Обучение аудированию иноязычной речи на начальном этапе обучения



Обучение аудированию иноязычной речи на начальном этапе обучения

«Обучение аудированию иноязычной речи на начальном этапе обучения», является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний. И недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. А ведь изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Проблемой обучения аудированию иноязычной речи занимались такие методисты, как Г.В.Рогова, Е.И.Пассов, И.Н.Верещагина, Е.Н.Соловова, В.М.Филатов, В.А. Артемов.

Понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование — очень трудный вид речевой деятельности. Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям.

Также аудирование как обратная связь у каждого говорящего во время говорения позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуется в звуковой форме речевые намерения. И конечно же, аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. В такой роли оно выступает, например, при просмотре фильма, телепередачи, прослушивании радиопередачи и т.п.

Очевидна важность и актуальность проблемы обучения аудированию. По мнению Ляховицкого М. В. Основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства являются вспомогательными, их назначение – создание более или менее ярко выраженной иллюзии приобщения учащихся к естественной языковой среде.

Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. Аудирование — это понимание воспринимаемой на слух речи. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывание и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке.

Аудирование отнюдь не является легким видом речевой деятельности. В статье Н.В.Елухиной отмечается, что «усвоение иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через аудирование». Поэтому аудирование вызывает наибольшие трудности. Аудирование — единственный вид речевой деятельности, при которой от лица ее выполняющего, почти ничего не зависит. Для того чтобы целенаправленность обучения аудированию на преодоление трудностей и формирования на этой основе умений и навыков, способствующих успешно функционировать в естественных условиях, необходимо четко представлять себе эти трудности, которые могут быть обусловлены: 1) характером языкового материала, 2)трудности могут быть связаны с языковой формой общения, 3)со смысловым содержания общения, композицией, 4)с условиями предъявления сообщения, 5)с источниками информации, 6)трудности касающиеся самого слушающего, его аудитивного опыта. Надо отметить, что некоторые методисты относят 4) и 6) к экстралингвистическим, а 1), 2), 3), 5) -лингвистическим. Трудности, обусловленные характером языкового материала, в свою очередь можно разделить на фонетические, лексические и грамматические трудности.

В методике прослеживается два пути обучения аудированию. Первый путь предлагает обучение аудированию в процессе выполнения специальных упражнений, т.е. аудирование выступает как цель обучения, следовательно, по этому пути аудированию следует обучать как виду речевой деятельности. Сторонники же второго пути указывают на необходимость сочетания упражнений в аудировании с элементами говорения, чтения, и письма. Т.е. аудирование здесь выступает как средство обучения другим видам речевой деятельности. Для этого предполагается неспециальные упражнения. Многие методисты, например, Е.Н.Соловова, Г.В.Рогова, И.Н.Верещагина объединяют эти два пути. Они предлагают учить аудированию как цели, а затем как средству, и поэтому они считают, что система упражнений для обучения аудированию должна включать в себя как специальные, так и неспециальные речевые упражнения.

Существует  две точки зрения на этапы обучения аудированию. Елухина Н.В. предлагает два этапа: 1) слушание текста и проверка понимания прослушанного, 2) работа по развитию базисных умений аудирования. Вторая точка зрения объединяет то, что было достигнуто до Елухиной Н.В. и после нее. Итак, ход работы с каждым текстом для аудирования:

1) подготовка  к прослушиванию;

2) само аудирование текста и проверка его понимания;

3) специальные  упражнения на развитие базисных  умений;

4) не специальные  упражнения.

Упражнения для формирования общих аудитивных навыков.

1. Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком ….

2. Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение.

3. Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов.

4. Прослушайте ряд звуков, выделите и запишите заданные звуки, сначала наблюдая артикуляцию учителя, затем не наблюдая ее.

5. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.

6. Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах

7. Определите количество слогов в услышанных словах.

8. Прослушайте фразу и скажите, сколько раз в ней употреблен заданный звук.

9. Определите количество долгих (кратких) гласных в услышанных словах.

10. Отметьте в колонках соответствующими номерами услышанные слова в топ последовательности, в которой они звучат.

11. Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово.

12. Определите количество слов в прослушанных предложениях.

13. Определите на слух омонимы и паронимы.

14. Определите на слух место ударения и его роль (смыслоразличительную, логико-выделительную, модальную).

15. Отметьте паузы в звучащем речевом патоке.

16. Определите на слух коммуникативный тип предложения в родном и иностранном языках, а также отметьте общее и различное в их интонационном оформлении.

17. Определите на слух дефект речи диктора (шепелявость, ‘сюсюканий, картавость).

18. В списке русских слов подчеркните те, которым соответствуют услышанные иноязычные.

19. Прослушайте предложения и скажите, сколько вопросительных, ‘утвердительных,- отрицательных предложений вы услышали

20. Прослушайте и попытайтесь обнять словосочетания и группы слов, обращая особое внимание на произношение звуков на стыках слов.

Таким образом, владение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить и понимать иностранный язык, а так как этот процесс сложный и трудный, то в школах надо уделять большее внимание данной процедуре. Очень важно повысить и мотивацию у учащихся к пониманию иностранной речи на слух. А ведь к совершенствованию процесса обучения аудированию есть все предпосылки: техника в современное время развивается высокими темпами, и у учителей появляется все больше возможностей использовать различные виды технических средств обучения. 






map