Общаемся с родителями домашняя работа в начальной школе



Родительское собрание

«Общаемся с родителями: домашняя работа в начальной школе»

Барташевич Надежда Васильевна

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

с углублённым изучением отдельных предметов предметов г. Пушкино

Цель проведения: обсудить с родителями значение домашней работы школьников, способствовать развитию желания приходить на родительские собрания.

Место проведения: 2 класс

Подготовка к проведению: продумать сценарий собрания, вопросы для обсуждения, подготовить высказывания о школе, выставка тетрадей учащихся класса, оформить классную комнату.

Ход собрания

I.Вступительное слово учителя

Уважаемые папы и мамы! Я рада снова видеть Вас на собрании. Предлагаю Вашему вниманию высказывания о школе (можно презентацию)

1.Чтение высказываний известных людей о школе, не показывая авторов:

«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» (А.Барбюс)

«»Знания добывай своими силами. Пользоваться результатами труда товарища бесчестно. Несамостоятельное выполнение учебных заданий – первый шаг к тунеядству» (В.А.Сухомлинский).

«Ничего не следует изучать для школы, но всё надобно изучать для жизни, чтобы потом, по выходе из школы ничего не разлетелось бы по ветру» (Я.А.Каменский)

«Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого» (А.С.Макаренко)

Если после учёбы не возникают интересующие вопросы, то зря ходил в школу» (И. Геворгян)

-Как вы думаете, кто написал эти высказывания?

-А можете ли вы сказать, как эти люди относятся к детям?

-Какие мысли о школе Вам больше всего понравились?

Сообщение темы

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Таким образом, назрела необходимость пересмотреть особенности организации образовательного процесса со стороны учителя. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у детей будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться. Помогать детям учиться мы будем вместе. Тема нашего разговора «Домашняя работа в начальной школе». Сегодня нам предстоит понять:

Почему назрел вопрос о выполнении домашней работы?

Что такое домашнее задание, зачем его задают.

Обсудить, почему домашнюю работу дети выполняют не всегда хорошо.

Подумать, как помочь тем детям, кто плохо выполняет домашние задания.

Назначение домашнего задания:

Формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки к самообразованию.

Воспитание волевых усилий ребёнка, ответственности, самостоятельности и инициативы.

Овладение навыками учебного труда, умения добывать необходимую информацию из различных источников, пособий, словарей, в сети Интернет.

Формирование исследовательских умений (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.)

Нам с вами необходимо научить ребёнка не тратить много времени на «раскачку» перед выполнением домашних заданий. Научить работать быстро, сосредоточенно, не превращая приготовление уроков в нудный и мучительный процесс.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребёнка, который долго занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Объём домашних заданий обучающихся, в том числе в начальной школе, регламентируется действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-2 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Пунктом 2.9.19. настоящего документа установлено, что «домашние задания даются обучающимся с учётом их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 часа, во 2 классе – до 1, 5 ч., в 3- 4 классе –до 2 часов.

Именно родители должны обратить внимание на то, чтобы дома ребёнок не засиживался за уроками дольше положенного времени и обязательно прерывался на несколько минут для небольшой разрядки.

Продолжительные занятия неблагоприятно отражаются не только на общем развитии, но и на здоровье детей. Кто слишком много тратит времени на уроки, тот меньше бывает на воздухе, недостаточно двигается, недосыпает. У таких детей не остаётся времени на другие занятия, они чаще устают, жалуются на недомогание. День у ребёнка целиком превращается в рабочий, который по своей продолжительности может перекрывать рабочий день взрослых. Такая ситуация, к сожалению, не редкость. Домашние задания имеют несколько направлений.

Виды домашних заданий:

— задания, направленные на подготовку ученика к восприятию нового материала;

— задания, направленные на закрепление знаний, умений и навыков;

— задания, направленные на применение знаний на практике;

— задания творческого характера.

Каждый из этих видов заданий носит либо индивидуальный характер, либо групповой. В школе стало больше учителей, которые дифференцированно, с учётом познавательных возможностей и особенностей учащихся подходят к объёму и содержанию домашних заданий, избавляя детей от ненужной и малопривлекательной для них репродуктивной деятельности.

Домашние задания творческого характера менее утомительны, формируют познавательный интерес, позитивный настрой к учёбе. Появились школы, работающие без домашних заданий. Но любое домашнее задание должно выводить школьника на новый уровень его познавательной деятельности по сравнению с той, какую он выполнял в классе, должно стимулировать его любознательность, жажду познания нового, предвидеть то новое, с чем он столкнётся завтра на уроке. Поисковый характер задания – вот главный признак домашней работы. Такая домашняя работа – неотъемлемый спутник современного урока.

На каждом уроке я провожу чёткий и ясный методический инструктаж, постоянно проверяю и анализирую домашнюю работу в классе, поощряю достижения учащихся, предсказываю перспективы их роста. Иногда даю детям возможность самостоятельного выбора домашнего задания. Такая домашняя работа нужна современному школьнику, она оправдывает себя в структуре обучения.

Совместная работа педагога и родителей

Научить школьника готовить уроки быстро – непростая задача. Если мы с вами будем работать в сотрудничестве, с учётом особенностей и способностей ребёнка, то систематические усилия приведут к желаемому результату. Вот несколько советов, которые можно использовать:

Договоритесь с ребёнком, чтобы он постарался успеть выполнить задание в течение условленного времени.

Не создавайте стрессовую, нервозную обстановку.

Не ругайте за то, что у него не получается. Разберитесь, в чём причина: задание оказалось сложным или было трудно сосредоточиться.

Учитывайте особенности своего ребёнка.

Используйте ту или иную тактику, постарайтесь понять, что для него может стать стимулом.

Не забывайте почаще хвалить, даже если у него успехи невелики.

Устраивайте перерыв, к примеру под музыку, это позволит быстрее восстановить работоспособность. Только при этом необходимо помнить, что физкультурная пауза не должна чрезмерно возбуждать, чтобы потом не пришлось тратить время на то, чтобы успокоиться, сосредоточиться на задании и начать работу.

Помните, что очень важно избавить ребёнка от гиперопеки. Чрезмерное внимание и помощь формируют зависимость ребёнка, его беспомощность, нерешительность, необходимость согласовывать с вами каждый свой шаг.

Другая крайность в поведении родителей: полная отстранённость от участия в учебных делах ребёнка. Даже если у него нет проблем с уроками, родителям следует обязательно поинтересоваться, что было в школе, что проходят по предметам. Ведь даже способный ребёнок ещё не в состоянии оценить, насколько полно и правильно он усвоил учебный материал. И важно, чтобы вы не принимали роль строгого «контролёра», требуя «слово в слово» повторить пройденное. Лучше создать игровую ситуацию, в которой необходимо продемонстрировать свои знания. Заодно ребёнок получит представление о том, зачем эти знания ему необходимы.

Очень важно соблюдать режим дня. Убеждена, что мало у кого в семье он существует. Составьте режим дня вместе с ребёнком, обговорите все пункты, красиво оформите и повесьте на видное место. Теперь дело за малым: соблюдать режим неукоснительно!

Часто родители спрашивают, в каком порядке следует делать уроки: сначала устные, а потом письменные, начинать с лёгких или трудных? На это можно ответить так, что единого для всех рецепта нет. У детей существует много индивидуальных различий в устойчивости внимания, быстроте «вхождения» в работу, определённых пристрастиях. И всё-таки можно предложить некоторые советы.

Если ребёнок не научился сосредоточенно работать продолжительное время, рекомендую начинать выполнение уроков с письменных заданий, так как выполнение письменных заданий требует больших усилий, определённой малопривычной позы, а мышцы кисти руки испытывают при этом значительное напряжение.

Специальные исследования показали, что большинство детей 7-8 лет, начиная с 3-4 минуты непрерывного письма, не в состоянии сохранять правильную позу, качество письма начинает заметно ухудшаться. Поэтому и переписывать свои каракули, им очень трудно. Мало того, ребёнок может просто возненавидеть эти уроки.

Систематическая работа, постепенное увеличение нагрузки, а при необходимости и дополнительные занятия по развитию мелкой моторики (лепка, рисование, конструктор) обязательно дадут результат.

Выполнение письменных заданий необходимо чередовать с устными.

Каждый ребёнок – уникальное творение природы. И мальчики, и девочки по-своему привыкают к процессу выполнения домашнего задания. К сожалению, в педагогике и психологии нет универсального ответа на вопрос: как сделать так, чтобы все дети выполняли домашнее задание. В каждом конкретном случае есть своя причина нежелания учить уроки.

Мы в своём классе провели маленькое исследование и в результате опроса выявили, что одна девочка (Даша Ж.) не любит выполнять д/з, остальные дети любят выполнять д/з. Мальчики признались, что не хотят открывать портфель после школы. Они ждут, когда придут родители с работы и помогут им сделать уроки.

Мы просмотрели тетради по русскому языку, математике и выяснили, что лучше всех выполняют письменные работы Ксения В., Соня Г., Эдгар Г., Лиза Ф., Кристина Я., Кристина И.

К сожалению, есть в нашем классе ученики, которые плохо выполняют д/з. Ребята это сами увидели. На мой вопрос «Как помочь этим ученикам»? Ребята предложили много вариантов ответа. Вот некоторые из них:

Проветри свою комнату.

Включи тихую музыку.

Выполняй уроки в одно и тоже время.

Просмотри записи в дневнике.

Начни выполнять с самого лёгкого задания.

Выполняй сначала самое трудное, лёгкое задание оставь на потом.

Делай перерыв и смотри телевизор.

Выучи правило, а утром его повтори.

Посмотри мультики, а потом садись за уроки.

Если тебе трудно решить задачу, сделай рисунок.

Так советую наши дети, используя свой маленький опыт. А я предлагаю вам взять на заметку педагогический опыт.

На заметку родителям

Не превращайте выполнение домашних заданий в орудие пыток.

Формируйте положительную мотивацию выполнения д/з.

Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное д/з, хвалите его, радуйтесь его результатам.

Помогайте только в том случае, если ребёнок в этом нуждается.

Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка.

Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, предложите дополнительную литературу для качественного выполнения д/з.

Консультируйтесь с учителем, если видите, что ваш ребёнок испытывает трудности с подготовкой д/з.

Заключение

Рассказать об успеваемости обучающихся класса.

Литература:

1.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-03, утв. Главным государственным санитарным врачом 25.11.2002

2.Глассер У.Школа без неудачников, М., 1991

3.Справочник классного руководителя № 12/2008




map