Общение младших школьников



Общение младших школьников в коллективе.

Младший школьник — это человек, овладевающий навыками общения. Приобретение навыков взаимодействия с группой сверстников, умение заводить друзей являются одной из важных задач развития в этом возрасте.

Результаты исследований показывают, что отношение к друзьям и понимание дружбы имеют динамику на протяжении младшего школьного периода. Для детей 5-7 лет друзья — это те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется внешними причинами: дети сидят рядом, живут в одном доме, посещают одну секцию и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих друзей, они говорят, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В это время дружеские связи недолговечны, они легко возникают и могут быстро оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, разделяет их интересы. Для возникновения взаимной дружбы становятся важными такие качества, как внимательность, честность, уверенность в себе.

По мере освоения ребенком школьной жизни, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется факторами, общими для разных возрастных групп. Например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают покладистым характером, общительны, отличаются инициативностью и фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.

Группа школьников, имеющих отрицательное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми схожими чертами: они имеют трудности в общении с одноклассниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, грубости, капризности, так и в замкнутости; часто их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из них неаккуратны и неряшливы.

Перечисленные качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.

«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.

Нужно отметить, что с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это значит то, что к концу младшего школьного возраста происходит перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и то, что в 9-10 лет школьники острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом. Это сильный травмирующий фактор для ребенка, последствия которого часто требуют от психолога даже психотерапевтического вмешательства.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных реакций. Но, если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое плохое положение в системе личных отношений. Даже один единственный взаимный выбор является психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.

Положение ученика в коллективе зависит от норм, принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентациях. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом — в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

Воспитывая коллектив, надо видеть в нем каждого ребенка с его неповторимым духовным миром. Воспитание личности — это процесс, тесно связанный с воспитанием коллектива, но в определенном смысле это особая область воспитательной работы.

Использованные источники:

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 1968 — 296 с.

Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. — М.: Просвещение , 1976 — 375с.






map