часто возникают капризы, переходящие в истерики, требованиями которых является уделение внимания и взятие учеников на руки. Главной задачей у учеников данной микрогруппы является воспитание терпения, усидчивости, принятие правил коллектива и включение новых учеников в групповой образовательный процесс.

Все дети хорошо переносят школьную нагрузку, занятия в группе активно стимулируют коммуникацию учащихся как друг с другом, так и с учителем.

Проект реализуется в рамках двух учебных предметов: «Альтернативное чтение» и «Музыка и движение». Однако на этапах подготовки, например, изготовление декораций для мини-спектакля, проводятся уроки в рамках проекта по предметам «Ручной труд», «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо».

Цель и задачи проекта

Целью данного проекта является адаптация литературных и музыкальных произведений для учащихся начальной школы, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость и множественные нарушения развития.

Задачи:

Поддерживать и развивать мотивацию к обучению; формировать эстетическое восприятие литературных и музыкальных произведений.

Формировать положительный эмоциональный фон на занятиях, снимать психическое и физическое напряжение, агрессию, негативизм.

Расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.

Ожидаемые результаты

На протяжении всего времени реализации проекта проводится мониторинг индивидуального развития учащихся: диагностика развития познавательных процессов, оценка психо-эмоционального состояния учеников.

Предполагается в результате реализации Проекта получить:

повышение мотивации к обучению;

повышение концентрации внимания;

улучшение памяти, проявляющееся в более быстром запоминании литературных произведений (например, коротких стихов-потешек);

воспитание эстетического восприятия;

расширение пассивного и активного словарного запаса;

формирование и развитие потребности в общении учащихся как со взрослыми, так и друг с другом.

4. Описание проекта

Театрализация как метод обучения «Особых детей»

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

«Особые дети» чаще всего не умеют играть. Задача педагога – научить детей играть, а через игру – постигать новые навыки и умения, обучаться контролю за своим поведением и эмоциями, адекватно оценивать поступки других людей, уметь проявлять сочувствие и сострадание, заботу о других. Уже поэтому игры – важное средство воспитания и самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественным путем.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие –ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

«Особым детям» чаще всего недоступен весь спектр возможностей, которые предоставляют творческие игры. Здесь задача педагогов увидеть возможности ребенка и найти применение им в каждой конкретной игре, индивидуально изменив задание, оставив возможности для развития навыков учащихся и предоставив им максимально возможную свободу.

Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных и музыкальных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки, песенки и потешки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни — сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Однако, в отношении «особых детей» часто возникает необходимость упрощения сюжетов для максимальной адаптации к особенностям восприятия данной категории учащихся.

Полноценное участие «особых» детей в театрализованной игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Таким образом, обогащается пассивный словарный запас «неговорящих» детей, логопедические упражнения на звукоподражания героям произведения стимулируют развитие активной речи школьников. Анализ поступков героев произведения помогает ученикам корректировать и собственную эмоционально-волевую сферу: чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения.

Как ранее говорилось, для того, чтобы оценить состояние героя, его настроение, причины и характер его поступков, проникнуть в его внутренний мир, необходимо внимательно прослушать произведение. А кто, как не педагог может умело прочесть сказку или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Созданию таких «сюрпризных моментов» способствует разнообразие видов театрализации, вовлечение детей во все этапы создания спектаклей. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

«Особые» дети в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта могут принимать участие в постановке театрализованных игр, драматизаций с помощью кукол. Кто-то из детей может участвовать в самой драматизации, кто-то в ее подготовке, а кто-то будет участвовать только в качестве зрителя. Задача педагогов — адаптировать сказки для «особых» детей, не перегружать их незнакомыми словами и понятиями, сохранить небольшой объем, эклектический стихотворный слог, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, наличие предметов, обогащающих сенсорный опыт (тактильные, обонятельные, зрительно-слуховые стимулы и т.д.). Все это делает сказку доступной к облегченному усвоению и воспроизведению «особым» ребенком.

Даже если «особый» ребенок является только зрителем, сказка, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир.

Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. (Между тем, мне кажется, что здесь очень важным является подбор инсценируемого произведения, который должен учитывать особенности детей — участников и зрителей, чтобы не вызвать у них негативной реакции). Также нужно заметить, что некоторым «особым» детям очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть или закрыть глаза, т.е. выразить свое состояние с помощью мимики, особенно это касается детей с ДЦП, так как развитие мимики для них, в силу их дефекта, крайне затруднено. Такого рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети увлекшись происходящим на сцене начинают улыбаться, грустить, нахмуривают брови.

Коррекционная роль такого рода игр заключается и в том, что они развивают мышление (дети постепенно усваивают последовательность эпизодов сказки, названия персонажей, основные звукоподражания), внимание (дети сосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), память (дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки). Также участие «особых» детей в инсценировках обогащает их словарный запас.

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды (использование кукол перчаточного типа). Работа с куклой позволяет корректировать мелкую моторику руки и координацию движений.

Участие детей во всех этапах подготовки спектакля (изготовление персонажей, декораций), отработка необходимых навыков и умений для постановки спектаклей (во время коррекционно-развивающей работы с логопедом и психологом; во время уроков, которые входят в планирование Проекта) создает единый вектор всего образовательного процесса, так как во время проработки литературного или музыкального произведения затрагиваются практически все предметные области учебного плана.

Театрализация на уроках музыки и движения

     Театрализация,  как один из методов, используемых на уроках музыки, предоставляет широкие возможности для освоения музыкальных произведений. Использование этого метода начинается с игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, птички машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши),  переходит на  работу с малыми формами — инсценированию песни  и  постепенно развивается до театрализации произведений с развернутым сюжетом. Для детей с глубокими и множественными нарушениями является значительной трудностью понимание содержания  даже небольшого художественного произведения. Преодолеть трудности, связанные с особенностями данной категории детей  помогает театрализованная игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованная игра – деятельность эмоционально насыщенная, это делает ее привлекательной для детей.

 Театрализованная игра на уроке музыки — это разыгрывание в лицах содержание  песен. Герои песни становятся действующими лицами, а их приключения, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Практика разыгрывания сюжета песни развивает многие психические процессы, тренирует память, развивает воображение. Постепенное освоение сюжета песни, его «проживание» и понимания характера персонажа постепенно переходит  от повторения, действий по подражанию  к интерпретации и в последующем к импровизации.

    Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре на основе которой облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

   При подготовке к спектаклю каждый персонаж произведения наделяется своим лейт-мотивом, песней.  Постепенно, после работы над инсценировкой каждой песни, когда дети освоили характер каждого героя, можно переходить к освоению сюжета сказки. Песни, которые являются лейт-мотивами героев сказки помогают детям следовать за сюжетом произведения, являются своеобразными «якорями» внимания ребёнка, удерживающего его в рамках заданного сюжета.

В спектакле «Путешествие колобка» используются песни «Лошадка» (муз. М.Раухвергера, сл. А. Барто), «Бычок» (муз. Н. Будашкина), «Птичка» (муз.Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина). Музыкальное содержание составляют не только песни. Дети учатся узнавать животных по характерным звукам: топот копыт лошади, мычание коров, пение птиц.

Важно чтобы ребёнок, работающий над инсценировкой  произведения или его эпизода, умел:

—  выделить основную    сюжетную    линию    произведения,          

—  определить героев произведения, осознать их взаимоотношения. 

    В процессе занятий у детей формируются навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие); умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые анализаторы. Формируются первоначальные обобщённые, самые элементарные  представления  о «художественном образе», закладываются основы речевых навыков, формируются навыки музыкально-ритмических движений.

Коррекционно-развивающая работа и театрализация

в работе психолога

Групповая коррекционно-развивающая работа психолога с учениками класса во многом перекликается с педагогической работой по учебным областям образовательной программы, что можно объяснить работой и педагога, и психолога с познавательной и эмоционально-волевой сферами учеников.

Однако педагог-психолог имеет и свой арсенал методов и средств работы, отличный от инструментария учителя. Применительно к методу театрализации целесообразно говорить об использовании в работе методов арт-терапии, а именно песочной терапии и игр с водой.

Отмечу, что в условиях работы с учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития используется не классический вариант песочной терапии, предполагающий осмысление и личностную переработку используемых образов и конструктов, а в большей степени игры с песком, являющиеся более лёгким вариантом, содержащим, тем не менее, в себе компоненты терапии.

Игры с водой и песком являются естественной и доступной для каждого ребенка форма деятельности; игры с этими материалами имеют и терапевтический эффект – сама их фактура оказывает приятное  успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку.

Можно выделить несколько важных междисциплинарных целей, достижение которых возможно благодаря использованию данных материалов:

Развитие мелкой моторики, зрительной и двигательной координации;

Коррекция мышечного тонуса (возможность расслабления кистей и пальцев рук);

Коррекция познавательных процессов (восприятие и внимание, мышление, мнемические процессы, речь);

Закрепление знаний по учебным предметам, полученных на уроках («Окружающий мир» — физические свойства воды и песка, использование природных и натуральных материалов; «Математические представления и конструирование» — пространственные и количественные представления, конструирование фигур, макетов);

В рамках проекта по театрализации игры с водой и песком помогают решать следующие задачи:

Ориентировка в различных условиях среды и выработка норм и правил поведения;

Формирование представлений о процессуальных действиях в рамках игровой ситуации и собственно процессуально-игровые действия;

Формирование и развитие представлении о полярности и силе выраженности эмоциональных проявлений (как собственных, так и заданного игрового персонажа);

Формирование положительного эмоционального фона, снятие психического и физического напряжения, агрессии, негативизма.

Таким образом, собственно коррекционно-развивающая работа психолога является составной частью работы по подготовке детей к процессу театрализации, включая в себя как коррекционно-развивающий, так и терапевтический потенциал.

Театрализация в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии.

На современном этапе развития образовательной системы происходит активное включение детей с множественными нарушениями, в систему специального образования.

В работе с такими детьми, необходимо использовать сочетание различных способов обучения с привлечением дополнительных источников положительной мотивации. Одним из таких способов, направленным на коррекцию и развитие всех психофизических функций, а в частности, речевого развития детей, являются театрализованные игры-занятия.

Наиболее доступным материалом для этого, является сказка. Тексты сказок ритмичны, просты, но их можно еще более упростить в соответствии с речевыми и интеллектуальными возможностями ребенка. Названия животных, без ущерба для смысла сказки, можно заменить на звукоподражания: не «лошадка», а «и-го-го»; не «собака», а «ав-ав». Простота звукоподражания стимулирует детей к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. В процессе обыгрывания действий можно использовать различные средства невербального общения: жесты, пантомимику, что также в дальнейшем расширит возможности коммуникативной деятельности ребенка.

Сказка замечательна и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению.

Важной составляющей театрализованной игры является развитие слухового восприятия — формирование умений вслушиваться в речь, сосредоточиваться на восприятии речи и реагировать на нее ответными двигательными и звуковыми актами. Это способствует повышению уровня понимания содержания речи, за счет накопления и расширения пассивного и активного словарей.

Конспекты занятий построены на материале сказок, выбранных для постановок в данный момент учебного года. Задания сопровождаются не только предметными и сюжетными картинками, но и образными игрушками, что способствует формированию у детей зрительного восприятия, внимания, памяти, интереса к театрализованным играм, желания принимать участие в игре, учит детей соотносить реальный предмет с его плоскостным изображением. Однако важной логопедической задачей является соотнесение предмета со словом.

От занятия к занятию задания усложняются. Одна и та же игра проводится несколько раз, но каждая из игр содержит элемент новизны с постепенным усложнением материала и включением детей.

Всему вышеперечисленному предшествует индивидуальная работа с детьми, направленная на формирование слухового и зрительного восприятия, речевого дыхания, активизацию органов артикуляции.

Каждое занятие имеет свои цели и задачи: образовательные, коррекционные и воспитательные.

Основной целью логопедической работы в рамках реализации данного проекта является создание условий для коррекции речевых нарушений, активизации средств коммуникативной деятельности.

Достижение намеченной цели возможно в рамках решения нескольких задач:

— формирование потребности в общении через введение коллективного взаимодействия в игре;

— развитие невербальных средств общения: мимика, жесты;

— активизация вербальных средств общения через звукоподражания;

— развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;

— расширение пассивного словаря;

— формирование речевого дыхания;

— развитие артикуляционной моторики;

Таким образом, театрализованные игры в структуре логопедического занятия, могут стать мощным стимулом для речевого и коммуникативного развития детей с интеллектуальными и двигательными нарушениями.

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на начальную школу.

На начальном этапе учителя и специалисты службы сопровождения отбирали и адаптировали сказки, которые предполагается театрализировать в рамках Проекта. Также производился анализ литературы и интернет-ресурсов по изучаемой тематике. Проектная деятельность изучалась на семинарах и самостоятельно всеми взрослыми участниками Проекта (тема самообразования). Учитель класса и учитель музыки и движения разрабатывали календарно-тематическое планирование на учебный год по всем предметам, включенным в Проект.

На втором, основном, этапе, под который разработано тематическое планирование по предметам, учащиеся начинают осваивать литературные произведения (сказки) и музыкальные произведения, используя метод театрализации. В рамках школьных предметов (альтернативное чтение, музыка и движение, развитие речи и окружающий мир, графика и письмо, ручной труд) ученики знакомятся с различными видами театрализации и, в частности с кукольными театрами различных видов (перчаточные, пальчиковые, конусные куклы; «плоскостной» театр теней или театр на фланелеграфе, театр «на столе»), с помощью взрослых ученики изготавливают сами куклы, декорации для спектаклей. На уроках при изучении различных тем вводится кукольный персонаж (из изучаемой на данный момент сказки), помогающий детям и вносящий «сюрпризный» момент в каждый урок.

На третьем, завершающем, этапе предполагается показ спектакля с участием учеников и учителей. Также предполагается создание видеофильма по спектаклю и презентации, отражающей основные этапы подготовки.

Таким образом, каждый спектакль отражает основной и завершающий этап Проекта. Предполагается показ четырех спектаклей.

6. Список мероприятий

— Проведение уроков согласно тематическому планированию;

— Проведение коррекционно-развивающей работы с применением элементов различных методик;

— Планируемые большие театрализации: конец первого полугодия 2013-2014 уч.г., конец второго полугодия 2013-2014 уч.г.; конец первого полугодия 2014-2015 уч.г., конец второго полугодия 2014-2015 уч.г.;

— Выездные экскурсии – посещения детских спектаклей – 2 раза в год.

7. Сроки реализации проекта

С 2013-2014 учебного года по 2014-2015 учебный год.

8. Участники проекта.

Проект рассчитан на начальную школу. В проекте участвуют:

ученики 3 «Г» класса «Особый ребенок» ГБОУ С(К)ОШ №25 VIII вида Петроградского района СПб;

учитель и классный руководитель 3 «Г» класса Мулкахайнен Любовь Михайловна;

учитель музыки и движения Козлова Ольга Александровна;

педагог- психолог Сыроватко Марина Валерьевна;

учитель-логопед Понкратова Галина Ивановна;

помощник-воспитатель Гегина Татьяна Сергеевна.

9. Используемые ресурсы

Список использованной литературы:

Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии – СПб 2001

Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться — СПб 2011

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. — СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.

Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет – СПб 2006

Боровская И.К., Былино М.В., Калинина Е.М. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов – Минск 2007

Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. — СПб.: КАРО, 2006.

Баряева Л. Б. (ред.) Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» 1-2 года. СПб.: Речь, 2012.

http://mylittles.info/

http://eti-deti.com/

http://littleone.ru/

Литературные и музыкальные произведения

Сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Снегурушка и лиса», «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба», «Рукавичка» и др. (по ходу образовательного процесса и в зависимости от данных периодического мониторинга ЗУН учащихся, происходит выбор той или иной сказки для театрализации)

Музыка:

Малые фольклорные формы, относящиеся к каждому герою спектакля (например: «Ой, бычок, мой бычок…», «Летели две птички, птички невелички…» и т.п.)

Авторские песни






map